Презентация, доклад на тему Образовательный проект Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия старших дошкольников

Содержание

Автор проекта: Глазырина Людмила Леонидовна Тип проекта: долгосрочный Вид проекта: познавательный, групповой Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги ДОУ Заказчик проекта: администрация детского сада Сроки работы по проекту:

Слайд 1Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников
Образовательный проект


Составил:
педагог-психолог


МДОУ детский сад № 3 «Теремок»
п. Советский Республики Марий Эл





Глазырина Людмила Леонидовна

Психогимнастика  как средство развития  и формирования эмоционального благополучия дошкольниковОбразовательный проектСоставил:педагог-психолог  МДОУ детский сад №

Слайд 2Автор проекта: Глазырина Людмила Леонидовна Тип проекта: долгосрочный Вид проекта: познавательный, групповой Участники проекта:

дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги ДОУ Заказчик проекта: администрация детского сада Сроки работы по проекту: август 2017 г. по июнь 2018 г.

Паспорт проекта

Автор проекта: Глазырина Людмила Леонидовна Тип проекта: долгосрочный Вид проекта: познавательный, групповой Участники проекта: дети старшего дошкольного

Слайд 3Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных

на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Основная цель — преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

«Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.
Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека,и, прежде всего ребенка».
Л.С. Выготский

Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон

Слайд 5Фазы психогимнастики:
Мимические и пантомимические этюды


Этюды и игры на выражение отдельных

качеств характера
и эмоций

Психотерапевти
ческие
этюды и игры

Психомышечная тренировка



Выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.д.), их моральная оценка.



Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. Коррекция настроения и отдельных черт характера ребёнка.



Снятие психомышечного напряжения, внушение желательного настроения, поведения.



Выражения основных эмоций: радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх, застенчивость. Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

Фазы психогимнастики:Мимические и пантомимические этюды Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций Психотерапевтические этюды

Слайд 6Актуальность

У современных детей отмечается:
возрастание отклонений аффективного развития;

обедненная эмоциональная

жизнь, способствует развитию у детей общего эмоционального неблагополучия;

Работа педагога осложняется тем, что появляется все больше детей, склонных к ссорам и агрессии, избегающих своих сверстников, замкнутых, тревожных, с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
Актуальность	У современных детей отмечается: возрастание отклонений аффективного развития;  обедненная эмоциональная жизнь, способствует развитию у детей общего эмоционального

Слайд 7Актуальность
ПРОБЛЕМА:
Проблема  психического здоровья стоит в наше время очень остро.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья количество детей с патологией за последние годы увеличилось в два раза.
Проблемой является то, что ребенок дошкольного возраста не умеет управлять своими эмоциями, регулировать поведение. Важно помочь ему овладеть навыками саморегуляции эмоциональных состояний. Эффективным методом обучения детей саморегуляции является психогимнастика.
АктуальностьПРОБЛЕМА:   Проблема  психического здоровья стоит в наше время очень остро. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья

Слайд 8Актуальность

Уровень развития эмоциональной сферы старших дошкольников на начальном этапе:
Графическая методика

«Кактус»

Вывод: по данной методике в детских рисунках присутствует повышенный уровень агрессивности, тревожности, стремление к защите, эгоцентризма, интровертированности,  демонстративности и наблюдается чувство одиночества .

АктуальностьУровень  развития эмоциональной сферы старших дошкольников на начальном этапе:Графическая методика «Кактус»Вывод: по данной методике в детских

Слайд 9Актуальность

Уровень развития эмоциональной сферы старших дошкольников на начальном этапе:
Вывод: По

результатам диагностики выявилось, что дети, плохо изображают предложенные эмоции: страх, удивление, испуг, недостаточно распознают эмоции других людей.

«Методика изучения мимической моторики» Г.А.Волковой

АктуальностьУровень  развития эмоциональной сферы старших дошкольников на начальном этапе:Вывод: По результатам диагностики выявилось, что дети, плохо

Слайд 10Объект и предмет исследования

Объект исследования - эмоциональные состояния детей.

Предмет исследования -

психогимнастика как средство развития эмоциональных состояний у детей .

Объект и предмет исследованияОбъект исследования - эмоциональные состояния детей.Предмет исследования - психогимнастика как средство развития эмоциональных состояний

Слайд 11Цель и задачи исследования
Цель исследования:
изучение метода психогимнастики для развития эмоционального

состояния у детей дошкольного возраста.

Задачи по развитию эмоциональной сферы:
-          научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;
-           различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т. п.);
-           произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу;
-        сопереживать (принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);
-           отвечать адекватными чувствами (в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).
- дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);
- совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

-

Цель и задачи исследованияЦель исследования: изучение метода психогимнастики для развития эмоционального состояния у детей дошкольного возраста. Задачи по

Слайд 12Гипотеза и новизна исследования
Новизна заключается в разработке тренинговой программы по сохранению

психического здоровья и предупреждению эмоциональных расстройств у детей посредством психогимнастики.

Гипотеза: активное использование метода психогимнастики поможет сохранить психологическое здоровье и эмоциональное благополучие у дошкольников.

Гипотеза и новизна исследованияНовизна заключается в разработке тренинговой программы по сохранению психического здоровья и предупреждению эмоциональных расстройств у детей

Слайд 13Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева

о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности.
А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно- эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.

Научная обоснованность

Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание

Слайд 14Интеграция образовательных областей
Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое
развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие

усвоение норм и

ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,


обогащение активного словаря детей, развитие связной диалог. и монологической речи;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).

Формирование опорно-двигательной системы организма,
развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;


Развитие любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира










Интеграция образовательных  областейПознавательное развитиеСоциально-коммуникативное развитие Речевое развитиеХудожественно-эстетическое развитиеФизическое развитиеусвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая

Слайд 15Методы исследования
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

Диагностика развития эмоциональной сферы старших

дошкольников;

Обобщение и внедрение передового опыта.

Методы исследования Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;Диагностика развития эмоциональной сферы старших дошкольников;Обобщение и внедрение передового опыта.

Слайд 16Ожидаемые результаты
Дети
Родители
Педагог


- Эмоции приобретут значительно большую глубину и

устойчивость,
- Будут преобладать положительные эмоции;
- Появится постоянная дружба со сверстниками;
-Ссформируются умения сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;
- Эмоциональная реакция ребенка будет адекватна ситуации;
- Изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).
Снизится уровень тревожности.
Научатся элементам техники выразительных движений и в саморасслаблении.


- Сотрудничество с ДОУ;
- Заинтересованность в сохранении психологического здоровья;
Овладение техниками психогимнастики;
Приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.
Сформируются гармоничные детско-родительские отношения


- Повышение профессионального мастерства;
- Внедрение в педагогический процесс опыта работы по данной проблеме
Повышение интереса к проблеме эмоционального благополучия детей посредством психогимнастики.
- Расширение педагогических знаний по предупреждению эмоциональных расстройств у детей;

Ожидаемые результатыДети Родители Педагог - Эмоции приобретут значительно большую глубину и устойчивость, - Будут преобладать положительные эмоции;-

Слайд 17Основные этапы проекта
1 этап:

подготовительный (констатирующий) –
август –сентябрь 2018 год
Цель: включение участников проекта в информационно-аналитическую и мотивационно-целевую деятельность с целью обеспечения их готовности к освоению проблемы.
Задачи:
- Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
- Составить тренинговую программу по сохранению психического здоровья и предупреждению эмоциональных расстройств у детей по средством психогимнастики;
- Провести наблюдение и диагностику детей;
- Повысить собственную профессиональную компетентность;
- Организовать педагогическое просвещение родителей.

Ожидаемый результат – мотивационная, теоретическая, практическая готовность участников проекта к освоению проблемы.

Основные этапы проекта       1 этап: подготовительный (констатирующий) –

Слайд 18Методическая литература

Методическая литература

Слайд 19Основные этапы проекта

2 этап: практический (формирующий) –
октябрь 2018-апрель 2019 год
Цель: включение участников проекта в практическую деятельность по реализации мер и мероприятий в рамках проекта.
Задачи:
Проводить тренинговые занятия по формированию эмоционального благополучия с помощью психогимнастики;
Учить детей словесными и несловесными воздействиями детей друг на друга;
Учить детей выражать и переживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей;
Учить сопереживать другим людям;
Тренировать умения детей регулировать свои поведенческие реакции;
Учить выделять и узнавать типичные формы адаптивного и неадаптивного поведения;
Закреплять приемлемые для ребенка стереотипы поведения и способы разрешения конфликтов;  

Основные этапы проекта

Слайд 20Основные этапы проекта

2 этап: практический (формирующий) –
октябрь 2018-апрель 2019 год
Задачи:
Развивать движения, эмоции, общение, поведение;
Тренировать, направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их;
Тренировать изменять характер своих движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями;
Учить чередовать и сравнивать противоположные по характеру движения, сопровождаемые попеременно мышечным напряжением и расслаблением;
Тренировать ребенка изменять характер своих движений, опираясь на работу воображения и чувств;
Провести информационные консультации для родителей и педагогов.
Ожидаемый результат – практическая готовность участников проекта к деятельности по решению поставленных задач, реализация плановых мероприятий проекта.

Основные этапы проекта

Слайд 21Пластические этюды

Пластические этюды

Слайд 22Представить, что вы строители (наливаете краску, красите стену, ставите лестницу к

стене, забиваете гвозди и т.д.);
Представить себя пилой, молотком, дрелью или любым рабочим инструментом;
Изобразить подъемный кран, брошенный кирпич, груженый самосвал;
Угадайте, что я делаю?
Образные перевоплощения и оживление предметов;

Образно- пластическое творчество детей

Представить, что вы строители (наливаете краску, красите стену, ставите лестницу к стене, забиваете гвозди и т.д.);Представить себя

Слайд 23 Медведь и пчелы. Медвежата мед искали, дружно

дерево качали. Показать, как раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает на него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно. Показать, как медведь отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Изобразить, как жалко медведя.

Передать мимикой и движением поведение… Обыгрывание

Медведь и пчелы. 	Медвежата мед искали, дружно дерево качали. Показать, как раскачивается

Слайд 24Дидактические игры

Дидактические игры

Слайд 25Дидактические игры

Дидактические игры

Слайд 26«Уголки настроения»

«Уголки настроения»

Слайд 27Музыкально-театрализованные постановки
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Сказка «Гуси-лебеди»

Музыкально-театрализованные постановки«Сказка о рыбаке и рыбке»Сказка «Гуси-лебеди»

Слайд 283 этап: контрольно-оценочный – май-июнь 2019 года
Цель:

включение участников проекта в информационно-аналитическую, контрольно-диагностическую и регулятивно-коррекционную деятельность.
Задачи:
- Включить участников проекта в аналитическую и диагностическую деятельность;
- Проанализировать степень реализации целей и задач проекта;
- Обобщить опыт работы по реализации проекта;
- Определить перспективы дальнейшей деятельности.
Ожидаемый результат – включение педагогов в аналитическую и диагностическую деятельность, определение рассогласования между желаемым и реальным результатами освоения проблемы, подбор ресурсов для преодоления рассогласования, определение дальнейших перспектив работы.


Основные этапы проекта

3 этап: контрольно-оценочный – май-июнь 2019 года   Цель: включение участников проекта в информационно-аналитическую, контрольно-диагностическую и

Слайд 29Мониторинг

Уровень развития эмоциональной сферы старших дошкольников на заключительном этапе:
Графическая методика

«Кактус»

Вывод: По результатам диагностики в детских рисунках наблюдается снизился уровень агрессивности, тревожности, демонстративности, интровертированности,  отсутствует чувство одиночества. В рисунках появились такие качества, как оптимизм и женственность.

МониторингУровень  развития эмоциональной сферы старших дошкольников на заключительном этапе:Графическая методика «Кактус»Вывод: По результатам диагностики в детских

Слайд 30Итоговые результаты
Вывод: По итоговым результатам диагностики наблюдается положительная динамика –средний и

высокий уровень выражения эмоциональных состояний.

«Методика изучения мимической моторики» Г.А.Волковой

Итоговые результатыВывод: По итоговым результатам диагностики наблюдается положительная динамика –средний и высокий уровень выражения эмоциональных состояний. «Методика

Слайд 31Бюджет проекта

Бюджет проекта

Слайд 32Риски проекта
Пассивная позиция родителей
Дефицит финансовых средств
Нерегулярное посещение детьми занятий



Риски проектаПассивная позиция родителейДефицит финансовых средствНерегулярное посещение детьми занятий

Слайд 33Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: Методическое пособие. – Изд.

2-е перераб., доп. – М.: ТЦ Сфера, 2008. с 160.
Аракелов Н. Е., Лысенко Е. Е. «Психофизиологический метод оценки тревожности». Психологический журнал – 1997 - №2 - стр.: 34-38.
Аракелов Н. Е., Шмикова Н. «Тревожность: методы её диагностики и коррекции». Вестник МУ, сер. Психология – 1998 - №1 - стр. 18. 7.
Бреслав Г. М. «Эмоциональная особенность формирования личности в
детстве: норма и отклонение». М.: Педагогика, 1990 с. 144.
Гарбузов В. И. «Нервные дети: советы врача». Л.: Медицина, 1990 с.176.
«Дети с аффективным поведением». М.: Просвещение, 2006 с. 48-55.
Захаров А. И. «Предупреждение отклонений в поведении ребенка» третье издание. СПб.: Союз, 1997 с.224.
Имедадзе И. В. «Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте». Психологические исследования. Тбилиси: Мецнисреба, 2000 с. 54-57.
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2000 с.176.
Чистякова М. И. «Психогимнастика». М.: Просвещение, 2000 с. 122.



Библиография

Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: Методическое пособие. – Изд. 2-е перераб., доп. – М.: ТЦ

Слайд 34Приглашаем к сотрудничеству
425400, Марий Эл, п Советский,
ул. Пушкина, 43.
Тел.(883638) 9-60-18
sovetskiy-teremok@yandex.ru
Ты

видишь – настроение
Бывает самым разным:
Ужасным и веселым,
И грустныи, и прекрасным.
И.Павлова
Приглашаем к  сотрудничеству425400, Марий Эл, п Советский, ул. Пушкина, 43.Тел.(883638) 9-60-18sovetskiy-teremok@yandex.ruТы видишь – настроениеБывает самым разным:Ужасным

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть