Презентация, доклад на тему О роли малых фольклорных жанров в период адаптации детей  младшего возраста к детскому саду

Содержание

«В потешках, песенках-отражена сущность раннего детства; видеть мир таким, каким он предстает перед взором малютки- без лукавства и фальши». Л.Н. Павлова.

Слайд 1МДОУ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДЕТСКИЙ САД №6 «РОДНИЧОК»
О роли малых фольклорных жанров в

период адаптации детей  младшего возраста к детскому саду

Автор проекта: воспитатель
Клынина Вера Николаевна

п.Межозерный, 2018

МДОУ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДЕТСКИЙ САД №6 «РОДНИЧОК»О роли малых фольклорных жанров в период адаптации детей  младшего возраста к детскому

Слайд 2 «В потешках, песенках-отражена сущность раннего детства; видеть мир таким, каким он предстает

перед взором малютки- без лукавства и фальши». Л.Н. Павлова.
«В потешках, песенках-отражена сущность раннего детства; видеть мир таким, каким он предстает перед взором малютки- без

Слайд 3              Изучая исследования  психологов Л.Н. Павловой

и Н.Н. Палагиной на тему «Фольклор для маленьких», я сделала вывод, что использование фольклора в организации образовательного процесса детей дошкольного возраста соответствует Федеральным государственным требованиям. Народные песенки, потешки, пестушки обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, а также через ознакомление с фольклором идет приобщение к истокам народной культуры. Малые формы русского фольклора играют одну из ведущих ролей в воспитательно-образовательном процессе детского сада. В нем содержится  веками отобранный и практически проверенный материал, который несет в себе высшие гуманистические ценности и прежде всего мысль о том, что ребенок является для взрослого самым крупным богатством на земле; они насквозь пронизаны красотой и любовью. Недаром потешки, пестушки  называют народной дидактикой, школой материнства.

              Изучая исследования  психологов Л.Н. Павловой и Н.Н. Палагиной на тему «Фольклор

Слайд 4Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном

учреждении,  с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Работая с детьми раннего возраста, я столкнулась  с такой проблемой, как адаптация ребенка к детскому саду. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми. У ребенка ломаются ранее сформированные стереотипы, они преодолевают психологическую преграду. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя и другое. Чтобы избежать всего этого и сделать переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение более плавным, я решила использовать разнообразные виды фольклора. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потёка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку-воспитателю.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении,  с его помощью взрослый легко

Слайд 5Свою работу я начала с того, что собрала и систематизировала русские

народные потёкши, песенки, пастушки  по использованию в разных режимных моментах. В  фольклорных произведениях есть такой эмоциональный прием, как обращение к ребенку по имени (можно вставить любое имя, не изменяя содержания). Такой прием показывает внимание взрослого к ребенку, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости его личности, высшей ценности ее, которая, по выражению известного педагога-гуманиста Я.А.Коменского, дороже всех сокровищ, дороже золота и серебра. Я использую этот прием, когда новичок заходит в группу, говорю:

Свою работу я начала с того, что собрала и систематизировала русские народные потёкши, песенки, пастушки  по использованию

Слайд 6

Коленька хороший, Коленька пригожий, Пройди по дороженьке, Топни, Коля, ноженькой.
Кто у нас хороший?
Кто у

нас пригожий?
Ванечка-хороший,
Ванечка- пригожий! 

Коленька хороший, Коленька пригожий, Пройди по дороженьке, Топни, Коля, ноженькой. Кто у нас хороший?Кто у

Слайд 7В светлом теремочке выросла Лизуша. Все ее любят, все ее голубят.

В светлом теремочке выросла Лизуша. Все ее любят, все ее голубят.

Слайд 8Детям очень нравится, когда к ним обращаются по имени, они перестают

плакать и ждут, когда к ним еще раз обратятся.
   Детям, которые пришли из семьи в детский сад порой трудно привыкнуть к новой еде. Удачно подобранная потещка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.

Детям очень нравится, когда к ним обращаются по имени, они перестают плакать и ждут, когда к ним

Слайд 9Умница Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.

Умница Катенька,Ешь кашку сладеньку,Вкусную, пушистую,Мягкую, душистую.

Слайд 10Трака-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерна взялась,
Зайка-за капустку,
Мышка-за корку,
Детки-за молоко.

Трака-муравка со сна поднялась,Птица-синица за зерна взялась,Зайка-за капустку,Мышка-за корку,Детки-за молоко.

Слайд 11     ИЗ за стрессового состояния ребенок, который дома хорошо укладывался  и

спал днем, в детском саду, испытывает трудности.  При подготовке таких детей ко сну, я обращаюсь к ним с такими потешками:
***
Баю-баю-баиньки, прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Наших деток усыплять.
***
Я Баю-баю-баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Наших деток не буди.

     ИЗ за стрессового состояния ребенок, который дома хорошо укладывался  и спал днем, в детском саду, испытывает

Слайд 12Котя, котенька, коток.
Котя — серенький лобок,
Приходи к нам ночевать
Наших деточек качать.
А

уж я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.

Котя, котенька, коток.Котя — серенький лобок,Приходи к нам ночеватьНаших деточек качать.А уж я тебе, коту,За работу заплачу:Дам

Слайд 13Процесс пробуждения детей  сопровождаю чтением  потешек, пестушек:
***
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Просыпайся наш

дружок,
Встань, наш Мишенька дружок.
***
Травка – муравка со сна поднялась,
Птица – синица за зерно взялась.
Детки, просыпайтесь,
С кроваток поднимайтесь. 
 (При пробуждении всей группы детей можно использовать и  игровой приём с куклой.)
***
Мы простынку поправляем,
Мы кроватку заправляем.
Вот так, вот так.
Одеяло мы поправим,
И постельку мы заправим.
Вот так, вот так.
 
 Таким образом, фольклор способствует ещё и приучению детей к порядку.

Процесс пробуждения детей  сопровождаю чтением  потешек, пестушек:***Вот проснулся петушок,Встала курочка.Просыпайся наш дружок,Встань, наш Мишенька дружок.***Травка – муравка

Слайд 14Впервые дни пребывания малыша в детском саду многим детям не правятся

некоторые процедуры: умывание, раздевание, усаживание на горшок. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент использовала потешки, песенки. Так при умывании детей произносила:
***
Водичка, водичка,
Умой Насте (Кате) личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Впервые дни пребывания малыша в детском саду многим детям не правятся некоторые процедуры: умывание, раздевание, усаживание на

Слайд 15Когда детям мылим руки, сопровождали их действия потешками:
***
Ай, лады, лады,
Не боимся

мы воды.
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
***
В руки мыло мы возьмем
И водичкою польем.
Моем руки чисто, чисто.
А потом лицо умыли,
Носик тоже мы промыли.
Полотенцем вытирались,
На себя мы любовались.

Когда детям мылим руки, сопровождали их действия потешками:***Ай, лады, лады,Не боимся мы воды.Чисто умываемся,Маме улыбаемся.***В руки мыло

Слайд 16Во время одевания на прогулку:
***
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с

правой ножки.
Если дождик подойдет —
Мы пойдем в сапожках.

Во время одевания на прогулку:***Вот они, сапожки:Этот с левой ножки,Этот с правой ножки.Если дождик подойдет —Мы пойдем

Слайд 17Во время адаптации есть дети, которые отказываются от участия  в общих

играх, уединяются. Я решаю этот вопрос с помощью игровых занятий, в которые ввожу хорошо известные детям потешки. Они вызывают у ребенка желание двигаться, включиться в совместное  игровое упражнение:
***
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша Оленька (Настенька) пойдет,
Через киску упадет!
***
Скачет зайка маленький,
Около заваленки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай- ка. 

Во время адаптации есть дети, которые отказываются от участия  в общих играх, уединяются. Я решаю этот вопрос

Слайд 18На этапе адаптации использую польчиковые игры, в основу которых положено содержание

потешек, пестушек. Они способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния. Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребенка не только развивается мелкая моторика, но и речь. Я включаю пальчиковые игры и на занятиях, и во время игровой деятельности детей.  Малыши очень любят произведения, где упоминаются имена или перечисляются члены семьи, например:

На этапе адаптации использую польчиковые игры, в основу которых положено содержание потешек, пестушек. Они способствуют снятию напряжения,

Слайд 20Пальчики, пальчики,
Девочки и мальчики.
Дружно пальчики  живут,
Их по имени зовут:
Этот пальчик Машенька,
Этот

пальчик Сашенька,
Посередочке Сергей,
А за ними Алексей,
Ну а этот Гришка,
Гришка – шалунишка.

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Ну а этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.

Пальчики, пальчики,Девочки и мальчики.Дружно пальчики  живут,Их по имени зовут:Этот пальчик Машенька,Этот пальчик Сашенька,Посередочке Сергей,А за ними Алексей,Ну

Слайд 21Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества.

Я стараюсь прочитать так потешки, чтобы ребенок  чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям.

Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества. Я стараюсь прочитать так потешки, чтобы

Слайд 22Кроме того, привлекаю к активному участию родителей малышей, предлагая  широко использовать

в повседневной жизни разные формы русского фольклора. С этой целью для родителей группы проводятся консультации и индивидуальные беседы, родителям предложен богатый наглядный книжный и иллюстративный материал.
  Детский фольклор позволяет не только облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду, но и способствует его дальнейшему психическому и физическому развитию.  То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и напол­нить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.

Кроме того, привлекаю к активному участию родителей малышей, предлагая  широко использовать в повседневной жизни разные формы русского

Слайд 23Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть