Слайд 1МДОУ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДЕТСКИЙ САД №6 «РОДНИЧОК»
О роли малых фольклорных жанров в
период адаптации детей младшего возраста к детскому саду
Автор проекта: воспитатель
Клынина Вера Николаевна
п.Межозерный, 2018
Слайд 2
«В потешках, песенках-отражена сущность раннего детства;
видеть мир таким, каким он предстает
перед взором малютки-
без лукавства и фальши».
Л.Н. Павлова.
Слайд 3 Изучая исследования психологов Л.Н. Павловой
и Н.Н. Палагиной на тему «Фольклор для маленьких», я сделала вывод, что использование фольклора в организации образовательного процесса детей дошкольного возраста соответствует Федеральным государственным требованиям. Народные песенки, потешки, пестушки обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, а также через ознакомление с фольклором идет приобщение к истокам народной культуры. Малые формы русского фольклора играют одну из ведущих ролей в воспитательно-образовательном процессе детского сада. В нем содержится веками отобранный и практически проверенный материал, который несет в себе высшие гуманистические ценности и прежде всего мысль о том, что ребенок является для взрослого самым крупным богатством на земле; они насквозь пронизаны красотой и любовью. Недаром потешки, пестушки называют народной дидактикой, школой материнства.
Слайд 4Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном
учреждении, с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Работая с детьми раннего возраста, я столкнулась с такой проблемой, как адаптация ребенка к детскому саду. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми. У ребенка ломаются ранее сформированные стереотипы, они преодолевают психологическую преграду. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя и другое. Чтобы избежать всего этого и сделать переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение более плавным, я решила использовать разнообразные виды фольклора. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потёка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку-воспитателю.
Слайд 5Свою работу я начала с того, что собрала и систематизировала русские
народные потёкши, песенки, пастушки по использованию в разных режимных моментах. В фольклорных произведениях есть такой эмоциональный прием, как обращение к ребенку по имени (можно вставить любое имя, не изменяя содержания). Такой прием показывает внимание взрослого к ребенку, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости его личности, высшей ценности ее, которая, по выражению известного педагога-гуманиста Я.А.Коменского, дороже всех сокровищ, дороже золота и серебра. Я использую этот прием, когда новичок заходит в группу, говорю:
Слайд 6
Коленька хороший,
Коленька пригожий,
Пройди по дороженьке,
Топни, Коля, ноженькой.
Кто у нас хороший?
Кто у
нас пригожий?
Ванечка-хороший,
Ванечка- пригожий!
Слайд 7В светлом теремочке выросла Лизуша.
Все ее любят, все ее голубят.
Слайд 8Детям очень нравится, когда к ним обращаются по имени, они перестают
плакать и ждут, когда к ним еще раз обратятся.
Детям, которые пришли из семьи в детский сад порой трудно привыкнуть к новой еде. Удачно подобранная потещка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.
Слайд 9Умница Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Слайд 10Трака-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерна взялась,
Зайка-за капустку,
Мышка-за корку,
Детки-за молоко.
Слайд 11 ИЗ за стрессового состояния ребенок, который дома хорошо укладывался и
спал днем, в детском саду, испытывает трудности. При подготовке таких детей ко сну, я обращаюсь к ним с такими потешками:
***
Баю-баю-баиньки, прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Наших деток усыплять.
***
Я Баю-баю-баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Наших деток не буди.
Слайд 12Котя, котенька, коток.
Котя — серенький лобок,
Приходи к нам ночевать
Наших деточек качать.
А
уж я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.
Слайд 13Процесс пробуждения детей сопровождаю чтением потешек, пестушек:
***
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Просыпайся наш
дружок,
Встань, наш Мишенька дружок.
***
Травка – муравка со сна поднялась,
Птица – синица за зерно взялась.
Детки, просыпайтесь,
С кроваток поднимайтесь.
(При пробуждении всей группы детей можно использовать и игровой приём с куклой.)
***
Мы простынку поправляем,
Мы кроватку заправляем.
Вот так, вот так.
Одеяло мы поправим,
И постельку мы заправим.
Вот так, вот так.
Таким образом, фольклор способствует ещё и приучению детей к порядку.
Слайд 14Впервые дни пребывания малыша в детском саду многим детям не правятся
некоторые процедуры: умывание, раздевание, усаживание на горшок. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент использовала потешки, песенки. Так при умывании детей произносила:
***
Водичка, водичка,
Умой Насте (Кате) личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Слайд 15Когда детям мылим руки, сопровождали их действия потешками:
***
Ай, лады, лады,
Не боимся
мы воды.
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
***
В руки мыло мы возьмем
И водичкою польем.
Моем руки чисто, чисто.
А потом лицо умыли,
Носик тоже мы промыли.
Полотенцем вытирались,
На себя мы любовались.
Слайд 16Во время одевания на прогулку:
***
Вот они, сапожки:
Этот с левой ножки,
Этот с
правой ножки.
Если дождик подойдет —
Мы пойдем в сапожках.
Слайд 17Во время адаптации есть дети, которые отказываются от участия в общих
играх, уединяются. Я решаю этот вопрос с помощью игровых занятий, в которые ввожу хорошо известные детям потешки. Они вызывают у ребенка желание двигаться, включиться в совместное игровое упражнение:
***
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша Оленька (Настенька) пойдет,
Через киску упадет!
***
Скачет зайка маленький,
Около заваленки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай- ка.
Слайд 18На этапе адаптации использую польчиковые игры, в основу которых положено содержание
потешек, пестушек. Они способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния. Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребенка не только развивается мелкая моторика, но и речь. Я включаю пальчиковые игры и на занятиях, и во время игровой деятельности детей. Малыши очень любят произведения, где упоминаются имена или перечисляются члены семьи, например:
Слайд 20Пальчики, пальчики,
Девочки и мальчики.
Дружно пальчики живут,
Их по имени зовут:
Этот пальчик Машенька,
Этот
пальчик Сашенька,
Посередочке Сергей,
А за ними Алексей,
Ну а этот Гришка,
Гришка – шалунишка.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Ну а этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
Слайд 21Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение воспитателем произведений народного творчества.
Я стараюсь прочитать так потешки, чтобы ребенок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям.
Слайд 22Кроме того, привлекаю к активному участию родителей малышей, предлагая широко использовать
в повседневной жизни разные формы русского фольклора. С этой целью для родителей группы проводятся консультации и индивидуальные беседы, родителям предложен богатый наглядный книжный и иллюстративный материал.
Детский фольклор позволяет не только облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду, но и способствует его дальнейшему психическому и физическому развитию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.