Слайд 1«Неуспеваемость младшего школьника как психолого-педагогическая проблема и пути её решения»
Слайд 2Проблему неуспеваемости изучали многие педагоги и психологи.
Менчинская Н. А.
Цетлин В. С.
Локалова Н. П.
Бардин К. В.
Бабанский Ю. К.
Гельмонт А. М.
Слайд 3Объект исследования: учебная деятельность младших школьников.
Гипотеза – неуспеваемость младших школьников, на
мой взгляд, находится в прямой зависимости от уровня подготовленности ребенка к школе, от сформированности психических процессов (мышление, память).
Предмет исследования: неуспеваемость младших школьников в учебной деятельности.
Цель исследования: выявить причины неуспеваемости детей младшего школьного возраста и нахождение путей их решения
Слайд 4Задачи исследования:
1. Дать определение понятия «неуспеваемость».
2. Раскрыть психологическую характеристику неуспевающих школьников.
3.
Рассмотреть причины и пути устранения неуспеваемости.
4. Проанализировать практическую работу учителя начальных классов по решению проблемы неуспеваемости младших школьников.
Слайд 5Методы педагогического исследования:
Теоретические: изучение психолого-педагогической литературы, составление библиографии, изучение школьной документации.
Практические:
наблюдение, беседа, анкетирование, изучение работ учащихся.
Математические: ранжирование.
Слайд 6
В психолого-педагогической литературе можно встретить различные определения понятия «неуспеваемость».
Рассмотрим данное понятие
подробнее.
В словарях русского языка можно встретить следующие определения:
«Неуспеваемость - плохая, низкая успеваемость»;
«Неуспеваемость – крайне низкая успеваемость».
Слайд 7 Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в
усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.
Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и воспитание детей в школе.
Слайд 8 Отставание – это невыполнение требований (или одного из них),
которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости.
Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса.
Слайд 9три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости
отставания:
общее и глубокое отставание по многим или всем учебным предметам длительное время;
частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по одному трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика);
неуспеваемость эпизодическая (то по одному, то по другому предмету), относительно легко преподаваемая.
Слайд 10 Педагогические причины неуспеваемости;
Социальные причины неуспеваемости;
Физиологические причины неуспеваемости;
Психологические
причины неуспеваемости.
Слайд 111. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе
применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения.
2. Педагогическая беседа учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания.
4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
Слайд 12цель – выявить причины неуспеваемости младших школьников.
Задачи:
Проанализировать причины неуспеваемости младших
школьников в современной школе;
Проанализировать опыт практической работы учителей начальной школы по преодолению и предупреждению неуспеваемости младших школьников;
Сформулировать практические рекомендации для учителей и родителей.
Слайд 13 1 этап. Сбор предварительных данных об ученике, их анализ и
определение области дальнейшего поиска.
2этап. Беседа с учителями, опросник, анкетирование.
3этап. Сопоставление полученных данных и определение возможных причин недостаточной успешности учения ребёнка.
Слайд 14 беседа с учителем;
анализ письменных работ;
анализ тетрадей учащихся;
наблюдение
за учебной деятельностью на уроках математики и русского языка;
анкетирование учителей начальных классов;
анкетирование учащихся начальных классов (выборочно).
Слайд 15Для формирования положительной мотивации к учению была проведена следующая работа:
поощрение на
уроке малейшей активности ученика;
похвала за правильные ответы и попытки решения проблемной ситуации самостоятельно;
чтение рассказов о школе, формирующих положительное представление о школе и учении (Л.Н. Толстой «Филиппок», Зощенко «Пора вставать», отрывок Драгунский «Главные реки», а также сочинения учеников о классе, школе).
(см. Приложение №3)
Слайд 16На достижение результативности работы повлияют:
знание психологических особенностей детей младшего школьного
возраста;
знание познавательной сферы детей младшего школьного возраста;
психолого-педагогические причины младшего школьника;
знания диагностических методик путей преодоления данных трудностей.