Слайд 1НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Выполнила
Ведерникова Н.Б.
МБОУ СОШ № 2
Слайд 2Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки
меня – и я пойму.
(Древняя китайская мудрость)
Слайд 3Нестандартный урок- это
« импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру»
Нетрадиционные уроки
в начальной школе по-прежнему занимают значительное место.
Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.
Слайд 4Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте
введения ФГОС НОО
общекультурное развитие;
личностное развитие;
развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся;
формирование умения учиться;
развитие коммуникативной компетентности.
Слайд 5Цель нетрадиционных уроков:
отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения,
что ведет к реализации основного закона
педагогики –
закона об активности обучения.
Слайд 6 Нетрадиционные формы обучения предполагают:
• использование коллективных форм
работы;
• привитие интереса к предмету;
• развитие умений и навыков самостоятельной работы;
• активизацию деятельности учащихся;
• при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;
• более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;
• становление новых отношений между учителем и учениками.
Слайд 7Признаки нетрадиционного урока
Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
Используется внепрограммный
материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.
Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования НИТ.
Выполняются творческие задания.
Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
Планируется урок заранее.
Слайд 8Наиболее распространенные
типы нестандартных уроков
Уроки «погружения»
Уроки - деловые игры
Уроки - пресс-
конференции
Уроки- соревнования
Уроки КВН
Театрализованные уроки
Компьютерные уроки
Уроки с групповыми формами работы
Уроки взаимообучения учащихся
Уроки творчества
Уроки- аукционы
Уроки, которые ведут учащиеся
Уроки-зачеты
Уроки- сомнения
Уроки - творческие отсчеты
Уроки- формулы
Уроки- конкурсы
Бинарные уроки
Уроки- обобщения
Уроки- фантазии
Уроки- игры
Уроки- «суды»
Уроки поиска истины
Уроки- лекции «Парадоксы»
Уроки- концерты
Уроки- диалоги
Уроки «Следствие ведут знатоки»
Уроки - ролевые игры
Уроки- конференции
Интегрированные уроки
Уроки семинары
Уроки – «круговая тренировка»
Межпредметные уроки
Уроки- экскурсии
Уроки – игры «Поле чудес».
Слайд 9Классификация уроков на нетрадиционной основе
Слайд 10
Уроки с использованием средств ИКТ
Презентация
Аудиосредства
Интерактивная доска
Электронное голосование
Видеоурок
Слайд 11 Презентация – мощное средство наглядности,
развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
Слайд 12 Использование видеофильма помогает также
развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти.
Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания
Слайд 13 Для привлечения внимания и активности учащихся при проведении уроков
используют интерактивную доску.
Слайд 14Электронное голосование
Компьютерное тестирование само по себе нетрадиционно, т.к. все мы привыкли
к тестам, выполненным на бумаге. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:
• быстрое получение результатов;
• объективность в оценке знаний;
• позволяет получить достоверную информацию о владении учащимися определенными умениями и навыками;
• дает возможность учителю соотнести эти данные с поставленными на данном этапе задачами обучения и провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний;
Компьютерное тестирование более интересно по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности учащихся и создает у них положительную мотивацию.
Слайд 15Урок-конкурс
урок-турнир
урок-эстафета
деловая игра
Урок-игра
ролевая игра
урок-викторина
Уроки в форме соревнования и игр
Слайд 16 Урок-игра тоже в основном проводится для младших школьников.
Одним из важнейших приемов при обучении детей является игра. Факторы, сопровождающие игру, интерес, чувство удовлетворения, радости - облегчает обучение. Игра конкретна и соответствует развитию младших школьников.
Слайд 17Проектно-исследовательские уроки
Урок - исследование
мозговая атака
урок-репортаж
Урок-проект
урок-рецензия
урок-изобретательство
Слайд 19Устный журнал – форма работы, позволяющая донести до учащихся нужную информацию
– краткие устные сообщения на отдельные темы (из области науки, техники, искусства и т. д.), оформленные в виде страничек.
Он предоставляет широкий простор для самодеятельности и творчества учащихся и отличается занимательностью проведения.
Слайд 20урок-театрализия
урок-диспут
урок-концерт
Урок-праздник
«посиделки»
Перенесённые в рамки урока
формы внеклассной работы
КВН
Слайд 21урок-путешествие
урок-сюрприз
урок-сказка
Уроки, опирающиеся на фантазию
урок-подарок
Слайд 22урок-
зачёт
телеурок
без телевидения
парный опрос
экспресс-
опрос
Интегрированные уроки
Слайд 23РЕКОМЕНДАЦИИ
Нетрадиционные уроки лучше проводить как итоговые.
Для успешной подготовки урока учитель должен
хорошо знать предмет и методику, творчески подойти к работе.
Слишком частое обращение к подобным формам урока нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным.
Слайд 24Советы педагогу,
готовящему урок в нетрадиционной форме
Используйте как можно больше мотивационных
факторов как на подготовительном этапе, так и во время проведения урока.
Не допускайте никаких излишеств. Урок должен быть цельным, гармоничным.
Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в урок.
Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание, общий язык с классом, группой, взаимное доверие и уважение.
Залог успеха вашего нетрадиционного урока – заблаговременная, тщательная, четко спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения.
Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения – эмоциональный тон урока: общение педагога и учащихся, учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
Слайд 25НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК
Способствует развитию инициативы и коммуникативных навыков
Приближает школьное обучение к жизни
Предполагает
самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями
Искореняет негативные явления традиционного обучения и самое главное – приносят радость.