Слайд 1Конкурс «Мы помним-мы гордимся»
Чтоб навек все сердцами сроднились, Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война …
Слайд 3Цель : познакомиться с земляками-блокадниками, ныне живущими в нашем поселке.
Задачи проекта:
1.
Исследовать, кто из жителей нашего поселка является ветераном – блокадником.
2.Углубить знания об историческом и героическом прошлом Родины, Великой Отечественной войне 1941-1945года.
3.Изучить общественное мнение: что известно современным школьникам начальных классов о Великой Отечественной войне 1941-1945года.
4.Опубликовать материалы проекта «Память сердца» в СМИ.
5. Проследить судьбы героев.
Слайд 4
Гипотеза «У войны не детское лицо».
Слайд 5
Актуальность темы
Тема, над которой я работаю называется
«Память сердца».
Эта тема актуальна. Мой
проект – это дань уважения памяти детей, которых коснулись ужасы войны .
Слайд 6Основная часть:
Исследование проблемы я начал с поиска материалов о ветеранах- блокадниках,
проживающих в нашем поселке.
Изучение книг о ВОВ, поиск материалов в интернете, исследование материалов из Википедии.
Найти материал о наших земляках, переживших блокаду Ленинграда. Опубликовать материалы работы над проектом в СМИ. Выступить на открытом внеклассном мероприятии Урок Мужества, посвященном памяти погибших в блокаду.
Слайд 7Моторная Алла Васильевна
К сожалению, всё меньше остаётся ветеранов-
фронтовиков, ветеранов тыла свидетелей и
победителей этой долгой и страшной войны.
Но люди всегда будут помнить эту войну по
солдатским письмам, по братским могилам, по
памятникам, книгам, воспоминаниям,
кинофильмам, песням о войне, стихам, картинам.
Благодаря нашим исследованиям мы познакомились с ветераном
тыла, блокадницей - Моторной Аллой Васильевной. Трудно
поверить, что в начале войны она родилась в Ленинграде. У неё,
как и у нас сейчас была семья – папа, мама, сестрёнка, бабушка.
Но когда фашисты стали кольцом у стен Ленинграда и началась
блокада Аллочка Борщёва (так её тогда звали) в один миг
лишилась всего. Отца забрали на фронт. Маму, бабушку и девочек
эвакуировали в город Ярославль. Но не все доехали тогда…
Слайд 8Из воспоминаний Аллы Васильевны: «Родилась я в городе Ленинграде. Когда началась
война, мы оказались в блокаде. Папу забрали на фронт. Я с мамой и сестрой Леной жили в Ленинграде. Переносили холод и голод. Когда открылась дорога жизни, нас стали отправлять в другие города, где было более спокойно. Меня с мамой, с сестрой и нашей бабушкой посадили в вагон поезда и мы поехали. Я была маленькой и не помню, в какой именно город нас должны были привезти. Но мы не доехали… По дороге нас начали бомбить самолёты. Мама подхватила нас и выпрыгнула с вагона, а бабушка не успела… сгорела в вагоне. Потом мы долго лежали в снегу. Боялись встать. Был сильный мороз. Позже нас обмороженных, изголодавших привезли в город Ярославль. Там нас уже встречали люди и оправляли по госпиталям. Мы с мамой и сестрой Леной долго находились в госпитале. Нас лечили, так как у нас были обморожены ноги и руки. Выгнивали остатки отмершей кожи и мелкие косточки на пальцах. Были раны от осколков снаряда. Разве это всё забудешь, когда война оставляет след не только в твоём сердце, но и на теле. Мы были очень истощённые и слабые. Мама наша не смогла всё это вынести. Умерла...
Слайд 9Нелёгкая судьба была у Аллочки Борщёвой в чужом городе. После госпиталя
их с сестрёнкой разлучили, разобрали по семьям. В семье Аллочка испытала унижения, голод и полное безразличие к себе. Потом были детские дома. В кулинарное училище поступить не удалось из-за плохого здоровья. Так Аллочка попала на шинный завод, который для неё оказался семьёй. В книге «Полвека труда и строительства» описана жизнь Аллы Васильевны.
Позже она узнает, что именно этот завод был подшефным госпиталя, где лежала Алла Васильевна и о её судьбе они знали всё.
Каждый день, каждую минуту Алла Васильевна искала своего отца. Будучи взрослой, у приёмной матери она узнала, что отец её Борщов Семён Григорьевич. А о матери она ничего не знает. Именно отсюда начинается путанница с документами. Не совпадает отчество, перепутали в одном из детских домов.
В Казахстан Алла Васильевна попала, приехав на Целину. Здесь уже в Казахстане Алла Васильевна делала запросы в Ленинград, жив её отец или нет? И получила похоронку на отца.
Слайд 10Поиск информации о детях- блокадниках
Мы всем классом вместе с классным руководителем
начали подготовку к Уроку Мужества. Классный руководитель рассказывал нам о Великой Отечественной войне. Мы смотрели кадры военной хроники, изучали рисунки детей-блокадников. Мы нашли в сельской библиотеке книги о блокаде. Файлы в группу я загружал из Википедии. Я нашел много фотографий из документальной хроники. Мне было очень интересно работать над проектом.
Шадловская Ольга Борисовна подготовила и провела обзор выставки книг о блокаде « Чтобы помнили…»
Многие книги нам были знакомы, так как мы всем классом посещали сельскую библиотеку, когда искали материал к Уроку Мужества.
Гость нашего мероприятия , Моторная Алла Васильевна, рассказала нам о своем трудном военном детстве
Слайд 11СМИ «Костанайские новости»
В газете «Костанайские новости»
была опубликована заметка
«Дорогами войны». Мы написали
о судьбе Аллы Васильевны.
Корреспондент газеты И. Гудова
откликнулась на наше послание.
Была в Житикаре и посетила Аллу
Васильевну.
7-12 мая делегация
журналистов «Костанайские новости» выезжает с визитом в город Санкт-Петербург, пройти по памятным местам боевой славы наших земляков.
Корреспондент газеты Ирина Гудова взяла интервью у Аллы Васильевны о её нелёгкой судьбе и документы, которые мы уже собрали. Пообещав помочь в оформлении.
Слайд 12Час памяти «Девятьсот дней мужества»
В библиотеке поселка в рамках библиотечного проекта
«О войне расскажет книга» прошёл час мужества «Чтобы помнили». Шадловская Ольга Борисовна рассказала ребятам о блокаде Ленинграда – самой трагической и великой странице подвига народа в Великой Отечественной войне.
На классном часе «Час памяти. Девятьсот дней мужества» ребята нашего класса узнали о жизни своих сверстников - маленьких ленинградцах в блокадном городе, которые с первых дней войны старались помочь взрослым: вставали за станки вместо ушедших на фронт родителей, строили оборонительные укрепления, ухаживали за ранеными.. Неизгладимое впечатление в душе каждого ребёнка вызвал маленький кусочек 120 граммового, блокадного хлеба.
Час памяти сопровождался фрагментов документального фильма «О блокаде», песнями фронтовых лет. Ребята делились своими впечатлениями о прочитанных книгах, читали стихи о войне. Подвиг блокадного Ленинграда стал для юных читателей уроком мужества, стойкости и безграничной любви к Родине.
Слайд 13Заключение:
Мой проект – это дань уважения памяти живых и погибших.
После завершения
проекта я смог :
узнать о героическом прошлом своей Родины;
познакомиться с блокадницей, проживающей в моём поселке;
находить, анализировать, обрабатывать информацию;
работать в команде, быть лидером; выполнять разные роли и обязанности; продуктивно взаимодействовать с другими; уметь сопереживать; уважать различные мнения.
Слайд 14Выводы:
знать историю своей Родины важно. Помнить тех, кто ковал победу на
фронте и в тылу, кто шел к ней и пал в борьбе за Отечество, ныне живущих ветеранов Великой Отечественной войны, - необходимо, ради нашего мирного будущего.
Итоги:
проведя исследования, мы сделали следующие выводы:
1. Важно изучать исторические источники и знать историю своей страны и малой Родины.
2. Мы гордимся тем, что в нашем поселке проживает блокадница и её знают .
3. В нашей газете вышла статья нашего классного руководителя «Память сердца» о судьбе Аллы Васильевны.
4. Благодаря статье судьбой Аллы Васильевны заинтересовались журналисты областной газеты «Костанайские новости».
5.Для ветеранов организуются праздники, их приглашают в школы на классные часы.
6.Почтим минутой молчания всех погибших во время блокады.
Слайд 15Для истории человечества 70 лет – это краткий миг, для жизни
человека – это большой срок. Алла Васильевна делает запросы во все учреждения Санкт-Петербурга, Ярославля о подтверждении места рождения. Она уверена, что они с дочерью добьются правды. Ведь надежда ещё есть…
Все это было не только частью жизни этой семьи, теперь это стало и нашей частью жизни тоже. Это война никогда не уйдёт из памяти человечества, потому что кровопролитнее, бесчеловечнее, страшнее войны на Земле не было.