Слайд 1
Проектная работа
«Народный фольклор, как средство формирования духовно-нравственных основ у детей дошкольного
возраста»
Слайд 2
Выполнила:
Будник Ирина Борисовна, музыкальный руководитель, высшая
квалификационная
категория, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №2 «Сказка» Менделеевского муниципального района РТ;
Ввдение:
«Когда ваш ребёнок станет взрослым,
что он вспомнит из своего детства?
Поверьте: он забудет и лакомства, и
обновки, но не забудет, как родители
играли с ним и читали ему сказки.» И
это воспоминание согреет ему душу!
В.Сухомлинский.
На Руси всегда свято чтили обычаи и традиции предков и знали, что все они сохраняются благодаря старикам. Бытие каждого народа определяло его традиции, которые создают форму сохранения этого народа в мире. Большую роль в процессе воспитания гражданственности играют народные обычаи и традиции, народные праздники. Праздники по своей природе педагогичны, так как всегда включают в праздничное единство и детей и взрослых. У детей формируется осознанная мотивация к сохранению культурного наследия своего народа.
Фольклор русского и татарского народа - яркий, живой, образный, он легко запоминается малышами и оставляет радостное впечатление, а народные игры приобщают ребят не только к фольклору, но и влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с пословицами, поговорками, сказками, загадками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В национальном фольклоре особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям прибаутки, потешки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период.
Детство - период расцвета в жизни человека. Поэтому задача взрослых – с раннего детства прививать детям любовь к прекрасному, приобщить их к навыкам игры в коллективе, развивать в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородства. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской и татарской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается творческое воображение.
Актуальность проекта
В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю. Уважению к народным традициям, а также творческому развитию детей в различных видах деятельности. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка.
Наше родное Поволжье – регион поликультурный. Следовательно, воспитание и образование будущих его граждан должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народный фольклор. В народном фольклоре обобщены представления о прекрасном. Эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народный фольклор ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народный фольклор богат ритмами и повторами, он несет в себе конкретные образы, краски, доступен и интересен ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.
Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной культуре, знакомству с этнографией и фольклором народов Поволжья.
Слайд 52.Цель и задачи проекта
2.1 Цель проекта
Приобщение детей к истокам народной
культуры путем знакомства с народными фольклорными праздниками, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей духовно-нравственных основ.
Задачи проекта:
1.Формировать у детей представление об особенностях музыки через татарский и русский фольклор, устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
2.Развивать эмоциональную отзывчивость на русскую и татарскую народную музыку.
3.Приобщать детей к народному творчеству (играм, хороводам, потешкам, сказкам, песням)
4.Повысить профессиональные знания педагогов по приобщению детей к истокам народной культуры;
5.Развивать воображение, и творческие способности детей.
6. Познакомить детей с культурными традициями народов Поволжья.
Формировать толерантность, уважение к традициям и обычаям своей малой родины, чувство гордости за свой народ.
7.Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.
Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам национальной культуры.
Слайд 6
Целевая группа проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели, музыкальный руководитель,
преподаватель по татарскому языку, родители.
Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а так же знание истоков народного творчества. Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривает многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха, мотивирует на творчество.
Наш проект обусловлен социально – педагогической потребностью в решении задач нравственного воспитания дошкольн
ика. Задача педагогов – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему.
Для всестороннего развития личности в младшей группе детского сада создана предметно- развивающая среда, но для положительных результатов в работе по данной теме, нами были внесены изменения и дополнения в образовательную развивающую среду, а именно:
Образовательная деятельность проводится в группе, оформив группу по тематике занятия.
В музыкальном зале с использованием атрибутов мини-музея «Национальная изба». Атрибуты в избу собирали всем детским садом: печка, сундуки, люлька, самовар и др.
Для наглядности используем костюмы, куклы в разных нарядах, иллюстрации, предметы народно- прикладного искусства.
В рамках этого проекта проведены: образовательная деятельность, консультации для воспитателей и родителей.
За время работы над проектом ребята познакомились с народными сказками, потешками, предметами народного быта.
Значение рассмотренных выше форм работы с детьми младшего дошкольного возраста трудно переоценить. Ребята приобщаются к культуре своей республики.
Слайд 74.Жизненный цикл и этапы реализации проекта
4.1 Сроки реализации проекта (октябрь 2018г
по июнь 2019г )
4.2 Этапы реализации проекта
1.Подготовительный (октябрь )
2.Основной (октябрь2018г по май 2019г )
3.Заключительный (июнь 2019г )
Программа проектных мероприятий
Слайд 8Программа проектных мероприятий
6. Ожидаемые результаты реализации проект
Образовательная деятельность детей будет способствовать формированию уважения к традициям и обычаям страны и республики Татарстан, родного края.
Развитие творческих способностей будет способствовать расширению
и обогащению знаний детей о жизни и деятельности людей населяющих регион, их быте, ремесле, промыслах, праздниках, воспитания любви к народу и родному краю.
Помочь ребенку развиваться, проявлять свой творческий потенциал
средствами музыкально- театральной , игровой деятельности.
Подойти к проблеме социально- нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы.
В процессе музыкально – образовательной деятельности на формирование духовно-нравственного воспитания, будет способствовать созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.
Заключение
В процессе проектной деятельности на тему: «Народный фольклор, как средство формирования духовно-нравственных основ у детей старшего дошкольного возраста» В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими эмоциями, способствуют формированию коллективных отношений. Приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
Опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с народным творчеством показал, что на сегодняшний день необходимо осуществлять связь поколений, воспитывать любовь к родному краю, людям, которые окружают нас и стараются сделать его лучше через приобщение детей к традициям и культуре народа населяющих Республику Татарстан.
В результате приобщения детей к фольклору мы на практике убедились, что народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. От того, как наши дети будут доброжелательны, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребёнка в жизни, становления его, как личности. Гармонизация детско-родительских отношений, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности.
Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий, встреч в образовательных учреждениях.
Слайд 17Список использованных документов и источников информации
Основная литература:
1.Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф.
«Народная педагогика в воспитании дошкольника». М., 2005г.
2.Яковлева Н.Н. «Использование фольклора в развитии дошкольника.-М. Просвещение, 2006 г.
3.Жаворонушки: песни, потешки, прибаутки, приговорки / Сост.Г.Науменко. М., 2008г.
4.Кокоуева Т.В. «Духовно-нравственное воспитание дощкольников на культурных традициях своего народа». М., 2005г.
5.О.С.Ушакова., Н.В.Гавриш. «Знакомим с литературой детей 3-5 лет».М., 2010г.
6.Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду». М., 2003г.
Дополнительная литература:
1.Котова А.С «Русские обряды и традиции. Народная кукла» СПб.: «Паритет» 2003
2.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 2005..
3.Богомолова М.И. Использование метода проектов в формировании начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.// Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.
Интернет-ресурсы:
1.Русские народные игры» http://www.laduski.ru