Презентация, доклад на тему Народный фольклор, как средство формирования духовно-нравственных основ у детей дошкольного возраста

Выполнила:Будник Ирина Борисовна, музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №2 «Сказка» Менделеевского муниципального района РТ;

Слайд 1 

Проектная работа


«Народный фольклор, как средство формирования духовно-нравственных основ у детей дошкольного

возраста»
 
 
 
 
 
 
 

 Проектная работа«Народный фольклор, как средство формирования духовно-нравственных основ у детей дошкольного возраста»       

Слайд 2





Выполнила:

Будник Ирина Борисовна, музыкальный руководитель, высшая
квалификационная

категория, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №2 «Сказка» Менделеевского муниципального района РТ;

Выполнила:Будник Ирина Борисовна, музыкальный руководитель, высшая    квалификационная категория, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №2

Слайд 3

Ввдение:
«Когда ваш ребёнок станет взрослым,
что он вспомнит из своего детства?
Поверьте: он забудет и лакомства, и
обновки, но не забудет, как родители
играли с ним и читали ему сказки.» И
это воспоминание согреет ему душу!
В.Сухомлинский.
На Руси всегда свято чтили обычаи и традиции предков и знали, что все они сохраняются благодаря старикам. Бытие каждого народа определяло его традиции, которые создают форму сохранения этого народа в мире. Большую роль в процессе воспитания гражданственности играют народные обычаи и традиции, народные праздники. Праздники по своей природе педагогичны, так как всегда включают в праздничное единство и детей и взрослых. У детей формируется осознанная мотивация к сохранению культурного наследия своего народа.
Фольклор русского и татарского народа - яркий, живой, образный, он легко запоминается малышами и оставляет радостное впечатление, а народные игры приобщают ребят не только к фольклору, но и влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с пословицами, поговорками, сказками, загадками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В национальном фольклоре особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям прибаутки, потешки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период.
Детство - период расцвета в жизни человека. Поэтому задача взрослых – с раннего детства прививать детям любовь к прекрасному, приобщить их к навыкам игры в коллективе, развивать в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородства. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской и татарской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается творческое воображение.


Слайд 4

Актуальность проекта

В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю. Уважению к народным традициям, а также творческому развитию детей в различных видах деятельности. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка.
Наше родное Поволжье – регион поликультурный. Следовательно, воспитание и образование будущих его граждан должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народный фольклор. В народном фольклоре обобщены представления о прекрасном. Эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народный фольклор ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народный фольклор богат ритмами и повторами, он несет в себе конкретные образы, краски, доступен и интересен ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.
Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной культуре, знакомству с этнографией и фольклором народов Поволжья.


Слайд 52.Цель и задачи проекта
2.1 Цель проекта
Приобщение детей к истокам народной

культуры путем знакомства с народными фольклорными праздниками, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей духовно-нравственных основ.
Задачи проекта:
1.Формировать у детей представление об особенностях музыки через татарский и русский фольклор, устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
2.Развивать эмоциональную отзывчивость на русскую и татарскую народную музыку.
3.Приобщать детей к народному творчеству (играм, хороводам, потешкам, сказкам, песням)
4.Повысить профессиональные знания педагогов по приобщению детей к истокам народной культуры;
5.Развивать воображение, и творческие способности детей.
6. Познакомить детей с культурными традициями народов Поволжья.
Формировать толерантность, уважение к традициям и обычаям своей малой родины, чувство гордости за свой народ.
7.Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.
Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам национальной культуры.

2.Цель и задачи проекта 2.1 Цель проектаПриобщение детей к истокам народной культуры путем знакомства с народными фольклорными

Слайд 6
Целевая группа проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели, музыкальный руководитель,

преподаватель по татарскому языку, родители.
Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности. Создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а так же знание истоков народного творчества. Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривает многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха, мотивирует на творчество.
Наш проект обусловлен социально – педагогической потребностью в решении задач нравственного воспитания дошкольн
ика. Задача педагогов – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему.
Для всестороннего развития личности в младшей группе детского сада создана предметно- развивающая среда, но для положительных результатов в работе по данной теме, нами были внесены изменения и дополнения в образовательную развивающую среду, а именно:
Образовательная деятельность проводится в группе, оформив группу по тематике занятия.
В музыкальном зале с использованием атрибутов мини-музея «Национальная изба». Атрибуты в избу собирали всем детским садом: печка, сундуки, люлька, самовар и др.
Для наглядности используем костюмы, куклы в разных нарядах, иллюстрации, предметы народно- прикладного искусства.
В рамках этого проекта проведены: образовательная деятельность, консультации для воспитателей и родителей.
За время работы над проектом ребята познакомились с народными сказками, потешками, предметами народного быта.
Значение рассмотренных выше форм работы с детьми младшего дошкольного возраста трудно переоценить. Ребята приобщаются к культуре своей республики.

Целевая группа проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели, музыкальный руководитель, преподаватель по татарскому языку, родители.Проектное решение

Слайд 74.Жизненный цикл и этапы реализации проекта
4.1 Сроки реализации проекта (октябрь 2018г

по июнь 2019г )
4.2 Этапы реализации проекта
1.Подготовительный (октябрь )
2.Основной (октябрь2018г по май 2019г )
3.Заключительный (июнь 2019г )
Программа проектных мероприятий

4.Жизненный цикл и этапы реализации проекта4.1 Сроки реализации проекта (октябрь 2018г по июнь 2019г )4.2 Этапы реализации

Слайд 8Программа проектных мероприятий

Программа проектных мероприятий

Слайд 15 

6. Ожидаемые результаты реализации проект

Образовательная деятельность детей будет способствовать формированию уважения к традициям и обычаям страны и республики Татарстан, родного края.
Развитие творческих способностей будет способствовать расширению
и обогащению знаний детей о жизни и деятельности людей населяющих регион, их быте, ремесле, промыслах, праздниках, воспитания любви к народу и родному краю.
Помочь ребенку развиваться, проявлять свой творческий потенциал
средствами музыкально- театральной , игровой деятельности.
Подойти к проблеме социально- нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы.
В процессе музыкально – образовательной деятельности на формирование духовно-нравственного воспитания, будет способствовать созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.

             6. Ожидаемые результаты реализации проектОбразовательная

Слайд 16

Заключение

В процессе проектной деятельности на тему: «Народный фольклор, как средство формирования духовно-нравственных основ у детей старшего дошкольного возраста» В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими эмоциями, способствуют формированию коллективных отношений. Приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
Опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с народным творчеством показал, что на сегодняшний день необходимо осуществлять связь поколений, воспитывать любовь к родному краю, людям, которые окружают нас и стараются сделать его лучше через приобщение детей к традициям и культуре народа населяющих Республику Татарстан.
В результате приобщения детей к фольклору мы на практике убедились, что народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. От того, как наши дети будут доброжелательны, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребёнка в жизни, становления его, как личности. Гармонизация детско-родительских отношений, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, путём организации совместной проектной деятельности.
Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий, встреч в образовательных учреждениях.


Слайд 17Список использованных документов и источников информации
Основная литература:
1.Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф.

«Народная педагогика в воспитании дошкольника». М., 2005г.
2.Яковлева Н.Н. «Использование фольклора в развитии дошкольника.-М. Просвещение, 2006 г.
3.Жаворонушки: песни, потешки, прибаутки, приговорки / Сост.Г.Науменко. М., 2008г.
4.Кокоуева Т.В. «Духовно-нравственное воспитание дощкольников на культурных традициях своего народа». М., 2005г.
5.О.С.Ушакова., Н.В.Гавриш. «Знакомим с литературой детей 3-5 лет».М., 2010г.
6.Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду». М., 2003г.
Дополнительная литература:
1.Котова А.С «Русские обряды и традиции. Народная кукла» СПб.: «Паритет» 2003
2.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 2005..
3.Богомолова М.И. Использование метода проектов в формировании начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.// Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.
 
Интернет-ресурсы:
1.Русские народные игры» http://www.laduski.ru

Список использованных документов и источников информацииОсновная литература: 1.Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольника». М.,

Слайд 18

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть