Слайд 1Методика формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста
Подготовила:
воспитатель МАДОУ д/с
№33 «Планета детства»
Меринова Анастасия Владимировна
г. Балашиха 2018
Слайд 2Формирование умения сравнивать 2 группы предметов по количеству, путем установления взаимнооднозначного
соответствия
(2 младшая группа)
Существуют 6 приемов установления взаимнооднозначного соответствия:
- наложение ( мл.возр.)
- приложение (мл.возр.)
- составление пар (мл. – ср.возр.)
- соединение стрелками (ср.возр.)
- использование множества-посредника (ст.возр.)
- счет (ср.- ст.возр.)
Слайд 3Наложение.
Наглядный материал: карточки с изображенными предметами (3 -5 шт.), расстояние между
предметами должно равняться самим предметам, для наложения даются мелкие предметы, которые должны быть связаны с рисунками по смыслу.
Начинать нужно с проблемной ситуации. «Хватит ли всем бабочкам по цветочку, т.е. поровну ли у нас бабочек и цветочков».
Слайд 4Методика: Воспитатель раскладывает бабочки правой рукой слева направо точно одну бабочку
на один цветочек. Останавливаясь на каждой паре, обращает внимание, что на каждом цветочке сидит одна бабочка, что между цветочками бабочку не кладем, оставляем пустое место. «У нас бабочек столько же, сколько цветочков, каждой бабочке хватило по цветочку, бабочек и цветочков поровну, одинаковое количество. Поровну ли бабочек и цветочков?» После демонстрации приема наложения детям даются упражнения, в которых они учатся сравнивать 2 группы предметов по количеству с помощью этого приема.
Слайд 5Приложение.
Используются карточки с двумя полосками. На верхней – предметы, а нижняя
– пустая. Для приложения подбираются предметы, которые подходят по смыслу.
Слайд 6Например, на верхней полоске раскладываем грибочки. Затем создаем ситуацию: на грибочки
упали листики. Листики накладываем на грибочки и выясняем: поровну ли их. Затем перетягиваем последовательно каждый листик на нижнюю полоску: «подул ветер». Под каждым грибочком лежит только один листик. «Поровну ли теперь листиков и грибочков? Если под одним грибочком лежит один листик, то грибочков и листиков поровну». Упражнение: положить листиков на нижнюю полоску столько, сколько на верхней грибочков.
Слайд 7Составление пар.
Этот прием аналогичен приложению, но не применяются карточки. Используются предметы,
связанные между собой по смыслу. Вначале предметы расставляем в ряд. Например, конфетами угощаем кукол. В дальнейшем не обязательно в ряд (можно по кругу).
Слайд 9Соединение стрелками.
Детям предлагается такая ситуация, в которой нельзя воспользоваться известными им
приемами (Нарисован торт и дети. «Хватит ли всем детям по кусочку торта?»). На рисунке соединяем одного ребенка с одним кусочком торта. Если лишних детей не осталось, то всем хватило.
Слайд 10Использование множества-посредника.
Создаем ситуацию, когда нельзя использовать известные детям приемы. Например: с
одной стороны детского сада растут деревья, с другой – тоже. Где растет больше деревьев? Используем множество-посредник - камешки. Раскладываем один камешек под одним деревом. Сначала под предметами одного множества, затем под предметами второго множества. Делаем вывод о равенстве или неравенстве предметов по количеству.
Слайд 12Каждый из этих приемов дается в два этапа. Сначала у детей нужно
сформировать представление об отношении равенства («поровну»), для этого используются равночисленные множества. А на втором этапе формируют представление об отношениях «больше» и «меньше». Понятие «больше» поясняем через слово «лишний», а «меньше» - через «не хватает».
Слайд 13Формирование умения группировать предметы
1 этап. Выделение, нахождение и называние признаков
предметов.
Слайд 14Сначала детей учат группировать по одному признаку, при этом все остальные
признаки должны отсутствовать или быть несущественными для детей. Признак, по которому предлагается группировка предметов, усложняется с возрастом (цвет–название–величина–форма–количество–характерные функции).
Слайд 16Группировка по названию
Поставьте все машинки на нижнюю полку, а куклы
- на верхнюю.
Слайд 202 этап. Группировка по двум - трём и более признакам.
При этом
предметы должны отличаться только по этим признакам или другие признаки должны быть несущественны.
Слайд 21Например:
- взять для постройки красные большие кубики (а фигуры отличаются по
форме, цвету, величине),
Слайд 22- построить цепочку так, чтобы фигура отличалась по величине и форме
Слайд 233 этап. Группировка предметов по образцу.
Признаки словесно не указываются, предметы должны
отличаться по нескольким признакам, дети должны сами найти общие признаки и провести группировку.
Слайд 24Например: принести на стол вот такие игрушки:
Слайд 254 этап. Группировка по заданному признаку.
Предметы отличаются по нескольким признакам, но
указывается лишь один.
Наиболее легкие признаки – цвет и название. Наиболее сложные – функции предмета.
Слайд 26Например:
Назвать предметы формы круга.
Слайд 27Обучение счету
(средняя группа)
Обучение счету включает 2 этапа:
1. детей учат отвечать на
вопрос «сколько», называя последнее. Счет осуществляет педагог, а дети наблюдая процесс счета отвечают на вопросы: сколько всего, чего больш/меньше?
Дети овладевают счетными операциями, они должныусвоить принцип построения натурального ряда – т.е. как образуется каждое последнее число. Дети учатся самостоятельно преобразовывать множество предметов (чтобы стало поровну, больше, меньше, стало 3 вместо 2).
Слайд 28Для начала берется множество однородных предметов. Акцентируется внимание на словах: «Сколько?»,
«Много», «Один», «Ни одного».
Например: дети собирают листья, воспитатель отбирает однородные листья по количеству детей и говорит:
- У меня много листьев. – Сколько у меня листьев? (Много.)
Слайд 29- Я раздаю по одному. Тебе один, тебе один, тебе один.
Листьев становиться все меньше и меньше. У меня не осталось ни одного. Сколько у тебя листьев? (Один.) Сколько у меня? (Ни одного.)
- Я собираю листья: один у тебя, один у тебя, один у тебя. У меня становится листьев все больше и больше. Снова у меня много листьев. Сколько у меня листьев? А сколько осталось у тебя?
Такое упражнение проводится с разными видами предметов несколько раз.
Слайд 30(старшая группа)
Дети осваивают принцип счета предметов, движений по осязанию, в пределах
10, отсчитыванию количества предметов по образцу и названному числу, учатся образовывать числа путем увеличения или уменьшения на единицу, уравнивать множество предметов.
Счет в пределах 10. Для получения чисел от 5 до 10 и обучению счету до 10 используют приемы аналогичные тем, которые применялись для получения чисел от 1 до 5.
Образование чисел демонстрируется на основе сопоставления 2х совокупностей предметов. Показу образования каждого следующего числа предполагается повторение того как было получено предыдущее число.
Слайд 311 этап. Воспитатель сам ведет процесс счета, а дети повторяют за
ним итоговое число. Показывается независимость числа предметов от других признаков предметов.
2 этап. Воспитатель учит детей процессу счета и знакомит с образованием каждого числа, учит сравнивать смежные числа. Сначала детей учат считать в пределах 3, а потом в пределах 5, затем - 10 (по пр. «Пралеска»), по программе «Радуга» - до 20 (на седьмом году жизни). М. Монтессори разработала методику и материал для обучения счету в пределах 1000.
Слайд 32Рассмотрим пример обучения счету до трёх.
На 1 этапе воспитатель предлагает детям
две группы предметов, расставленные в два параллельных ряда, расположенные один под одним (зайчики и белочки). Вопросы:
Сколько зайчиков (белочек)?
Поровну ли зайчиков и белочек?
Слайд 33Далее добавляется один предмет к одному из этих множеств (прискакал зайчик).
-
Поровну ли сейчас белочек и зайчиков?
- Сколько было, сколько стало зайчиков?
Слайд 34Воспитатель сам ведет процесс счета («Один, два, три». Обводит рукой все
множество. «Всего три зайчика»). Дети следят за процессом счета и повторяют итоговое число – «три».
Добавляем еще одну белочку.
- Поровну ли теперь зайчиков и белочек?
- Сколько стало белочек?
Слайд 35На 2 этапе, обучая детей процессу счета, воспитатель побуждает их придерживаться
следующих правил:
Согласовывать каждое числительное с одним предметом и одним движением.
Согласовывать числительное и существительное в роде, числе, падеже.
После каждого числительного существительное не повторяем (чтобы процесс счета шел абстрактно).
После называния последнего числительного необходимо обвести всю группу предметов круговым жестом и назвать итоговое число.
Называя итоговое число, произносим соответствующее существительное.
Счет необходимо вести правой рукой слева направо (чтобы у детей сложился стереотип).
Нельзя вместо числительного «один» говорить слово «раз» для ответа на вопрос «сколько?».
Слайд 36Рассмотрим, как показать образование числа (например, числа 3).
Необходимо опираться на сравнение
двух множеств по количеству. Вопросы:
- Сколько белочек? (две)
- Сколько зайчиков? (два)
Добавляем одного зайчика.
- Сколько стало зайчиков?
- Сколько было?
- Сколько добавили, чтобы стало 3?
- Как получить число 3? (Надо к двум добавить единицу, получим 3).
В дальнейшем (после того, как дети научатся считать до четырех) необходимо показать образование числа 3 путем уменьшения множества на единицу. Т.о., образование каждого числа показывается двумя способами, путем увеличения и уменьшения множества на 1.
Слайд 37Методика обучения порядковому счету
1 этап. Сначала детям предлагаются подготовительные упражнения (с
несколькими видами наглядного материала), в которых показывается, что для ответа на вопрос «сколько?» необходимо использовать числительные «один, два, три», т.е. количественные. При этом не важно, в каком направлении ведется счет и как предметы расположены в пространстве.
Слайд 38Пример: сказка «Теремок».
Воспитатель выкладывает героев сказки. Выясняет сколько всего, предлагает детям
сосчитать. Затем сам рассказывает, кто какой по счету пришел: первая – мышка, вторая - лягушка…. После этого задаются 2 вида вопросов:
- Кто пришел первым, вторым, третьим…?
- Каким по счету стоит мышка, ежик…? (указывается, что считать следует слева направо).
Затем предлагается ответить на те же вопросы, но счет вести справа налево. После этого воспитатель подводит детей к тому, что определить место предмета среди других можно лишь, если герои стоят в ряд.
Слайд 392 этап. Показывается детям, в каких случаях используются количественные, а в
каких порядковые числительные. Предлагаются упражнения, в которых задаем 2 вопроса: «Сколько всего?» и «Какой по счету?».
Слайд 40Подготовительная группа
Уточнение представлений о закономерностях образования чисел натурального ряда, количественном составе
из единиц, составление чисел до 5 из 2х меньших.
Формирование представлений об отношениях «целое», «часть» на совокупностях, состоящих из отдельных предметов.
Развитие счетной и измерительной деятельности
Слайд 41Обучение детей счету предметов сопровождается делением совокупности на группы, т.е. выделение
отношений «целое – часть».
С детьми проводятся упражнения в делении цифр на 2,4,8, составление целых фигур из частей.
В подготовительной группе используются знаки < > = для образования отношений между 2-мя сравнительными величинами.
Сначала дети обозначают знаками между 2-мя числами, затем несколькими.
Слайд 42Формирование представлений о составе числа из отдельных единиц
(подготовительная группа)
Эта задача является
подготовительной для обучения операциям над числами. Наглядный материал должен отличаться хотя бы по 1-му признаку (видовому) и быть однородным.
Методика: детям предлагается 3 (4, 5) предметов (например, флажки разного цвета) и задаются следующие вопросы:
- Сколько всего предметов?
- Сколько предметов одного вида? (Сколько красных флажков? Сколько синих флажков? Сколько зеленых флажков?)
Вывод: у нас всего 3 флажка: 1 красный, 1 зеленый, 1 синий.