Слайд 1МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ:
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ДЕТСКОМ САДУ.
Подготовила старший воспитатель: Потехина И.В.
МДОУ детский
сад №5 «Звёздочка» г Нея.
Актуальность
Создание мини – музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально.
Это связано, во – первых, с тем что мы живем в регионе, удаленным от культурных центров, где размещено большое количество музеев; во – вторых, некоторые родители считают что, дошкольникам еще рано посещать такие учреждения и по этому родителям не приходит в голову идея экскурсии.
Развитие метода музейной педагогики и наличие в МДОУ мини – музеев вызвали необходимость подготовки юных экскурсоводов. Это формирование у детей навыка культуры поведения в музеях, общение с аудиторией, развитие литературной, логической речи, находчивости, умения оперативно отвечать на вопросы и грамотно ставить их перед слушателями.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они
предназначены, размеры экспозиции и четко определенную
тематику такого музея.
Слайд 3Важная особенность в создании мини – музея как развивающей среды –
участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность
к мини – музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома
экспонаты, находят информацию для мини - проектов об экспонатах музея,
участвуют в подготовке рисунков и поделок для выставок и т д.
В обычном музее ребенок – лишь созерцатель, а здесь он – соавтор,
творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.
Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы
воспитателя, детей и их семей, мини – музей расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире.
На сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Коллектив ДОУ поставил пред собой цель – освоить музейную педагогику и ввести в воспитательно – образовательный процесс с детьми.
В начале учебного года мы изучили требования к организации мини – музеев в детском саду. Совместными усилиями педагогов, детей и родителей был создан мини – музей «Посуда». В котором были проведены беседы с целью развития познавательной активности детей. Дети рассматривали кухонную, столовую и чайную посуду, учились различать из какого материала она изготовлена, сервировали стол, закрепляли правила этикета. Организовывали сюжетнно – ролевые игры «Мы пришли на день рождение», «В гости к кукле Кате», «Магазин» и др.
Было прочитано большое количество художественной литературы. В старшей и подготовительной группах была создана «Мастерская посуды». Дети с удовольствием мастерили посуду из разного материала, расписывали заготовки. Итогом тематической недели и работы мини – музея «Посуда» стала драматизация сказки «Федорино горе»
Слайд 5 К тематической неделе «Транспорт» был оформлен мини – музей «Дорожный
калейдоскоп». С детьми в мини – музее были проведены беседы о безопасности на дорогах, о назначении транспорта; сюжетно – ролевые игры «Шофер», «Гараж»; выполнены мини – проекты «Мой любимый транспорт»; изготовлен транспорт детьми совместно с родителями из разного материала для выставки.
Продолжая работу по организации мини - музеев и в целях воспитания, обучения, развития и социализации воспитанников, к Всемирному дню детской книги совместно педагогами с детьми и родителями был организован мини – музей «Книга». Педагоги – подготовили большое количество книг для выставки (сказки, стихи, рассказы, басни; книги большого размера и книжки – малышки; с толстым и тонкими переплетом; книги –учебники и энциклопедии и книжки – игрушки (пазлы, конструкторы); книги для маленьких и взрослых; с картинками и без картинок и т д. Провели экскурсии в мини – музее. Закрепили с детьми правила поведения в общественном месте. Дети посмотрели презентации: «Книга – лучший друг»; «Что такое книга» (из чего она состоит) ; «От куда к нам книга пришла» (проследили путь изготовления книги от леса до магазина). Рассказали детям о детских писателях и иллюстраторах. Провели викторину по сказкам и рассказам прочитанных произведений.
Дети под руководством родителей сделали мини – проекты «Моя любимая книжка», изготовили книжки – малышки по прочитанным произведениям.
Одновременно вели работу с социумом – регулярно нас посещала и проводила мероприятия с детьми сотрудник библиотеки Комарова Светлана Николаевна, предлагала детям книги для чтения, проводила игры и викторины.
Дети шестого класса МОУ СОШ №2 под руководством Чернышевой О.В. подготовили сценки к детским стихам и провели с детьми литературный вечер.
Организация мини-музея в детском саду.
Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
Создавая каждый мини – музей мы анализировали отвечает ли он поставленным целям и задачам, какую пользу принес для воспитательно – образовательного процесса и что в организации следующего мини – музея хотели бы внести или изменить.
Сегодня мы хотим поделиться опытом по организации мини – музея в детском саду на примере мини – музея «Природа нашего края», который был создан осуществлял свою работу с 01 по 22.04. 2016года.
В первую очередь было разработано положение о создании мини – музея и ознакомлены с ним педагоги. Поставлены цели и задачи.
.
В мини – музей «Природа нашего края», входят три мини – музея: «Птицы родного края»; «Домашние животные и животные нашего леса»; «Деревья родного края».
Цель:
Мини-музеи создаются в холле детского сада в целях воспитания, обучения, развития и социализации воспитанников. А так же формирование проектно-исследовательской компетентности педагогов в вопросах создания предметно-развивающей среды.
Задачи:
1.Реализация направления «Музейная педагогика».
2.Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
3.Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы.
4.Формирование у дошкольников представления о музеях, о профессии экскурсовод.
5.Расширение кругозора дошкольников.
6.Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности детей.
7.Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
8.Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
9.Развитие творческого и логического мышления, воображения.
10.Формирование активной жизненной позиции.
Слайд 9 Организация и деятельность мини-музеев проходила с 01.04. по 22.04.16 г
Мини-музеи
организуются с учетом интересов детей, педагогов, родителей.
Мини-музеи систематически пополняются материалом.
На их базе организуется культурно-просветительская и информационная деятельность.
При создании мини-музеев необходимо учитывать следующие принципы:
Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т.д.).
Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
Слайд 10
Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего
развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».
Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно организованой образовательной деятельности в музейном пространстве.
Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
Руководство деятельностью мини-музеев
Общее руководство деятельностью мини-музеев осуществляет старший воспитатель. Текущую работу мини-музея осуществляют педагоги групп, специалисты ДОУ.
Организация мини-музея проходит в три этапа:
1. Подготовительный этап.
2. Этап реализации проекта.
3. Обобщающий этап.
1. Подготовительный этап предполагает определенную систему построения проекта
В начале необходимо определить тему музея, например мини – музей «Деревья нашего края».
Выбрать место где будет находиться мини – музей. Мы выбрали холл второго этажа детского сада.
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу, лестничные площадки и т.п.. Место расположения мини – музея имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Слайд 13
Разработать модель или схему будущего мини – музея. Можно привлечь
к разработке схемы детей и родителей.
Примечание: по мере наполнения мини – музея экспонатами, модель мини – музея может незначительно изменяться.
Сбор информации
Составляется перечень экспонатов, которые составят основу коллекции. Параллельно подбирается литература, видеофильмы, аудиозаписи, фотографии по теме, а также материал для уголков самостоятельной деятельности..
Связь с социумом
Детский сад определяет возможные направления и задачи работы с социумом (музеем, СЮТ, МОУ СОШ №2) и налаживает контакты с учреждениями и организациями. Это дает возможность детскому саду реализовать в музейной педагогике преемственность.
Работа с детьми и родителями
На подготовительном этапе проводится работа с родителями и с детьми: беседы о том, что такое коллекция и музей, какими бывают музеи, экскурсии в местные музеи, с какого возраста необходимо приобщать детей к посещению музея.
Название мини-музея
Название мини-музея должно быть ярким, привлекательным и отражать его содержание.
Необходимо определить содержание экспозиции: какое оборудование будем использовать при создании мини – музея, какие материалы пригодятся, какие экспонаты будем выставлять.
Содержание экспозиции: столы, полки, макет дома, макеты деревьев, мебель, посуда, предметы и игрушки из дерева, поделки и панно с использованием дерева, книги о деревьях, ширмы, плакаты, мини – проекты.
этап: этап реализации проекта
Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.
Проведение мероприятий непосредственно запланированных в перспективно – тематическом плане работы:
С детьми:
Беседы:
-«Мы пришли в музей» (что такое музей, правила поведения в музее)
-«Деревья нашего края».(закрепление знаний о деревьях)
чтение стихов «Белая береза», «Черемуха» С. Есенина и рисование «Березка»
-«Лес в жизни человека» (значение леса для жизни человека)
-Чтение «Русский лес» Соколов-Микитов.И.С.
-Рассматривание слайдов с репродукциями картин Левитана «Лес зимой», Шишкина «Утро в сосновом бору», «Зима» , Е.Е. Волкова «Золотая осень. Тихая речка», А.И. Куинджи «Березовая роща», Р.А. Берггольц «Пробуждение весны» и др.
Слайд 17-Беседа с детьми «Профессия экскурсовод». (знакомство с профессией)
-с/р игра «Экскурсия в
игровой уголок». «Экскурсия в уголок книги» «Экскурсия на выставку картин в уголок изобразительной деятельности» (ребенок в роли экскурсовода) Рисование деревьев нетрадиционными способами для выставки в мини – музее.
-Беседа «Профессия - лесник» (знакомство с профессией)
-Индивидуальная работа: Заучивание стихотворения «Лесник» с Ксюшей и Снежаной; подготовка детей – экскурсоводов для проведения экскурсий для детей других групп.
-Просмотр презентации «Загадки о деревьях». Составление загадок о деревьях
-д/и «Узнай дерево по описанию». д/и «Узнай дерево по листу»
-Слушание музыкальных произведений о природе.
-Внесение в мини-музей музыкальных инструментов из дерева, беседа о них .
-Открытие экспозиции «Предметы старины». Беседа о них.
-Проведение в мини-музее экскурсий для других групп.
С родителями:
- Объявление родителям и социальным партнерам о создании мини – музея и приглашение к сотрудничеству.
-Консультации для родителей «Пойдем в музей», «Правила поведения в музее», «Как создать музей в домашних условиях», «С какого возраста начинать знакомить ребенка с музеями»
-Пополнение экспонатами мини – музея.
-Участие в выставке: «Предметы из дерева своими руками»
-Помощь детям в оформлении мини- проектов о деревьях нашего края.
-Участие в конкурсе плакатов «Сохраним родную природу
С социумом:
-Посещение выставки с дошкольниками «Фантазии из дерева
на Станции Юных Техников.
-Семинар «Чудо из бересты» на Станции
Юных Техников для педагогов и родителей
(пополнение мини – музея экспонатами).
-Помощь в пополнении экспонатами мини – музея
детей МОУ СОШ №2.
-«Библиотечка на дом» – предоставление книг для чтения детям
по темам мини – музеев, а так же проведение игр, КВНов,
литературных вечеров сотрудником городской библиотеки.
Итоговые мероприятия: проведение экскурсий в мини – музее
«Деревья нашего края» для детей старшей и средней групп.
3. Третий этап: обобщающий этап
Изучая музейную педагогику и внедряя ее в образовательный процесс ДОУ , в течение учебного года, мы увидели положительные и отрицательные стороны этой работы.
Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь, что в результате ведет к улучшению партнёрских отношений с родителями и наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.
Музейная педагогика тесно связана с проектным методом и способствует познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Расширяет кругозор дошкольников, обогащает знания детей об окружающем мире. Помогает формировать у детей навыки сотрудничества с социумом, закреплять представления о музее и профессии экскурсовод.