Презентация, доклад на тему МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ: МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ДЕТСКОМ САДУ.

Слайд 1МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ: МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ДЕТСКОМ САДУ.


Подготовила старший воспитатель: Потехина И.В.
МДОУ детский

сад №5 «Звёздочка» г Нея.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ: МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ДЕТСКОМ САДУ. Подготовила старший воспитатель: Потехина И.В.МДОУ детский сад №5 «Звёздочка» г

Слайд 2




Актуальность
Создание мини – музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во – первых, с тем что мы живем в регионе, удаленным от культурных центров, где размещено большое количество музеев; во – вторых, некоторые родители считают что, дошкольникам еще рано посещать такие учреждения и по этому родителям не приходит в голову идея экскурсии. Развитие метода музейной педагогики и наличие в МДОУ мини – музеев вызвали необходимость подготовки юных экскурсоводов. Это формирование у детей навыка культуры поведения в музеях, общение с аудиторией, развитие литературной, логической речи, находчивости, умения оперативно отвечать на вопросы и грамотно ставить их перед слушателями. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они
предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.

Слайд 3Важная особенность в создании мини – музея как развивающей среды –

участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини – музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, находят информацию для мини - проектов об экспонатах музея, участвуют в подготовке рисунков и поделок для выставок и т д.
В обычном музее ребенок – лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители. Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы
воспитателя, детей и их семей, мини – музей расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире.
Важная особенность в создании мини – музея как развивающей среды – участие в их создании детей и

Слайд 4

На сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Коллектив ДОУ поставил пред собой цель – освоить музейную педагогику и ввести в воспитательно – образовательный процесс с детьми.
В начале учебного года мы изучили требования к организации мини – музеев в детском саду. Совместными усилиями педагогов, детей и родителей был создан мини – музей «Посуда». В котором были проведены беседы с целью развития познавательной активности детей. Дети рассматривали кухонную, столовую и чайную посуду, учились различать из какого материала она изготовлена, сервировали стол, закрепляли правила этикета. Организовывали сюжетнно – ролевые игры «Мы пришли на день рождение», «В гости к кукле Кате», «Магазин» и др. Было прочитано большое количество художественной литературы. В старшей и подготовительной группах была создана «Мастерская посуды». Дети с удовольствием мастерили посуду из разного материала, расписывали заготовки. Итогом тематической недели и работы мини – музея «Посуда» стала драматизация сказки «Федорино горе»



Слайд 5 К тематической неделе «Транспорт» был оформлен мини – музей «Дорожный

калейдоскоп». С детьми в мини – музее были проведены беседы о безопасности на дорогах, о назначении транспорта; сюжетно – ролевые игры «Шофер», «Гараж»; выполнены мини – проекты «Мой любимый транспорт»; изготовлен транспорт детьми совместно с родителями из разного материала для выставки.

К тематической неделе «Транспорт» был оформлен мини – музей «Дорожный калейдоскоп». С детьми в мини –

Слайд 6

Продолжая работу по организации мини - музеев и в целях воспитания, обучения, развития и социализации воспитанников, к Всемирному дню детской книги совместно педагогами с детьми и родителями был организован мини – музей «Книга». Педагоги – подготовили большое количество книг для выставки (сказки, стихи, рассказы, басни; книги большого размера и книжки – малышки; с толстым и тонкими переплетом; книги –учебники и энциклопедии и книжки – игрушки (пазлы, конструкторы); книги для маленьких и взрослых; с картинками и без картинок и т д. Провели экскурсии в мини – музее. Закрепили с детьми правила поведения в общественном месте. Дети посмотрели презентации: «Книга – лучший друг»; «Что такое книга» (из чего она состоит) ; «От куда к нам книга пришла» (проследили путь изготовления книги от леса до магазина). Рассказали детям о детских писателях и иллюстраторах. Провели викторину по сказкам и рассказам прочитанных произведений. Дети под руководством родителей сделали мини – проекты «Моя любимая книжка», изготовили книжки – малышки по прочитанным произведениям. Одновременно вели работу с социумом – регулярно нас посещала и проводила мероприятия с детьми сотрудник библиотеки Комарова Светлана Николаевна, предлагала детям книги для чтения, проводила игры и викторины. Дети шестого класса МОУ СОШ №2 под руководством Чернышевой О.В. подготовили сценки к детским стихам и провели с детьми литературный вечер.












Организация мини-музея в детском саду.
Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.


Слайд 7



Создавая каждый мини – музей мы анализировали отвечает ли он поставленным целям и задачам, какую пользу принес для воспитательно – образовательного процесса и что в организации следующего мини – музея хотели бы внести или изменить. Сегодня мы хотим поделиться опытом по организации мини – музея в детском саду на примере мини – музея «Природа нашего края», который был создан осуществлял свою работу с 01 по 22.04. 2016года. В первую очередь было разработано положение о создании мини – музея и ознакомлены с ним педагоги. Поставлены цели и задачи.








.


Слайд 8


В мини – музей «Природа нашего края», входят три мини – музея: «Птицы родного края»; «Домашние животные и животные нашего леса»; «Деревья родного края».
 Цель:  Мини-музеи создаются в холле детского сада в целях воспитания, обучения, развития и социализации воспитанников. А так же формирование проектно-исследовательской компетентности педагогов в вопросах создания предметно-развивающей среды.
Задачи: 1.Реализация направления «Музейная педагогика». 2.Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ. 3.Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы. 4.Формирование у дошкольников представления о музеях, о профессии экскурсовод. 5.Расширение кругозора дошкольников. 6.Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности детей. 7.Формирование проектно-исследовательских умений и навыков. 8.Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания. 9.Развитие творческого и логического мышления, воображения. 10.Формирование активной жизненной позиции.

Слайд 9 Организация и деятельность мини-музеев проходила с 01.04. по 22.04.16 г
Мини-музеи

организуются с учетом интересов детей, педагогов, родителей.
Мини-музеи систематически пополняются материалом.  
На их базе организуется культурно-просветительская и информационная деятельность.
При создании мини-музеев необходимо учитывать следующие принципы:
Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т.д.).
Принцип природосообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.


Организация и деятельность мини-музеев проходила с 01.04. по 22.04.16 гМини-музеи организуются с учетом интересов детей, педагогов,

Слайд 10
Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего

развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».
Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно организованой образовательной деятельности в музейном пространстве.
Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой

Слайд 11

Руководство деятельностью мини-музеев
Общее руководство деятельностью мини-музеев осуществляет старший воспитатель. Текущую работу мини-музея осуществляют пе­дагоги групп, специалисты ДОУ.
Организация мини-музея проходит в три этапа:
1. Подготовительный этап.
2. Этап реализации проекта.
3. Обобщающий этап.
1. Подготовительный этап предполагает определенную систему построения проекта В начале необходимо определить тему музея, например мини – музей «Деревья нашего края».
Выбрать место где будет находиться мини – музей. Мы выбрали холл второго этажа детского сада.
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу, лестничные площадки и т.п.. Место расположения мини – музея имеет как положительные, так и отрицательные стороны.


Руководство деятельностью мини-музеевОбщее руководство деятельностью

Слайд 13
Разработать модель или схему будущего мини – музея. Можно привлечь

к разработке схемы детей и родителей.













Примечание: по мере наполнения мини – музея экспонатами, модель мини – музея может незначительно изменяться.
Разработать модель или схему будущего мини – музея. Можно привлечь к разработке схемы детей и родителей.Примечание:

Слайд 14

Сбор информации
Составляется  перечень экспо­натов, которые составят основу коллекции.  Параллельно подбирается литература, видеофильмы, аудиозаписи, фотографии по теме, а также материал для уголков самостоятельной деятельности.. Связь с социумом
Детский сад определяет возможные направления и задачи работы с социумом (музеем, СЮТ, МОУ СОШ №2) и нала­живает контакты с учреждениями и организациями. Это дает возможность детскому саду реализовать в музейной педагогике преемствен­ность.
Работа с детьми и родителями
На подготовительном этапе проводится работа с родителями и с детьми: беседы о том, что такое коллекция и музей, какими бывают музеи, экскурсии в местные музеи, с какого возраста необходимо приобщать детей к посещению музея.


Сбор информацииСоставляется  перечень

Слайд 15

Название мини-музея
Название мини-музея должно быть ярким, привлекатель­ным и отражать его содержание.
Необходимо определить содержание экспозиции: какое оборудование будем использовать при создании мини – музея, какие материалы пригодятся, какие экспонаты будем выставлять.
Содержание экспозиции: столы, полки, макет дома, макеты деревьев, мебель, посуда, предметы и игрушки из дерева, поделки и панно с использованием дерева, книги о деревьях, ширмы, плакаты, мини – проекты.

Слайд 16

2. Второй

этап: этап реализации проекта

Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей. Проведение мероприятий непосредственно запланированных в перспективно – тематическом плане работы:
С детьми: Беседы:
-«Мы пришли в музей» (что такое музей, правила поведения в музее) -«Деревья нашего края».(закрепление знаний о деревьях) чтение стихов «Белая береза», «Черемуха» С. Есенина и рисование «Березка» -«Лес в жизни человека» (значение леса для жизни человека) -Чтение «Русский лес» Соколов-Микитов.И.С. -Рассматривание слайдов с репродукциями картин Левитана «Лес зимой», Шишкина «Утро в сосновом бору», «Зима» , Е.Е. Волкова «Золотая осень. Тихая речка», А.И. Куинджи «Березовая роща», Р.А. Берггольц «Пробуждение весны» и др.
2. Второй этап: этап реализации проектаОткрытие мини -

Слайд 17-Беседа с детьми «Профессия экскурсовод». (знакомство с профессией)
-с/р игра «Экскурсия в

игровой уголок». «Экскурсия в уголок книги» «Экскурсия на выставку картин в уголок изобразительной деятельности» (ребенок в роли экскурсовода) Рисование деревьев нетрадиционными способами для выставки в мини – музее.
-Беседа «Профессия - лесник» (знакомство с профессией)
-Индивидуальная работа: Заучивание стихотворения «Лесник» с Ксюшей и Снежаной; подготовка детей – экскурсоводов для проведения экскурсий для детей других групп.
-Просмотр презентации «Загадки о деревьях». Составление загадок о деревьях
-д/и «Узнай дерево по описанию». д/и «Узнай дерево по листу»
-Слушание музыкальных произведений о природе.
-Внесение в мини-музей музыкальных инструментов из дерева, беседа о них .
-Открытие экспозиции «Предметы старины». Беседа о них.
-Проведение в мини-музее экскурсий для других групп.



-Беседа с детьми «Профессия экскурсовод». (знакомство с профессией)-с/р игра «Экскурсия в игровой уголок». «Экскурсия в уголок книги»

Слайд 18

С родителями: - Объявление родителям и социальным партнерам о создании мини – музея и приглашение к сотрудничеству.
-Консультации для родителей «Пойдем в музей», «Правила поведения в музее», «Как создать музей в домашних условиях», «С какого возраста начинать знакомить ребенка с музеями»
-Пополнение экспонатами мини – музея.
-Участие в выставке: «Предметы из дерева своими руками»
-Помощь детям в оформлении мини- проектов о деревьях нашего края.
-Участие в конкурсе плакатов «Сохраним родную природу








С родителями:

Слайд 19

С социумом: -Посещение выставки с дошкольниками «Фантазии из дерева
на Станции Юных Техников. -Семинар «Чудо из бересты» на Станции Юных Техников для педагогов и родителей (пополнение мини – музея экспонатами).
-Помощь в пополнении экспонатами мини – музея детей МОУ СОШ №2. -«Библиотечка на дом» – предоставление книг для чтения детям по темам мини – музеев, а так же проведение игр, КВНов, литературных вечеров сотрудником городской библиотеки. Итоговые мероприятия: проведение экскурсий в мини – музее «Деревья нашего края» для детей старшей и средней групп.


Слайд 20

3. Третий этап: обобщающий этап
Изучая музейную педагогику и внедряя ее в образовательный процесс ДОУ , в течение учебного года, мы увидели положительные и отрицательные стороны этой работы.
Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь, что в результате ведет к улучшению партнёрских отношений с родителями и наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.
Музейная педагогика тесно связана с проектным методом и способ­ствует познавательному, творческо­му и эмоциональному развитию. Расширяет кругозор дошкольников, обогащает знания детей об окружающем мире. Помогает формировать у детей навыки сотрудничества с социумом, закреплять представления о музее и профессии экскурсовод.



Слайд 21
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть