Слайд 1Организация учебного сотрудничества
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛИ: УЧИТЕЛЯ БОУ Г.ОМСКА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
95 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
АЛИМБАЕВА Е.В., ЗОБЕНКО М.В., КАЛИНИНА Е.А., КИСЕЛЕВА А.Н., БОЛЬШАГИНА М.В., г. Омск 2014 г.
Слайд 2РОЛЬ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ реализации ФГОС
Учитель
Управляет деятельностью
Деятельностью всего
коллектива учащихся
Деятельностью каждого ученика
Процесс обучения – личностно-ориентированный
Слайд 3Условием эффективного взаимодействия между учителем и учащимися является умение учителя организовать
учебное сотрудничество.
Слайд 4Учебное сотрудничество
форма взаимодействия педагога и учащихся, в котором совместно ставится и
решается проблема, умственная задача
Слайд 5Теоретическая основа:
учебное сотрудничество обеспечивает развитие и самореализацию личности ученика, исходя
из выявления его индивидуальных особенностей;
учебное сотрудничество предоставляет возможность каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;
содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить изобретательность к предметному материалу, его виду и форме.
Слайд 6Формы организации учебного сотрудничества
работа в парах,
группах постоянного и сменного состава,
коллективное взаимодействие.
Групповая работа - одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет формировать: коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные УУД.
Слайд 7Условия формирования учебного сотрудничества:
создать учащимся эмоциональную и содержательную поддержку;
• создать каждому
ребёнку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в дискуссиях;
• создать условия для приобретения каждому учащемуся опыта выполнения тех универсальных учебных действий, которые составляют основу умения учиться (функций контроля и оценки, целеполагания и планирования);
• дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечения детей в содержание обучения.
Слайд 8Как соединять детей в группы?
Слайд 9
Алгоритм формирования:
понять, принять и сохранить учебную задачу
(в ходе обсуждения);
четко представлять
результат работы;
распределить роли;
составить план действий или соблюдать предложенный учителем;
непосредственно выполнение задания по плану;
контроль выполнения в паре;
презентация работы групп;
коррекция, если необходимо;
оценка, рефлексия.
Слайд 10ОПИСАНИЕ ПРИЕМОВ
задачи - «ловушки», различающие ориентацию ребенка на задачу и на
действия учителя;
задачи, не имеющие решения, воспитывают не буквальное, не исполнительское отношение к заданию учителя;
задания, позволяющие определить, способен ли ребенок ориентироваться на объективную возможность (или не возможность) действовать, или он склонен действовать неразумно, наугад;
задания с недостающими данными, где ребенок должен не только отказаться от исполнительских установок, но и задать вопрос учителю для выяснения недостающих данных.
Слайд 11задания для воспитания привычки «спрашивания» у учителя необходимые задания, переворачивающие традиционно
вопросно-ответную форму общения между учителем и детьми;
задания, при которых ребенок не только овладевает самой вопросной формой (в ситуации прямого требования спрашивать), но и сам идёт, о чем надо спрашивать; где нужны ситуации открытого незнания, в которых дети точно знают, что они этого не знают.
Слайд 12правила организации
совместной работы
Слайд 13Источники
Амонашвили Ш. А.
«РАЗМЫШЛЕНИЯ О ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКЕ»
ЦУКЕРМАН Г. А.
"СОВМЕСТНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ»
Чуракова Н. А.
«Деятельностная парадигма образования как важнейшее условие реализации ФГОС»