Слайд 1Метод проектов в экологическом образовании дошкольников
Слайд 2Тезис современного понимания метода проектов
«Все, что я познаю, я знаю,
для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».
Метод проектов – это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления.
Слайд 3Метод проектов возник во второй половине XIX века. Основой метода проектов
были педагогические концепции американского педагога, ведущего представителя философии прагматизма Джона Дьюти.
Он разработал теорию воспитания, направленную на формирование личности, наилучшим образом приспособленной к жизни и практической деятельности в условиях системы «свободного предпринимательства».
Слайд 4Проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение чётко обозначенной
цели, в течение заданного периода времени с ориентацией на четкие требования к качеству конкретного результата, с использованием ограниченных финансов и других ресурсов, в условиях активного взаимодействия с внешней средой.
Слайд 5В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его
прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Слайд 6Осязаемые результаты
Результаты выполненных проектов, над которыми работает группа, должны быть «осязаемы»:
если
теоретическая проблема – то конкретное её решение, оформленное в информационном продукте,
практическая проблема – конкретный продукт, готовый к потреблению.
Слайд 7Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане
проблемы/задачи, требующей интегрированного знания.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например: доклад, презентация, газета и др.).
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность воспитанников.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Слайд 8Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий
определение проблемы, вытекающих из неё
задач исследования;
выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
оформление конечных результатов;
анализ полученных данных;
подведение итогов, корректировка;
выводы.
Слайд 9Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста:
В младшем дошкольном возрасте –
это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Слайд 12Проект – это «пять П»
Портфолио проекта – папка в которой собраны
все рабочие материалы
Слайд 14Постановка цели проекта
Цели четко определены, измеряемы и достижимы.
Задачи проекта
= реальные, измеряемые, ступеньки к достижению цели проекта.
Задачи проекта = этапы проекта (решается на определенном этапе проекта)
Этапы проекта последовательно ведут к достижению цели.
Слайд 17Планирование проекта
В младшем возрасте тему проекта предлагают взрослые.
В
средней группе тема проекта инициируется как взрослыми так и детьми. Если тему проекта инициирует взрослый, то к началу воспитатели подбирают соответствующую возрасту детей мотивацию (это могут быть иллюстрации, книги, предметы по теме, истории, сюрпризные моменты).
В старшем возрасте тема проекта инициируется детьми, а воспитатель ведёт опрос (“Какую тему для обсуждения вы предлагаете?”. “Кого ещё интересует тема, предложенная Леной?”. “Сколько детей выбрали эту тему?”. “Посчитай, Настя”. “А сколько детей интересуется темой, которую выбрал Игорь?” “Посчитай, Кирилл.” “Какую тему выбрало большинство детей?”) - детям даётся право принять самостоятельное решение в выборе темы проекта.
Слайд 18Структура проекта обязательно включает:
насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации,
репродукции, экскурсии, и т.д.);
активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизации, изодеятельность);
ежедневные рефлексии;
обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, просмотр рекомендованных фильмов, спектаклей, изготовление костюмов, подарков, совместное участие в презентациях);
презентация с показом того, что научились делать дети.
Слайд 19Общие группы вопросов
по итогам реализации проекта
1.Достигнута ли цель проекта?
Если нет,
то почему?
2. Какова степень достижения цели?
3. Удалось ли реализовать все задачи, составляющие в совокупности поставленную цель? Какие задачи остались нерешёнными, почему?
4. Какие задачи были пере структурированы в процессе реализации проекта?
5. Какие изменения, достижения были получены сверх намеченных?
6. Какова дальнейшая «судьба» проекта? Подлежит ли он совершенствованию? В чем? Может ли быть тиражирован? Где?
Слайд 20Положительные моменты метода проектов
Организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов.
Дошкольники действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса.
Максимум действия при отсутствии созерцательности. Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы.
Увлеченность детей «деланием» помогает решать вопросы дисциплины.
Слайд 21Положительные моменты метода проектов
Развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию
— приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения и оценивать последствия.
Социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, сотрудничать, оказывать содействие, прикладывать усилия для достижения цели.
Слайд 22Советы педагогам по работе над проектом.
1. Глубоко изучить тематику проекта.
2. При
составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.п.