Презентация, доклад на тему Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста

Содержание

«Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»

Слайд 1Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста
Выполнила:
Горбатенко Ж.М.

воспитатель МБДОУ «ЦРР д/с «Аленка»
г. Абаза
2016 год
Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возрастаВыполнила:Горбатенко Ж.М.   воспитатель МБДОУ

Слайд 2
«Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его

характера, эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»

Л.С.Выгодский.

«Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом

Слайд 3Пояснительная записка
Ежегодная «стартовая диагностика» детей показывает, что даже при среднем уровне

знаний, умений, навыков, у детей имеются определенные трудности в развитии внимания, памяти и особенно – речи. Именно эти составляющие имеют особое значение при переходе к школьному обучению. Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – достигнуть высокого уровня развития интегративных качеств ребенка, заложить «прочный фундамент» знаний и умений и навыков, с которыми выпускники ДОУ переступят порог школы и которые помогут им в успешном усвоении школьной программы. Эта задача решается педагогами на протяжении всего дошкольного детства ребенка.
На современном этапе развития дошкольного образования идет активный поиск и внедрения в практическую работу с дошкольниками новых методов и приемов обучения, повышающих эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Одним из таких средств является метод наглядного моделирования. Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как по данным Л.С. Выгодского, В.А.Сохина, О.С. Ушаковой дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности.
Пояснительная записка		Ежегодная «стартовая диагностика» детей показывает, что даже при среднем уровне знаний, умений, навыков, у детей имеются

Слайд 4
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта,

создание его заместителя и работа с ним.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с

Слайд 5Актуальность использования
наглядного моделирования
при формировании высших психических функций у детей

дошкольного возраста состоит в том, что:

во-первых, высшие психические функции формируются в процессе обучения и взаимодействия со взрослыми, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует навык практического использования приемов работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы активизируем внимание и мышление детей, учим детей видеть главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

Актуальность использования наглядного моделирования 	при формировании высших психических функций у детей дошкольного возраста состоит в том, что:во-первых,

Слайд 6ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ:
ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, РЕЧЬ

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА:
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, ТВОРЧЕСКОЕ

ВООБРАЖЕНИЕ, ИНИЦИАТИВНОСТЬ


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА:
АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, СРАВНЕНИЕ И СОПОСТАВЛЕНИЕ КЛАССИФИКАЦИЯ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ:
НАБЛЮДАТЬ, ВИДЕТЬ, СЛУШАТЬ, ДУМАТЬ, ВЛАДЕТЬ СИМВОЛАМИ

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ:   ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, РЕЧЬЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА:САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, ИНИЦИАТИВНОСТЬИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА:АНАЛИЗ, СИНТЕЗ, СРАВНЕНИЕ И

Слайд 7 Новизна
Дошкольники начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком. Но

главное для ребёнка - это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели «в уме», решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане, что свидетельствует об определенном уровне развития высших психических функций.
Иными словами, предлагая детям наглядные схемы, модели, мнемосхемы и т.д., педагог дает ребенку шаблон, используя который ребенок учится элементарному исследованию.
Новизна 		Дошкольники  начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком. Но главное для ребёнка - это вовсе

Слайд 8 Цель применения наглядного моделирования:
изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических

связей материала (темы) он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.

Цель применения наглядного моделирования:	изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей материала (темы) он стал доступным,

Слайд 9 Основные задачи:

способствовать формированию связной речи у детей дошкольного возраста, как

способа формирования социальных навыков и привычек, необходимых для взаимодействия с окружающими людьми;

сформировать навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении;

развивать умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения;

развивать умения детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.
Основные задачи: способствовать формированию связной речи у детей дошкольного возраста, как способа формирования социальных навыков и привычек,

Слайд 10Принципы:
принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание работы по внедрению метода

моделирования соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (решение поставленных целей и задач только на необходимом и достаточном материале, максимально приближенному к разумному «минимуму»);

решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования;


принцип динамичности (от самого простого до сложного)

Принципы:принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание работы по внедрению метода моделирования соответствует основным положениям возрастной психологии

Слайд 11Модель построения педагогического процесса
Направления работы

с родителями
с педагогами
родительские собрания;
практикумы;
- консультации;
-литературные гостиные;
-открытые занятия

с участием родителей;
- выпуск публикаций

- консультации;
- семинары-практикумы;
- мастер-класс;
- открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности с детьми

с детьми

Совместная
деятельность

Самостоятельная
деятельность

- непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию дошкольников (образовательные области «Коммуникация»; «Познание», «Чтение художественной литературы» в интеграции с образовательными областями «Социализация», «Художественное творчество»);
- словесно-дидактические игры;
- речевые игры;
- игровые упражнения со схемами и моделями;
чтение (восприятие) художественной литературы;
составление совместно с детьми схем, мнемотаблиц и т.д.

Игры детей с моделями и наглядными схемами, пиктограммами
составление детьми схем, мнемотаблиц и т.д.








Модель построения педагогического процессаНаправления работыс родителямис педагогамиродительские собрания;практикумы;- консультации;-литературные гостиные;-открытые занятия с участием родителей;- выпуск публикаций- консультации;-

Слайд 12Виды детской деятельности

Коммуникативная
Игровая
Чтение (восприятие) художественной литературы
Познавательно-исследовательская
Продуктивная

Виды детской деятельностиКоммуникативнаяИгроваяЧтение (восприятие) художественной литературыПознавательно-исследовательскаяПродуктивная

Слайд 13ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ
З-4 ГОДА
использование в

речи простых и сложных предложений;
договаривание стихов;
пересказ текстов с помощью воспитателя


СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ
4-5 ЛЕТ
пересказ литературных произведений;
сочинение рассказов по игрушкам, картинам;
составление загадок.

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ
5-6 ЛЕТ
проявление интереса к самостоятельному сочинению;
создание разнообразных видов творческих рассказов

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАМЛАДШИЙ ВОЗРАСТЗ-4 ГОДА использование в речи простых и сложных предложений; договаривание

Слайд 14ВИДЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

ПРЕДМЕТНОЕ


ПРЕДМЕТНО-СХЕМАТИЧЕСКОЕ

ВИДЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИПРЕДМЕТНОЕ ПРЕДМЕТНО-СХЕМАТИЧЕСКОЕ

Слайд 15геометрические фигуры
символические изображения предметов
предметные картинки
силуэтные
изображения
планы и условные изображения
Контрастная рамка
ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛЕЙ

геометрические фигурысимволические изображения предметовпредметные картинкисилуэтныеизображенияпланы и условные изображенияКонтрастная рамкаЭЛЕМЕНТЫ  МОДЕЛЕЙ

Слайд 16
Предметное моделирование - символические изображения предметов (силуэты, контуры, условные обозначения).









Задание: придумать

историю, опираясь на модель.
Рассказ можно детализировать: дать описание предметов и внешнего вида людей и животных, назвать персонажей.
Предметное моделирование - символические изображения предметов (силуэты, контуры, условные обозначения).		Задание: придумать историю, опираясь на модель.	Рассказ можно детализировать:

Слайд 17Использование наглядного моделирования
в работе с дошкольниками
Рассказ по сюжетной картинке
В качестве

элементов модели выступают соответствующие картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины. Схематичные изображения являются также планом рассказов по серии картин.


Использование наглядного моделированияв работе с дошкольникамиРассказ по сюжетной картинке 	В качестве элементов модели выступают соответствующие картинки –

Слайд 18Игра «Оживи картинку» с детьми старшей группы

Игра «Оживи картинку»   с детьми старшей группы

Слайд 19МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ

МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ

Слайд 20Использование наглядного моделирования
в работе с дошкольниками
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ, ПОГОВОРОК, ПОСЛОВИЦ
Солнышко
Чтоб скорей раскрылись

почки
У берез и тополей,
Чтобы клейкие листочки
Появились поскорей,
Чтоб сочней была трава,
Ярче неба синева,
Светит солнышко вокруг –
Наш горячий добрый друг
Использование наглядного моделированияв работе с дошкольникамиЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ, ПОГОВОРОК, ПОСЛОВИЦСолнышкоЧтоб скорей раскрылись почки У берез и тополей,Чтобы клейкие

Слайд 21Творческое рассказывание
по силуэтным изображениям
Придумывание ситуации, которая могла бы произойти с конкретными

персонажами в определенном месте.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ

Творческое рассказываниепо силуэтным изображениямПридумывание ситуации, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ

Слайд 22 Предметно-схематическое
Упражнения по распознаванию в абстрактных фигурах персонажей уже

знакомых произведений
Игра «Прячем сказочных героев в геометрические фигуры»
Задание: какие сказки могут обозначать эти фигуры? (»Три поросенка», «Три медведя», «Репка», «Волк и семеро козлят»)
Предметно-схематическое  Упражнения по распознаванию в абстрактных фигурах персонажей уже знакомых произведений	Игра «Прячем сказочных героев в

Слайд 23
Использование геометрических фигур, своей формой и цветом напоминающие замещающий предмет (зеленый

треугольник – елочка, серый кружок – мышка и т.д.)





Использование геометрических фигур, своей формой и цветом напоминающие замещающий предмет (зеленый треугольник – елочка, серый кружок –

Слайд 24Использование геометрических фигур без учета внешних признаков объекта, ориентируясь на качественную

характеристику объекта
(злой - добрый - ;
добрые персонажи – светлые тона, злые персонажи – темные тона)










Использование геометрических фигур без учета внешних признаков объекта, ориентируясь на качественную характеристику объекта 	(злой -

Слайд 25Использование наглядного моделирования
в работе с дошкольниками
Пересказ
Пересказ – самый простой из видов

связанного высказывания, предполагает умение выделять основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии со схемой составлять рассказ. В качестве плана выступает наглядная модель.
Сказка «Репка»



Использование наглядного моделированияв работе с дошкольникамиПересказ	Пересказ – самый простой из видов связанного высказывания, предполагает умение выделять основные

Слайд 26Сказка «Кот, петух и лиса»

Кот, петух в избушке



Кот ушел на охоту





Лиса пришла к избушке



Лиса уносит петушка, а кот догоняет
Сказка «Кот, петух и лиса»Кот, петух в избушкеКот ушел на охоту    Лиса пришла к

Слайд 27мнемотаблица
(схематичное изображение основных этапов сказки)
к русской народной сказке

«Курочка Ряба»
мнемотаблица (схематичное изображение основных этапов сказки)  к русской народной сказке «Курочка Ряба»

Слайд 28МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТОВ
(овощей, фруктов, ягод)
Элементами модели становятся символы –

заместители качественных характеристик объекта: принадлежность; величина; форма; цвет; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (польза); за что нравится? (не нравится)

МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТОВ(овощей, фруктов, ягод)	Элементами модели становятся символы – заместители качественных характеристик объекта: принадлежность; величина;

Слайд 29 МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТОВ (игрушек)

МНЕМОСХЕМЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТОВ (игрушек)

Слайд 30Образовательная деятельность с дошкольниками
для развития связной речи
с использованием метода

моделирования
(при работе со сказкой)
В работе с детьми 2 младшей группы следует использовать картинно - схематические планы, которые содержат последовательность высказывания. В схеме отображается детальное содержание текста, с помощью которого ребенок учиться составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки. Дети младшего возраста с помощью схем могут рассказать следующие сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба».
Каждый ребенок участвует на занятии, если не рассказывает, то читает схему, проговаривает строки, соотнося их с картинками.

В средней группе для дальнейшей работы необходимо: использовать на занятиях упрощенные схемы для описания предметов, описательных рассказов, пересказов сказок: «Зайкина избушка», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко».
Наличие зрительного плана делает рассказы детей четкими, связными и последовательными.

С детьми старшего возраста с использованием схем можно провести следующие занятия:
- рассказывание сказки «Как утенок заблудился»;
- пересказ сказок «Маша и медведь», «Три медведя», «Лиса и кувшин»;
- придумывание сказки «День рождения зайцы»;
- составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес»
Образовательная деятельность с дошкольниками для развития связной речи с использованием метода моделирования (при работе со сказкой)В работе

Слайд 31Ожидаемые результаты
У детей сформированы связная речь, социальные навыки и привычки,

необходимые для взаимодействия с окружающими людьми;

Имеются навыки в применении простейших форм символизации, условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов, загадок о том или ином объекте, явлении;

развиты умения детей с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения;

развиты умения детей точно, последовательно, связно и грамматически правильно пересказывать рассказы, сказки, опираясь на модели.

Ожидаемые результаты  У детей сформированы связная речь, социальные навыки и привычки, необходимые для взаимодействия с окружающими

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть