Презентация, доклад на тему Материал для подготовки и проведения занятия по теме Русский быт

Содержание

Слава нашей стороне,Слава русской старине !И про эту старину, Я рассказ свой поведу.Чтобы дети знать моглиО делах родной земли!

Слайд 1 Русский
быт

Подготовила:
воспитатель МКДОУ д/с №10 г.Пласта
Гриненко Е.В.
Русский    быт      Подготовила: воспитатель МКДОУ д/с №10 г.Пласта

Слайд 2Слава нашей стороне,
Слава русской старине !
И про эту старину,
Я рассказ

свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Слава нашей стороне,Слава русской старине !И про эту старину, Я рассказ свой поведу.Чтобы дети знать моглиО делах

Слайд 3Русская изба

Русская изба

Слайд 4Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него

было важно не только решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными. При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места: место должно быть сухим, высоким, светлым - и вместе с тем учитывалась его ритуальная ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачными для строительства было место, где прежде захоранивали людей и где раньше проходила дорога или стояла баня.

Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Вся неподвижная обстановка избы строилась вместе с домом и называлась хоромным нарядом.

Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто

Слайд 5Основное пространство избы занимала духовая печь, которая на большей части территории

России располагалась у входа, справа или слева от дверей.
Основное пространство избы занимала духовая печь, которая на большей части территории России располагалась у входа, справа или

Слайд 6В южнорусских районах за боковой стеной печи мог быть деревянный настил

для спанья - пол, примост.
В южнорусских районах за боковой стеной печи мог быть деревянный настил для спанья - пол, примост.

Слайд 7Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи. Над ним

была расположена божница с иконами.. Этот угол назывался красным
Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи. Над ним была расположена божница с иконами.. Этот

Слайд 8Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за

столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний сноп устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным преданиям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Он является самым почетным местом в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название "красный" означает "красивый", "хороший", "светлый". Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы. Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причем под красный угол клали более крупную монету.
Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так

Слайд 10Вдоль стен шли неподвижные лавки, над ними - врезанные в стены

полки.
Вдоль стен шли неподвижные лавки, над ними - врезанные в стены полки.

Слайд 11 В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от

входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. Каждая лавка в избе имела свое название, связанное либо с ориентирами внутреннего пространства, либо со сложившимися в традиционной культуре представлениями о приуроченности деятельности мужчины или женщины к определенному месту в доме (мужская, женская лавки). 
 В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья,

Слайд 13Под лавками хранили различные предметы, которые в случае необходимости легко было

достать - топоры, инструменты, обувь и проч. В традиционной обрядности и в сфере традиционных норм поведения лавка выступает как место, на которое позволено сесть не каждому. Так входя в дом, особенно чужим людям, было принято стоять у порога до тех пор, пока хозяева не пригласят пройти и сесть. То же касается и сватов: они проходили к столу и садились на лавку только по приглашению.
Под лавками хранили различные предметы, которые в случае необходимости легко было достать - топоры, инструменты, обувь и

Слайд 14В задней части избы от печи до боковой стены под потолком

устраивался деревянный настил - полати.
В задней части избы от печи до боковой стены под потолком устраивался деревянный настил - полати.

Слайд 15Полати

Полати

Слайд 17Люлька (колыбель,зыбка, качка, колыска, пебей) - это маленькая деревянная или плетеная кроватка

со спальным местом 40-50 см в ширину и 70-100 см в длину. Основное предназначение люльки - укачивание ребенка. Люлька - это замечательное изобретение наших предков, которое, к сожалению, почти не используется сейчас. А ведь когда-то люлька была просто незаменимой, без неё не обходилась ни одна изба. В одной люльке могло вырасти несколько поколений.

В качестве материала для изготовления люлек использовались - дерево, ивовые прутья, кора, кожа. Но не каждое дерево использовалось для колыбелек, а только то, которого, как считалось, боялась нечисть. А вот из осины, которая с нечистью дружит, люльки никогда не делали.

Чаще люльку вешали к потолку или на очеп в задней части избы, рядом с подтопком. В толстое потолочное бревно вбивали кольцо, на него вешался моток проволоки, так называемый «качок», на который и вешалась на веревках люлька. Качать такую люльку можно было при помощи специального ремешка рукой, а в случае занятости рук, и ногой.

Люлька (колыбель,зыбка, качка, колыска, пебей) - это маленькая деревянная или плетеная кроватка со спальным местом 40-50 см в

Слайд 18Ребенка до года чужим вообще не было принято показывать, а потому

люльку покрывали ситцевым или холщовым пологом.
Ребенка до года чужим вообще не было принято показывать, а потому люльку покрывали ситцевым или холщовым пологом.

Слайд 19«Рулить» люлькой надо было умеючи: чуть посильнее качнешь, и, кувырк, младенец

на полу. Часто «рулить» доверяли несовершеннолетним: девочкам 7-8 лет, среди которых обнаруживались настоящие таланты — «славные пестуньи», которые легко могли угомонить слишком резвого дитятку
«Рулить» люлькой надо было умеючи: чуть посильнее качнешь, и, кувырк, младенец на полу. Часто «рулить» доверяли несовершеннолетним: девочкам

Слайд 20Существовали разные приметы и заговоры:
Если ребеночек плаксивый был, с ним рядом

в колыбельку клали полено и говорили: "Расти, детонька, спокойный, как это полено!” А на вечерней зоре отец или дед выносил капризника на крыльцо и просил: "Заря-заяница, красная девица, возьми бессонницу-неугомонницу, а дай нам сон-упокой!” Или бабушка золы в печке на палец возьмет и на лбу малыша заметинки крестом делает, и при этом уговаривает: "Спи, внучек, не плачь, я испеку тебе калач! Спи-ка не реви, я испеку тебе три! Семечком помажу. А тебе его не покажу. Будь умничкой, засыпай и не плачь…” Ребенка до года чужим вообще не было принято показывать, а потому люльку покрывали ситцевым или холщовым пологом.

В крестьянских избах отдельных детских кроваток не было — спали детишки вместе, рядышком, на полатях. Так что зыбка качала маленького человечка в среднем 2-3 года.
Чтобы отлучить его от зыбки, прибегали к разнообразным хитростям. К примеру, одного из мужиков "Букой” обряжали. Внезапно он вбегал в горницу в вывороченном тулупе, с мочальной бородой, с березовой клюкой, хватает колыбель — и уносит. А ребенку говорили: "Гляди-ка, малыш! Приходил Бука, зыбку в лес унес — дитенка своего зыбать!” Прием действовал безотказно. В других местах, когда ребеночек подрастал, ему делали люльку побольше: в ней он лежал до двух, до трех, а то и четырех лет, пока дите силы не наберет.

Существовали разные приметы и заговоры:Если ребеночек плаксивый был, с ним рядом в колыбельку клали полено и говорили:

Слайд 21Печь играла главную роль во внутреннем пространстве русского жилища на протяжении

всех этапов его существования. Недаром помещение, где стояла русская печь называли "избой, истопкой".
Печь играла главную роль во внутреннем пространстве русского жилища на протяжении всех этапов его существования. Недаром помещение,

Слайд 22С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов. В традиционном

сознании печь была неотъемлемой частью жилища; если в доме не было печи, он считался нежилым. По народным поверьям, под печью или за нею живет домовой, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный и даже опасный - в других.
Отношение хозяев к гостю или незнакомому человеку изменялось, если ему довелось посидеть на их печи; как человек, отобедавший с семьей хозяина за одним столом, так и тот, кто сиживал на печи, воспринимался уже как "свой". Печь была вторым по значению "центром святости" в доме - после красного, Божьего угла, - а может быть, даже и первым.
Печь использовалась не только для обогрева и приготовления пищи, но и как лежанка
С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов. В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища;

Слайд 23Русская печь необычна. Для зимы придумана отлично.
Холодной зимой на печи

лежали. Старые да малые бока отогревали
Русская печь необычна. Для зимы придумана отлично. Холодной зимой на печи лежали. Старые да малые бока отогревали

Слайд 24Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Все здесь
было

приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват,
Деревянная лопата, помело . Рядом ступа с пестом и ручная мельница
Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи

Слайд 25Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства

избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан" или "прилуб".  Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым.
Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить

Слайд 27Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который

служил для размешивания углей в печи и сгребания жара.
С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти.
Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом. Помело представляет собой длинную деревянную рукоять, к концу которой привязывались сосновые, можжевеловые ветки, солома, мочало или тряпка.
При помощи хлебной лопаты в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда. Вся эта утварь участвовала в тех или иных обрядовых действиях.
Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи

Слайд 28Черный конь скачет в огонь

Черный конь скачет в огонь

Слайд 29Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит - отдает,
А

сам в угол идет
Не бык, а бодает,Не ест, а еду хватает.Что схватит - отдает,А сам в угол идет

Слайд 32Он как круглая кастрюля, Он чумазый, не чистюля
Где там, в печке

уголек, Кашу сварит…( чугунок)
Он как круглая кастрюля, Он чумазый, не чистюляГде там, в печке уголек, Кашу сварит…( чугунок)

Слайд 34Нередко в печи, заменявшей баню, парились

Нередко в печи, заменявшей баню, парились

Слайд 36Семейная трапеза

Семейная трапеза

Слайд 37Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома

во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках.
Во время обеда кушанья подавались на стол в общей чаше
Есть начинали по знаку хозяина, за едой не разговаривали. Зашедших в дом гостей угощали тем же, что ели сами, и из той же посуды.

Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под

Слайд 38Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости.

Человек, их нарушившего, могли строго наказать.
Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказать.

Слайд 39Есть полагалось чинно, не спеша. Как бы ни проголодался человек, он

не должен был поглощать пищу торопливо, с жадностью. Раньше хозяина никто не начинал есть ни одно из подаваемых блюд. Прежде чем приступить к новому кушанью, осеняли себя крестным знамением (особенно перед мясным блюдом). Принято было часто класть на стол ложку — есть непрерывно, не кладя ложки, считалось неуместным нарушением степенного поведения за столом. Есть в шапке и даже просто сидеть за столом в шапке — считалось грехом. Грешно также макать кусок хлеба в солонку.
Есть полагалось чинно, не спеша. Как бы ни проголодался человек, он не должен был поглощать пищу торопливо,

Слайд 41Единственным приспособлением для еды, пока не появились вилки, служили ложки. В

основном они были деревянными. Ложки украшались росписью или резьбой. Соблюдались различные приметы, связанные с ложками. Нельзя было ставить ложку так, чтобы она опиралась черенком на стол, а другим концом на тарелку, так как по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила. Не разрешалось стучать ложками по столу, так как от этого "лукавый радуется" и "скликаются на обед злыдни" (существа, олицетворяющие собой бедность и несчастье). считалось грехом убирать ложки со стола в заговенье, накануне положенных церковью постов, поэтому ложки оставались на столе до утра. Нельзя класть лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила. В качестве подарка нужно было принести ложку на новоселье, вместе с караваем хлеба, солью и деньгами. Широко применялась ложка в обрядовых действиях.
Единственным приспособлением для еды, пока не появились вилки, служили ложки. В основном они были деревянными. Ложки украшались

Слайд 42«Хлеб на стол, так стол престол; а хлеба ни куска —

так и стол доска».
«Хлеб на стол, так стол престол; а хлеба ни куска — так и стол доска».

Слайд 43 За едой проявляется особое отношение к хлебу. Хлеб — дар Господень,

«хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сорить крошками хлеба считается грехом. Тщательно следили, чтобы крошки не упали на пол, не были растоптаны, поэтому кусок старались разламывать над чашкой. Упавшие на стол крошки собирали и съедали. Нередко неосведомленные люди оценивают такие поступки, как проявление ненужной скупости или застарелую привычку бедняка. На самом деле, основа этих норм народной этики — чисто духовная: отношение к хлебу, как к святыне. «Крестьянка никогда не скажет «делать хлебы», а всегда — «творить» хлебы;
 За едой проявляется особое отношение к хлебу. Хлеб — дар Господень, «хлеб наш насущный даждь нам днесь».

Слайд 44К хлебу относились бережно, с уважением. Хлеб почитали, относились к нему

как к живому  существу. Даже прозвали его «батюшкой».
К хлебу относились бережно, с уважением. Хлеб почитали, относились к нему как к живому  существу. Даже прозвали

Слайд 45Встретить гостя с хлебом-солью означало проявить уважение и почет гостю. Разделить

хлеб – признать человека другом.
Встретить гостя с хлебом-солью означало проявить уважение и почет гостю. Разделить хлеб – признать человека другом.

Слайд 48Изделиями из выпечки было принято украшать праздничные столы. В особо торжественных

случаях, например на свадьбы, пекли каравай. Он считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике – расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче будут жить молодожены. Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе.
Изделиями из выпечки было принято украшать праздничные столы. В особо торжественных случаях, например на свадьбы, пекли каравай.

Слайд 49Лучины использовались в быту крестьян вплоть до начала XX века, когда

были оттеснены более современными средствами освещения типа свечей, керосиновых и масляных ламп, а позднее и электрическим освещением.
Лучины использовались в быту крестьян вплоть до начала XX века, когда были оттеснены более современными средствами освещения

Слайд 50Лучи́на (драночка, щепань) — тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи

или для освещения избы[1]. Для получения лучин полено щепили, то есть разделяли на щепы. Для этого могли использовать специальный большой нож-косарь, обычный нож или припечный топорик. Чтобы получить больше света, одновременно жгли несколько лучин. Их закрепляли в светец — специальное металлическое приспособление, вбивавшееся нижним заострённым концом в чурбак или иную подставку. Под лучины ставили сосуд с водой. Вода отражала свет, а также предохраняла от пожара, который могли вызвать падающие угольки.
Лучи́на (драночка, щепань) — тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы[1]. Для получения

Слайд 51 Керосиновая лампа

Керосиновая лампа

Слайд 52На плечах дугой повисло,
Держит ведра…

На плечах дугой повисло, Держит ведра…

Слайд 53Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло (коромысел). Сейчас коромысло уже

почти нигде и не увидишь, разве что в далекой глубинке, в тех деревнях и селах, где живы еще национальные обычаи, где до сих пор сохранились традиционные ремесла и промыслы.
Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом.

Ношение воды на коромысле - целый ритуал. Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а само коромысло - в правой. 

В домашних условиях коромысло хранят в коридоре в углу, поставив вертикально, либо укладывают на двух специально вбитых в стену колышках или толстых гвоздях.

Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло (коромысел). Сейчас коромысло уже почти нигде и не увидишь, разве

Слайд 55Стиральная доска — приспособление для ручной стирки, представляющее собой ребристую поверхность, о которую

следует интенсивно тереть намоченную в мыльном растворе одежду с целью обеспечить более эффективное проникновение частиц моющего средства в поверхностный слой ткани и последующее удаление частиц грязи

В качестве специального приспособления стиральная доска появилась, по-видимому, в начале XIX века — до этого стираемое бельё тёрли о камни и другие естественные поверхности. Первые стиральные доски, вероятно, были полностью деревянными, но уже в 1833 г. была запатентована стиральная доска, представлявшая собой деревянную рамку с заключённой в неё ребристой металлической поверхностью

Стиральная доска — приспособление для ручной стирки, представляющее собой ребристую поверхность, о которую следует интенсивно тереть намоченную в мыльном

Слайд 56Стиральная доска

Стиральная доска

Слайд 57Рубе́ль (ребрак, качулка рубчатая) — деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания

белья, накатки кож. Предмет домашнего обихода использовался для выколачивания (стирки) и глажения белья. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем.
Рубе́ль (ребрак, качулка рубчатая) — деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья, накатки кож. Предмет домашнего обихода

Слайд 58Рубель

Рубель

Слайд 59В старину все ходили в одежде сшитой своими руками из домотканой

ткани. В каждом доме, в каждой избушке в осенние дни пряли и ткали женщины. За зиму женщины должны были наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью до следующей зимы, Учились они этому с раннего детства, и годам к шестнадцати девушка была настоящими мастерицами.
В старину все ходили в одежде сшитой своими руками из домотканой ткани. В каждом доме, в каждой

Слайд 61Прялка особо ценилась в крестьянском доме,  потому что пряли и ткали

все русские женщины, одевали всю семью, ткали полотенца и скатерти. Прялка была желанным подарком, ее хранили и передавали по наследству. Расписную прялку парень дарил своей невесте, а она хвасталась красивым подарком на посиделках,  где девушки пряли. 
Лет в пять–семь начинали обучение прядению, именно тогда отец дарил дочери её первую прялку, которая была соразмерна её росту, но представляла из себя копию взрослой. В этот период обучения давали прясть грубую пряжу из обрывков льняных волокон.
Обучению придавалось огромное значение, ибо по умению тянуть нить в будущем будут судить об умелости невесты. Поэтому обучение было строгим: в день нужно было выпрясть 1–2 пасмы, то есть около 30–60 метров нити.
Заданный урок старались выполнить любыми путями:

Прялка особо ценилась в крестьянском доме,  потому что пряли и ткали все русские женщины, одевали всю семью,

Слайд 62Каждая крестьянская семья в старину имела «ткацкий стан».

Каждая крестьянская семья в старину имела «ткацкий стан».

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть