Презентация, доклад на тему Мастер-класс на тему: Формирование словаря дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Содержание

Словарный запас дошкольника Пассивный словарьАктивный словарьСлова, которые ребенок понимает,но не употребляет в речиСлова,активно употребляемые в речи

Слайд 1Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №176»
Формирование активного
словаря дошкольников
с тяжелыми нарушениями

речи

мастер-класс

Ярославль,
28 ноября 2018 год

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №176»Формирование активногословаря дошкольников с тяжелыми нарушениями речи мастер-класс Ярославль, 28 ноября 2018

Слайд 2Словарный запас дошкольника
Пассивный
словарь
Активный
словарь
Слова,
которые
ребенок понимает,
но не употребляет

в речи

Слова,
активно
употребляемые
в речи

Словарный запас дошкольника Пассивный словарьАктивный словарьСлова, которые ребенок понимает,но не употребляет в речиСлова,активно употребляемые в речи

Слайд 3Направления логопедической работы по коррекции нарушений лексики:
Расширение объема словаря;
Формирование, уточнение и

углубление структуры значения слова;
Развитие лексической системности;
Формирование синтагматических связей слова;
Развитие словообразования;
Уточнение грамматического значения слова.
Направления логопедической работы по коррекции нарушений лексики:Расширение объема словаря;Формирование, уточнение и углубление структуры значения слова;Развитие лексической системности;Формирование

Слайд 52. Формирование, уточнение и углубление структуры значения слова
Детей учат понимать слова,

дифференцировать значения слов на основе признаков противопоставления, сходства, аналогии и др.
Уточняется контекстуальное значение слова, т.е. ведется работа над многозначностью.
Например, глагол БЕЖИТ –

2. Формирование, уточнение и углубление структуры значения слова Детей учат понимать слова, дифференцировать значения слов на основе

Слайд 63. Развитие лексической системности
Осуществляется на основе усвоения структуры значения слова, овладения

парадигматическими связями слов.
парадигма (от греч. παράδειγμα – пример, образец) – система форм одного и того же слова как образец склонения или спряжения.
Например, слово ДОРОГУ (сущ. в В.п. ед.ч.)

Формы одного слова Синонимическая группа,
построенная на основе
парадигматических отношений

Закрепляется умение подбирать и использовать
в речи СИНОНИМЫ

3. Развитие лексической системностиОсуществляется на основе усвоения структуры значения слова, овладения парадигматическими связями слов.парадигма (от греч. παράδειγμα –

Слайд 74. Формирование синтагматических связей слова
У детей формируется умение точно употреблять слово

в речевом потоке (в словосочетании, предложении) на основе грамматических правил языка.

Синтагма  (от греч. σύνταγμα – нечто соединённое) – то же, что словосочетание, а также интонационно-смысловая единица и образец синтаксической единицы.

4. Формирование синтагматических связей словаУ детей формируется умение точно употреблять слово в речевом потоке (в словосочетании, предложении)

Слайд 85. Развитие словообразования (осуществляется в 3 этапа)

5. Развитие словообразования (осуществляется в 3 этапа)

Слайд 9При формировании словообразования широко используется прием сравнения :

Сравнивается ряд слов с

одинаковым словообразующим аффиксом -чем сходны по значению и звучанию;
Сравниваются родственные слова – мотивирующие и производные.

При формировании словообразования широко используется прием сравнения :Сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом -чем сходны по

Слайд 106. Уточнение грамматического значения слова
Часть речи
Сущ.
Прил.
Глаг.
Одуш.
Кто?
Что?
Неодуш.
Жен.
Род
Число
Муж.
Ср.
мн.
ед.
Время
Вид

6. Уточнение грамматического значения словаЧасть речиСущ.Прил.Глаг.Одуш.Кто?Что?Неодуш.Жен.РодЧисло Муж.Ср.мн.ед.Время Вид

Слайд 11Основные выводы:
Увеличение словарного запаса у детей - одна из
наиболее важных

задач, решаемых в процессе
коррекционно-образовательного процесса по устранению ТНР;
2. Процесс формирования и развития лексического строя носит системный, целенаправленный и последовательный характер;
3. Основной целью по формированию словаря дошкольников с ТНР является актуализация пассивного словаря, осмысленное контекстуальное использование его в активной речевой деятельности;
4. Уточнение и расширение запаса слов играет важную роль в формировании логического мышления: чем разнообразнее словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь. В связи с этим, его развитие необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к будущему школьному обучению.



Основные выводы:Увеличение словарного запаса у детей - одна из наиболее важных задач, решаемых в процессе коррекционно-образовательного процесса

Слайд 12Список литературы:
Громова О.Е. Методика формирования начального лексикона. – М., 2013.
Жохова О.В.,

Лебедева Е.С. Домашние задания для детей старшей и подготовительной к школе логопедических групп ДОУ. – М., 2010.
Куликовская Т.А. Формирование, развитие и активизация словаря дошкольников. – СПб., 2016.
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб., 2004.
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. – СПб., 2004.
Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Развитие языковой способности у детей 4-5 лет с ОНР. - М., 2012.
Плотникова С.В. Развитие лексикона ребенка. – М., 2016.
Рудик О.С. С детьми играем – речь развиваем: в 2 ч. М., 2012.
Серебрякова Н.В. Формирование лексической системы у дошкольников со стертой дизартрией. Монография. – М., 2015.
Телепень Т.С. Играем с падежами: игры для старших дошкольников с ОНР. Методическое пособие. - М., 2018.
Список литературы:Громова О.Е. Методика формирования начального лексикона. – М., 2013.Жохова О.В., Лебедева Е.С. Домашние задания для детей

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть