Слайд 1Мастер – класс
«Комплексное изучение родного края младшими школьниками с использованием проектно-исследовательской
деятельности»
Выполнила:
учитель начальных классов, ВКК
МКОУ СОШ №2, г. Острогожска
Логунова Ирина Викторовна
Слайд 2«Проектная деятельность - действие, совершаемое от всего сердца и с определенной
целью»
Е.Г. Каган
Слайд 3
« В основе ФГОС лежит
системно- деятельностный подход»,
и методы проектно-исследовательской
деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Слайд 4Федеральный государственный образовательный стандарт
ставит цели перед начальным образованием:
развитие учащихся на
основе универсальных способов деятельности, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;
формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии.
Слайд 5Планируемые
предметные результаты
усвоение учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках
окружающего мира – знаний, умений, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности;
осознание целостности окружающего мира;
формирование основ экологической культуры;
развитие навыков устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
освоение доступных методов изучения природы и общества;
понимание особой роли России в мировой истории, воспитания чувства гордости за национальные достижения, свершения, открытия;
формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
Слайд 6Личностные
универсальные учебные действия
пробуждение интереса к предмету «Окружающий мир»;
пробуждение учебно-познавательного
интереса;
формирование у учащихся ценностей, чувств;
формирование положительного отношения к учению;
формирование готовности преодолевать школьные затруднения;
развитие чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.
Слайд 7
Регулятивные
универсальные учебные действия
овладение типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов,
включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
планирование и реализация целей и задач;
контроль, коррективы и адекватная оценка своих действий.
Слайд 8Познавательные
универсальные учебные действия
умение пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями
для поиска учебной информации об объектах исследования;
умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;
умение выполнять логические действия с учебным материалом;
проведение анализа, синтеза, аналогии, сравнения, классификации, обобщения;
установление причинно-следственных связей;
умение доказывать.
Слайд 9Коммуникативные
универсальные учебные действия
организация и осуществление сотрудничества с учителями и сверстниками;
адекватная передача
информации и отображение содержания в речи;
умение планировать, организовывать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микро группе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный);
Слайд 10Проектно-исследовательская деятельность
младших школьников формирует следующие компетентности:
исследовательские
мыслительные
информационные
учебно-познавательные
прогнозирующие
мотивационные
планирующие
контролирующие
оценочные
презентационные
рефлексивные
коммуникативные
социокультурные
социального взаимодействия
Слайд 11Проектно-исследовательская деятельность
влияет на
РАЗВИТИЕ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Умение делать обобщения на основе полученных
данных в результате исследования (на ученическом уровне).
Выбор правильных утверждений из нескольких данных.
Умение выявлять причинно-следственные связи.
Приобретение исследовательских навыков.
Умение работать со справочной и исторической литературой.
РАЗВИТИЕ
МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
Стремление к удовлетворению познавательных потребностей.
Проявление творческой активности личности.
Проявление инициативы в выборе заданий, в выдвижении собственных предложений при различных видах деятельности.
Развитие умения выступать перед аудиторией.
Желание работать над учебным материалом совместно: в паре, в группе.
Формирование ответственности детей за порученное дело.
РАЗВИТИЕ
НРАВСТВЕННО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Постоянное стремление к самосовершенствованию.
Развитие творческих дарований детей.
Формирование чувства гордости за достояние родного края и всей России. Формирование бережного отношения к этому достоянию.
Стремление сделать своё дело как можно лучше.
Ощущение радости от выполнения совместного полезного дела.
Развитие чувства взаимоответственности.
Слайд 12
Цели использования
проектно-исследовательской деятельности:
понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков,
приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе);
стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Слайд 13
Принципы организации проектно-исследовательской деятельности:
дифференцированный и личностно ориентированный подход;
создание
ситуации успеха;
сотворчество учителя и ученика.
Слайд 14
Проектно-исследовательская деятельность учащихся –
это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность,
имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Проектно-исследовательская работа –
одна из прогрессивных форм обучения в современной школе.
Слайд 15Содержание деятельности учителя:
выступает в роли научного консультанта;
создает условия для внутренней мотивации
учащихся через определение обязательного и дополнительного уровней знаний;
знакомит с основополагающими принципами научного исследования;
определяет проблемное поле исследования;
помогает конкретизировать тему;
совместно с учениками определяет объект и предмет исследования, его цели и задачи;
знакомит с методами исследования;
корректирует деятельность учащихся;
помогает определить круг изучаемых источников;
знакомит с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой;
совместно с учеником систематизирует материал для проектно-исследовательской работы;
помогает решить спорные вопросы в ходе деятельности учащихся;
совместно с учеником проводит анализ его проектно-исследовательской деятельности;
вовлечение родителей в проектно-исследовательскую деятельность;
помогает определить направления дальнейших проектов и исследований.
Слайд 16Классификация проектов
по доминирующей деятельности учащихся
практико-ориентированный проект
исследовательский проект
информационный проект
творческий проект
ролевой (игровой) проект
Слайд 17Практико-ориентированный проект
нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего
заказчика. Ученики собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные или собственные интересы. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, государства.
Исследовательский проект
по структуре напоминает подлинно научное исследование. В рамках данного проекта дети исследуют, изучают и экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, книг. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов.
Информационный проект
направлен на сбор информации о каком-то объекте с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Это может быть проект о какой-либо стране, о любом представителе флоры или фауны и т.п.
Слайд 18Ролевой (игровой) проект
Участвуя в нем, учащиеся играют роли
литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей произведений и решают по-своему поставленные проблемы. Результат такого проекта остается открытым до самого окончания.
Творческий проект
предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, стенные газеты, книги, сочинения, викторины, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, презентации, сочинение загадок, стихов, сказок. Итоговое мероприятие может проходить в форме урока-путешествия, внеклассного мероприятия, предметных недель.
Слайд 19
Классификация проектов по комплектности
Монопроекты
Проводятся в рамках одного предмета или одной
области знания. Но могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности.
Межпредметные проекты
Выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.
Слайд 20Классификация проектов по характеру контактов
внутриклассные;
внутришкольные;
региональные;
межрегиональные;
международные.
Слайд 21Классификация проектов
по продолжительности
мини-проекты
краткосрочные
среднесрочные
долгосрочные
Слайд 22
«Проект –
совокупность документов (расчётов) необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия,
либо предварительный текст какого-либо документа».
«Проектная деятельность учащихся-
совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности».
«Исследование–
восстановление некоего порядка вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах».
«Исследовательская деятельность учащихся–
деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы».
Проектно-исследовательская деятельность
Слайд 23Подготовительный этап: (погружение в проект)
определение темы и постановка цели и задач
проекта;
поиск и анализ проблемы;
выбор названия проекта;
организация деятельности;
обсуждение возможных вариантов работы;
сбор, уточнение и изучение информации;
определение формы продукта и требований к продукту;
обсуждение и составление плана работы;
распределение обязанностей;
выбор критериев оценки.
Основной этап: (разработка проекта)
поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
выполнение запланированных операций и действий, внесение необходимых изменений.
Заключительный этап: (презентация проекта)
анализ и оценка полученных результатов, выводов, выполнения проекта;
оценка качества выполнения проекта;
подготовка к защите;
защита проекта (презентация результатов).
Этапы работы над учебным проектом
Слайд 24
Этапы исследовательской работы
Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
Постановка цели и
конкретных задач исследования. Выбор средств для их достижения.
Определение объекта и предмета исследования.
Выдвижение гипотезы.
Выбор метода (методики) проведения исследования.
Организация исследования.
Описание процесса исследования.
Обсуждение результатов исследования.
Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Слайд 25Проект по краеведческой теме:
«Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!»
Слайд 26Основные темы,
предложенные для исследования:
«Есть ли край на земле Острогожска
красивей…» (Острогожск на карте Воронежской области)
«…Этот город составлял крепость…» ( Г.М.Веселовский из воспоминаний) (История образования Острогожска 1652 год)
«Что было, то прошло и быльём поросло» (Острогожский уезд в 18-19 веке: внешний вид города, население, быт и одежда жителей, образование, торговля и промышленность, естественное богатство уезда)
«Вьётся лентой крученой Тихая Сосна…» А. Евсеев.
«В моей судьбе ты стала главной, родная улица моя.» А. Фатьянов (Улицы нашего города)
«Деревня моя деревянная дальняя» (Деревни и сёла района)
«Церкви города были изумительные» М.Мелентьев (Прошлое и настоящее храмов нашего города)
Слайд 27Основные темы: (продолжение)
«Есть места в Острогожске любимы, не пройдёшь без
волнения мимо» («Архитектурные, исторические и культурные памятники города)
«На острогожских просторах взросли
Столько добрых сынов, ставших славой России» (Острогожская земля богата талантами)
«Это от Берлина до Москвы далеко,
А от Москвы до Берлина близко.» В Кубанёв. (Острогожск в годы ВОВ)
«Ученье – свет, неученье – тьма.(Образовательные учреждения города)
«Что даёт наш край стране?» (Промышленность города)
«Люблю я праздники, люблю весёлые…» (Традиции и праздники земли Острогожской)
«Кто в лесу живёт? Что в лесу растёт? (Природа острогожского края)
Слайд 28Цели:
Ознакомление с историческим, культурным и природным наследием родного края.
Познакомить с
жизнью и достижениями известных земляков.
Учить умению формулировать, высказывать и отстаивать собственную точку зрения.
Учить умению адекватно и критично оценивать собственную работу.
Совершенствовать умение работы с различными источниками информации (историческая литература, справочники, энциклопедии, сеть Интернет и др.)
Развитие умения учащихся самостоятельно, при консультационной помощи учителя, привлекать дополнительный материал из прочитанных книг и школьных предметов.
Развитие речи и умения выступать перед аудиторией.
Развитие наблюдательности, мышления, памяти, воображения и творческой активности учащихся.
Развивать любознательность и расширять кругозор учащихся.
Воспитание интереса и уважения к истории родного края, духовному наследию русского народа и уважения к памяти прежних поколений.
Воспитание чуткости, внимания, любови и бережного отношения к родной природе и её богатствам.
Слайд 29Формы работы
Экскурсии по улицам города, в краеведческий музей им. И.Н.Крамского.
Экскурсии в
городские храмы.
Экскурсии дом-музей И.Н.Крамского, на берег реки Тихая Сосна.
Экскурсии к памятникам.
Экскурсии по любимым и памятным местам родного города.
Написание сочинений-рассуждений и отзывов об экскурсиях.
Сочинение стихотворений.
Составление кроссвордов, викторин, познавательной игры «Звёздный час».
Творческая встреча с местными поэтами Н.Чухлебовой, А.Сигаевой, Н.Михновой.
Привлечение родителей: организация экскурсий, изготовление костюмов к мероприятиям.
Изготовление макета древнего города-крепости.
Конкурс рисунков «Люблю, Острогожск, я твоё многоцветье!»
Просмотр документальных и художественных фильмов по теме проекта.
Анкетирование учителей, учащихся и родителей.
Слайд 30Отчётные материалы
Макет древнего города-крепости Острогожск.
Отчёты – сочинения об экскурсиях.
Сочинение стихов, составление
кроссвордов.
Творческие работы учащихся (иллюстрации, поделки).
Анкетирование учителей школы и родителей класса.
Фотоальбом.
Отчётно-итоговое открытое мероприятие.
Слайд 31
Цели проекта:
Познакомить учащихся с некоторыми православными праздниками.
Познакомить учащихся с некоторыми
духовными традициями русского народа.
Воспитывать интерес к духовной культуре и духовному наследию русского народа.
Воспитывать любовь к ближнему, доброту, отзывчивость, сострадание и милосердие, уважение к старшим и заботливое отношение к младшим.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Воспитывать интерес к истории родного края.
Воспитывать лучшие человеческие качества: послушание, терпение, смирение, кротость, трудолюбие.
Развивать чувство родного языка, уважение к родной речи, желание и умение говорить красиво.
Развивать любознательность, расширять кругозор учащихся.
Учить умению формулировать и высказывать собственную точку зрения.
Слайд 32
Формы работы
Экскурсии в городские храмы, в краеведческий музей им. И.Н.Крамского, в
Дивногорский и Костомаровский монастыри.
Написание отзывов об экскурсии.
Написание сочинений.
Составление кроссвордов.
Сочинение загадок.
Сочинение стихотворений.
Привлечение родителей: организация экскурсий, изготовление костюмов и декораций к праздникам.
Изготовление подарков, поделок и сувениров к праздникам.
Конкурсы рисунков к праздникам («Мой любимый праздник»).
Анкетирование детей и родителей.
Просмотр документальных, художественных и мультипликационных фильмов.
Чтение книг о житии Святых и православных праздниках.
Слайд 33
Литература
Васильев В.В. Психолого-педагогические эффекты в обучении и воспитании. - Воронеж, 2001.
«Гуманизация
образовательного процесса в системе «Дошкольное образовательное учреждение – начальная школа – средняя школа», Воронеж 2006.
«Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». - М.: Просвещение, 2012.
Образовательные технологии: сб. мат. - М.: Баласс, 2012.
«Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе» - Материалы областного научно-практического семинара (Воронеж, 11 марта 2011 г.)
«Планируемые результаты начального общего образования». - М.: Просвещение, 2012.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. — (Стандарты второго поколения).
Е.В.Смолкина. «Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве», журнал «Начальная школа», №2, 2007г.
Интернет-ресурсы
http://nsportal.ru/
http://nsc.1september.ru
http://www.school2100.ru/