Презентация, доклад на тему Мастер – класс Комплексное изучение родного края младшими школьниками с использованием проектно-исследовательской деятельности

Содержание

«Проектная деятельность - действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» Е.Г. Каган

Слайд 1Мастер – класс «Комплексное изучение родного края младшими школьниками с использованием проектно-исследовательской

деятельности»

Выполнила:
учитель начальных классов, ВКК
МКОУ СОШ №2, г. Острогожска
Логунова Ирина Викторовна


Мастер – класс «Комплексное изучение родного края младшими школьниками с использованием проектно-исследовательской деятельности»Выполнила:учитель начальных классов, ВККМКОУ СОШ

Слайд 2«Проектная деятельность - действие, совершаемое от всего сердца и с определенной

целью» Е.Г. Каган
«Проектная деятельность - действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью»

Слайд 3
« В основе ФГОС лежит
системно- деятельностный подход»,
и методы проектно-исследовательской

деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

«  В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход»,и методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий

Слайд 4Федеральный государственный образовательный стандарт
ставит цели перед начальным образованием:

развитие учащихся на

основе универсальных способов деятельности, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;

формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии.

Федеральный государственный образовательный стандарт ставит цели перед начальным образованием:развитие учащихся на основе универсальных способов деятельности, составляющих основу

Слайд 5Планируемые предметные результаты
усвоение учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках

окружающего мира – знаний, умений, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности;

осознание целостности окружающего мира;

формирование основ экологической культуры;

развитие навыков устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;

освоение доступных методов изучения природы и общества;

понимание особой роли России в мировой истории, воспитания чувства гордости за национальные достижения, свершения, открытия;

формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

Планируемые  предметные результатыусвоение учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках окружающего мира – знаний, умений,

Слайд 6Личностные универсальные учебные действия
пробуждение интереса к предмету «Окружающий мир»;

пробуждение учебно-познавательного

интереса;

формирование у учащихся ценностей, чувств;

формирование положительного отношения к учению;

формирование готовности преодолевать школьные затруднения;

развитие чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.

Личностные  универсальные учебные действия пробуждение интереса к предмету «Окружающий мир»;пробуждение учебно-познавательного интереса;формирование у учащихся ценностей, чувств;формирование

Слайд 7 Регулятивные универсальные учебные действия
овладение типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов,

включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

планирование и реализация целей и задач;

контроль, коррективы и адекватная оценка своих действий.

Регулятивные  универсальные учебные действияовладение типами учебных действий по реализации учебно-исследовательских проектов, включая способность принимать и

Слайд 8Познавательные универсальные учебные действия
умение пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями

для поиска учебной информации об объектах исследования;

умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку;

умение выполнять логические действия с учебным материалом;

проведение анализа, синтеза, аналогии, сравнения, классификации, обобщения;

установление причинно-следственных связей;

умение доказывать.

Познавательные  универсальные учебные действияумение пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об

Слайд 9Коммуникативные универсальные учебные действия

организация и осуществление сотрудничества с учителями и сверстниками;

адекватная передача

информации и отображение содержания в речи;

умение планировать, организовывать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микро группе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный);

Коммуникативные универсальные учебные действияорганизация и осуществление сотрудничества с учителями и сверстниками;адекватная передача информации и отображение содержания в

Слайд 10Проектно-исследовательская деятельность младших школьников формирует следующие компетентности:
исследовательские
мыслительные
информационные
учебно-познавательные
прогнозирующие
мотивационные
планирующие
контролирующие
оценочные
презентационные
рефлексивные
коммуникативные
социокультурные
социального взаимодействия

Проектно-исследовательская деятельность  младших школьников формирует следующие компетентности:исследовательскиемыслительныеинформационные учебно-познавательныепрогнозирующиемотивационныепланирующиеконтролирующиеоценочные презентационныерефлексивныекоммуникативныесоциокультурныесоциального взаимодействия

Слайд 11Проектно-исследовательская деятельность влияет на
РАЗВИТИЕ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Умение делать обобщения на основе полученных

данных в результате исследования (на ученическом уровне).
Выбор правильных утверждений из нескольких данных.
Умение выявлять причинно-следственные связи.
Приобретение исследовательских навыков.
Умение работать со справочной и исторической литературой.


РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Стремление к удовлетворению познавательных потребностей.
Проявление творческой активности личности.
Проявление инициативы в выборе заданий, в выдвижении собственных предложений при различных видах деятельности.
Развитие умения выступать перед аудиторией.
Желание работать над учебным материалом совместно: в паре, в группе.
Формирование ответственности детей за порученное дело.

РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Постоянное стремление к самосовершенствованию.
Развитие творческих дарований детей.
Формирование чувства гордости за достояние родного края и всей России. Формирование бережного отношения к этому достоянию.
Стремление сделать своё дело как можно лучше.
Ощущение радости от выполнения совместного полезного дела.
Развитие чувства взаимоответственности.

Проектно-исследовательская деятельность влияет на РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫУмение делать обобщения на основе полученных данных в результате исследования (на

Слайд 12 Цели использования проектно-исследовательской деятельности:
понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков,

приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе);

стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.


Цели использования  проектно-исследовательской деятельности:понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных

Слайд 13 Принципы организации проектно-исследовательской деятельности:
дифференцированный и личностно ориентированный подход;
создание

ситуации успеха;
сотворчество учителя и ученика.
Принципы организации  проектно-исследовательской деятельности: дифференцированный и личностно ориентированный подход; создание ситуации успеха; сотворчество учителя и

Слайд 14
Проектно-исследовательская деятельность учащихся –

это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность,

имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Проектно-исследовательская работа –

одна из прогрессивных форм обучения в современной школе.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности,

Слайд 15Содержание деятельности учителя:
выступает в роли научного консультанта;
создает условия для внутренней мотивации

учащихся через определение обязательного и дополнительного уровней знаний;
знакомит с основополагающими принципами научного исследования;
определяет проблемное поле исследования;
помогает конкретизировать тему;
совместно с учениками определяет объект и предмет исследования, его цели и задачи;
знакомит с методами исследования;
корректирует деятельность учащихся;
помогает определить круг изучаемых источников;
знакомит с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой;
совместно с учеником систематизирует материал для проектно-исследовательской работы;
помогает решить спорные вопросы в ходе деятельности учащихся;
совместно с учеником проводит анализ его проектно-исследовательской деятельности;
вовлечение родителей в проектно-исследовательскую деятельность;
помогает определить направления дальнейших проектов и исследований.

Содержание деятельности учителя:выступает в роли научного консультанта;создает условия для внутренней мотивации учащихся через определение обязательного и дополнительного

Слайд 16Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся
практико-ориентированный проект

исследовательский проект

информационный проект


творческий проект

ролевой (игровой) проект

Классификация проектов  по доминирующей деятельности учащихсяпрактико-ориентированный проект исследовательский проект информационный проект творческий проект ролевой (игровой) проект

Слайд 17Практико-ориентированный проект

нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего

заказчика. Ученики собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные или собственные интересы. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, государства.

Исследовательский проект

по структуре напоминает подлинно научное исследование. В рамках данного проекта дети исследуют, изучают и экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, книг. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов.

Информационный проект

направлен на сбор информации о каком-то объекте с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Это может быть проект о какой-либо стране, о любом представителе флоры или фауны и т.п.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Ученики собирают информацию и реализуют

Слайд 18Ролевой (игровой) проект

Участвуя в нем, учащиеся играют роли

литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей произведений и решают по-своему поставленные проблемы. Результат такого проекта остается открытым до самого окончания.



Творческий проект

предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, стенные газеты, книги, сочинения, викторины, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, презентации, сочинение загадок, стихов, сказок. Итоговое мероприятие может проходить в форме урока-путешествия, внеклассного мероприятия, предметных недель.

Ролевой (игровой) проект   Участвуя в нем, учащиеся играют роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев.

Слайд 19 Классификация проектов по комплектности
Монопроекты
Проводятся в рамках одного предмета или одной

области знания. Но могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности.

Межпредметные проекты
Выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.
 

Классификация проектов по комплектности МонопроектыПроводятся в рамках одного предмета или одной области знания. Но могут

Слайд 20Классификация проектов по характеру контактов
внутриклассные;
внутришкольные;
региональные;
межрегиональные;
международные.

Классификация проектов по характеру контактоввнутриклассные; внутришкольные; региональные; межрегиональные;международные.

Слайд 21Классификация проектов по продолжительности

мини-проекты

краткосрочные

среднесрочные

долгосрочные

Классификация проектов  по продолжительностимини-проектыкраткосрочныесреднесрочныедолгосрочные

Слайд 22
«Проект –
совокупность документов (расчётов) необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия,

либо предварительный текст какого-либо документа».

«Проектная деятельность учащихся-
совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности».

«Исследование–
восстановление некоего порядка вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах».


«Исследовательская деятельность учащихся–
деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы».

Проектно-исследовательская деятельность

«Проект –совокупность документов (расчётов) необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия, либо предварительный текст какого-либо документа».«Проектная

Слайд 23Подготовительный этап: (погружение в проект)

определение темы и постановка цели и задач

проекта;
поиск и анализ проблемы;
выбор названия проекта;
организация деятельности;
обсуждение возможных вариантов работы;
сбор, уточнение и изучение информации;
определение формы продукта и требований к продукту;
обсуждение и составление плана работы;
распределение обязанностей;
выбор критериев оценки.

Основной этап: (разработка проекта)

поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
выполнение запланированных операций и действий, внесение необходимых изменений.

Заключительный этап: (презентация проекта)

анализ и оценка полученных результатов, выводов, выполнения проекта;
оценка качества выполнения проекта;
подготовка к защите;
защита проекта (презентация результатов).

Этапы работы над учебным проектом

Подготовительный этап: (погружение в проект)определение темы и постановка цели и задач проекта;поиск и анализ проблемы;выбор названия проекта;организация

Слайд 24 Этапы исследовательской работы

Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
Постановка цели и

конкретных задач исследования. Выбор средств для их достижения.
Определение объекта и предмета исследования.
Выдвижение гипотезы.
Выбор метода (методики) проведения исследования.
Организация исследования.
Описание процесса исследования.
Обсуждение результатов исследования.
Формулирование выводов и оценка полученных результатов.


Этапы исследовательской работы Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.Постановка цели и конкретных задач исследования. Выбор средств

Слайд 25Проект по краеведческой теме:

«Край родной, навек любимый, Где найдёшь ещё такой!»
Проект по краеведческой теме:

Слайд 26Основные темы, предложенные для исследования:
«Есть ли край на земле Острогожска

красивей…» (Острогожск на карте Воронежской области)
«…Этот город составлял крепость…» ( Г.М.Веселовский из воспоминаний) (История образования Острогожска 1652 год)
«Что было, то прошло и быльём поросло» (Острогожский уезд в 18-19 веке: внешний вид города, население, быт и одежда жителей, образование, торговля и промышленность, естественное богатство уезда)
«Вьётся лентой крученой Тихая Сосна…» А. Евсеев.
«В моей судьбе ты стала главной, родная улица моя.» А. Фатьянов (Улицы нашего города)
«Деревня моя деревянная дальняя» (Деревни и сёла района)
«Церкви города были изумительные» М.Мелентьев (Прошлое и настоящее храмов нашего города)
Основные темы,  предложенные для исследования: «Есть ли край на земле Острогожска красивей…» (Острогожск на карте Воронежской

Слайд 27Основные темы: (продолжение)

«Есть места в Острогожске любимы, не пройдёшь без

волнения мимо» («Архитектурные, исторические и культурные памятники города)

«На острогожских просторах взросли
Столько добрых сынов, ставших славой России» (Острогожская земля богата талантами)

«Это от Берлина до Москвы далеко,
А от Москвы до Берлина близко.» В Кубанёв. (Острогожск в годы ВОВ)

«Ученье – свет, неученье – тьма.(Образовательные учреждения города)

«Что даёт наш край стране?» (Промышленность города)

«Люблю я праздники, люблю весёлые…» (Традиции и праздники земли Острогожской)

«Кто в лесу живёт? Что в лесу растёт? (Природа острогожского края)

Основные темы: (продолжение) «Есть места в Острогожске любимы, не пройдёшь без волнения мимо» («Архитектурные, исторические и культурные

Слайд 28Цели:
Ознакомление с историческим, культурным и природным наследием родного края.
Познакомить с

жизнью и достижениями известных земляков.
Учить умению формулировать, высказывать и отстаивать собственную точку зрения.
Учить умению адекватно и критично оценивать собственную работу.
Совершенствовать умение работы с различными источниками информации (историческая литература, справочники, энциклопедии, сеть Интернет и др.)
Развитие умения учащихся самостоятельно, при консультационной помощи учителя, привлекать дополнительный материал из прочитанных книг и школьных предметов.
Развитие речи и умения выступать перед аудиторией.
Развитие наблюдательности, мышления, памяти, воображения и творческой активности учащихся.
Развивать любознательность и расширять кругозор учащихся.
Воспитание интереса и уважения к истории родного края, духовному наследию русского народа и уважения к памяти прежних поколений.
Воспитание чуткости, внимания, любови и бережного отношения к родной природе и её богатствам.

Цели:Ознакомление с историческим, культурным и природным наследием родного края. Познакомить с жизнью и достижениями известных земляков. Учить

Слайд 29Формы работы
Экскурсии по улицам города, в краеведческий музей им. И.Н.Крамского.
Экскурсии в

городские храмы.
Экскурсии дом-музей И.Н.Крамского, на берег реки Тихая Сосна.
Экскурсии к памятникам.
Экскурсии по любимым и памятным местам родного города.
Написание сочинений-рассуждений и отзывов об экскурсиях.
Сочинение стихотворений.
Составление кроссвордов, викторин, познавательной игры «Звёздный час».
Творческая встреча с местными поэтами Н.Чухлебовой, А.Сигаевой, Н.Михновой.
Привлечение родителей: организация экскурсий, изготовление костюмов к мероприятиям.
Изготовление макета древнего города-крепости.
Конкурс рисунков «Люблю, Острогожск, я твоё многоцветье!»
Просмотр документальных и художественных фильмов по теме проекта.
Анкетирование учителей, учащихся и родителей.
 

Формы работыЭкскурсии по улицам города, в краеведческий музей им. И.Н.Крамского.Экскурсии в городские храмы.Экскурсии дом-музей И.Н.Крамского, на берег

Слайд 30Отчётные материалы
Макет древнего города-крепости Острогожск.
 
Отчёты – сочинения об экскурсиях.

Сочинение стихов, составление

кроссвордов.

Творческие работы учащихся (иллюстрации, поделки). 

Анкетирование учителей школы и родителей класса.
 
Фотоальбом.

Отчётно-итоговое открытое мероприятие.

Отчётные материалыМакет древнего города-крепости Острогожск. Отчёты – сочинения об экскурсиях.Сочинение стихов, составление кроссвордов.Творческие работы учащихся (иллюстрации, поделки). Анкетирование учителей

Слайд 31 Цели проекта:
Познакомить учащихся с некоторыми православными праздниками.
Познакомить учащихся с некоторыми

духовными традициями русского народа.
Воспитывать интерес к духовной культуре и духовному наследию русского народа.
Воспитывать любовь к ближнему, доброту, отзывчивость, сострадание и милосердие, уважение к старшим и заботливое отношение к младшим.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Воспитывать интерес к истории родного края.
Воспитывать лучшие человеческие качества: послушание, терпение, смирение, кротость, трудолюбие.
Развивать чувство родного языка, уважение к родной речи, желание и умение говорить красиво.
Развивать любознательность, расширять кругозор учащихся.
Учить умению формулировать и высказывать собственную точку зрения.

Цели проекта:Познакомить учащихся с некоторыми православными праздниками. Познакомить учащихся с некоторыми духовными традициями русского народа.Воспитывать интерес

Слайд 32 Формы работы
Экскурсии в городские храмы, в краеведческий музей им. И.Н.Крамского, в

Дивногорский и Костомаровский монастыри.
Написание отзывов об экскурсии.
Написание сочинений.
Составление кроссвордов.
Сочинение загадок.
Сочинение стихотворений.
Привлечение родителей: организация экскурсий, изготовление костюмов и декораций к праздникам.
Изготовление подарков, поделок и сувениров к праздникам.
Конкурсы рисунков к праздникам («Мой любимый праздник»).
Анкетирование детей и родителей.
Просмотр документальных, художественных и мультипликационных фильмов.
Чтение книг о житии Святых и православных праздниках.
Формы работыЭкскурсии в городские храмы, в краеведческий музей им. И.Н.Крамского, в Дивногорский и Костомаровский монастыри.Написание отзывов

Слайд 33 Литература
Васильев В.В. Психолого-педагогические эффекты в обучении и воспитании. - Воронеж, 2001.
«Гуманизация

образовательного процесса в системе «Дошкольное образовательное учреждение – начальная школа – средняя школа», Воронеж 2006.
«Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». - М.: Просвещение, 2012.
Образовательные технологии: сб. мат. - М.: Баласс, 2012.
«Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе» - Материалы областного научно-практического семинара (Воронеж, 11 марта 2011 г.)
«Планируемые результаты начального общего образования». - М.: Просвещение, 2012.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. — (Стандарты второго поколения).
Е.В.Смолкина. «Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве», журнал «Начальная школа», №2, 2007г.


Интернет-ресурсы

http://nsportal.ru/
http://nsc.1september.ru
http://www.school2100.ru/

ЛитератураВасильев В.В. Психолого-педагогические эффекты в обучении и воспитании. - Воронеж, 2001.«Гуманизация образовательного процесса в системе «Дошкольное

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть