Слайд 1ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКАМ ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА
"МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ
ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ
Кафедра гуманитарного образования
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Слушатель КПК: Пархоменко Ю.И., учитель эрзянского языка МОУ «Первомайская СОШ» Лямбирского муниципального района
Проверил:
Саранск 2016
Слайд 2содержание
1. Введение. Актуальность темы
2. Дидактические игры как средство повышения интереса
к
урокам эрзянского языка
3. Практическая часть.
3.1. Копилка дидактических игр
3.2. Конспект урока с применением дидактических игр
4. Заключение.
5. Список литературы
6. Интернет - ресурсы
Слайд 31. Введение. Актуальность темы
За
последнее время наблюдается снижение интереса к национальному языку и национальной культуре, отсутствие национального ориентира. Возможно это оттого, что мы мало знаем свою культуру, свою литературу, фольклор, обычаи, обряды; мало и литературы на эту тему. И я подумала: «Кто же, если не мы, учителя и воспитатели, будем приобщать детей к национальной культуре, воспитывать любовь к своему родному краю и гордость за свой родной народ».
Любить, уважать свой народ, язык, прививать нашим детям любовь ко всему национальному – дело и благополучное, и ответственное. Ведь мы должны воспитывать гражданина Отечества, способного сберечь и приумножить лучшие традиции нашего народа, сохранить то целительное зерно, из которого произрастает душа. Но это дело не из легких. Работая в школе, я пришла к выводу, что повысить интерес к изучению эрзянского языка можно через применение на уроках различных дидактических игр. Поэтому я работаю над проблемой: «Дидактическая игра как средство повышения интереса к урокам эрзянского языка».
Слайд 42. Дидактические игры как средство повышения интереса к урокам эрзянского языка
С древности игра использовалась как средство обучения детей. В игре ребёнок с большим интересом и охотой выполняет то, что в ней ему кажется очень трудным.
В. Сухомлинский сказал, что ребёнок – это пытливый исследователь, который познаёт мир, делает новые открытия через игру.
А. Макаренко создал целый комплекс игр при работе. Не проходило ни одной недели, чтобы не создавалось новая игра. Он считал, что в комплексе игр не должно быть ничего лишнего и ничего не достающего. В игре ребёнок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы.
Заставить играть нельзя, увлечь можно. Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Дети познают мир в играх легко и непринуждённо, без «нажима».
Дидактические игры представляют собой игровое обучение. Обучающий характер дидактических игр основан на важнейшей закономерности игровой деятельности детей и подростков – стремление действовать по мотивам воображаемой ситуации. Дети проявляют смекалку в умственной деятельности, догадку, ловкость.
Слайд 5 В дидактической игре проходят не только
усвоение учебных знаний, умений, навыков, но и развиваются все психические процессы у детей, их эмоционально волевая сфера, способности и умения. Игра позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение.
Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции значительно облегчают процесс познания.. Особенность игры состоит в том, что её вводят в определенную часть в соответствии с дидактическими задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом. Игры-упражнения развивают память детей, внимание сообразительность, их общий кругозор. Опытные педагоги считают, что игры вызывают у школьников живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные особенности каждого ученика, воспитывают познавательную активность.
Игры делают уроки более продуктивными и интересными, тем самым повышается мотивация учащихся, возникает познавательный интерес к урокам эрзянского языка. Большую помощь игры оказывают сплочению коллектива через работу в группах, взаимную поддержку.
Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности, с помощью которой можно повышать интерес к языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным.
Слайд 6
Большую радость у
ребят вызывает использование на уроках и во внеурочное время ребусов – головоломок, требующих для разгадки сообразительности, фантазии, четкой работы мысли.
Использование ребусов повышает
активность ребят,
способствует увеличению их
словарного запаса,
развитию лингвистической
зоркости.
Слайд 7 Не нужно забывать, что игра не должна
уводить от усвоения трудных вопросов, а делать это усвоение прочным и интересным. Дидактические игры удачно применяются на уроках обобщающего повторения материала.
Известно, что интерес к учебной деятельности
у детей резко возрастает, если они
включены в игровую ситуацию. В игре ребенок
действует не по принуждению,
а по внутреннему побуждению.
Цель игры – помочь серьезный труд,
напряженный труд сделать
занимательным и
интересным для учащихся.
Слайд 83. Практическая часть.
3.1 Копилка дидактических игр
При изучении
темы «Осень» предлагается детям такой вид работы. Им раздаются черно-белые карточки с изображением осени. Даю задание: на этой карточке записать слова, которые мы знаем по теме «Осень». Дети прямо на рисунке, на изображенных предметах записывают «лопа», «чувто», «мода», «менель», «сёксь». Я задаю детям вопрос:
- Что еще можно дорисовать, чтобы изобразить полную картинку осени?
Дети отвечают:
- Можно нарисовать дождь.
Рисуют дождь, пишут «пиземе», после чего я даю задание: раскрасить рисунок цветными карандашами в соответствующие цвета. После выполнения этого задания дети рассказывают, какого цвета осень:
Чувтось тюжа.
Модась раужо.
Менелесь сэнь.
Лопась ожо.
Лопась якстере.
Этот вид работы можно применить при изучении таких тем, как «Зима», «Весна» и «Лето».
Слайд 9 Иногда при изучении некоторых слов мы не пользуемся их
обозначением на русском языке. Я показываю, например изображение животного, дети рисуют его у себя в тетради и записывают название по-эрзянски. Теперь эрзянское слово ассоциируется
у детей не с русским его переводом,
а с изображением этого животного,
созданного самим ребенком.
Слайд 10 Запоминание новых слов эрзянского языка, осуществляемое посредством
игры, не вызывает у детей скуки и утомления. Яркие, красочные, необычные предметы привлекают к себе внимание ребенка, а многократное повторение в различных игровых вариантах их названий непроизвольно запечатлевается в его памяти. Следовательно, непроизвольное запоминание является
продуктом целенаправленной,
активной деятельности учителя.
Например, при знакомстве детей
с названиями цвета можно провести
следующее
упражнение. Детям раздаются черно –
белые картинки (петушок, пирамидка),
которые надо раскрасить
под руководством учителя:
Слайд 12 При повторении раннее изученных слов можно предложить
детям поиграть в игру «Лото». Детям раздаются карточки, на которых написаны 4 ранее изученных слова. Учитель показывает картинку с изображением предмета, ученик у которого на карточке написано название этого предмета, встает, называет этот предмет и получает картинку. Примерный набор карточек:
Слайд 13 Определенное место в речевом развитии младших школьников
занимает картинка. Организуя работу детей с картинками, я обеспечиваю возможность непроизвольного запоминания учениками не только тех предметов, которые
на них изображены. Сравнивая изображенные предметы между собой, находя в них общие признаки,
группируя их по этим признакам, ученики учатся составлять словосочетания и предложения.
Например, я раздаю детям картинки.
Предметы одинаковые, но разного цвета,
размера, формы.
Слайд 15 С целью закрепления названий диких животных, а
также формирования умения вести простейший диалог, мы немного изменили сюжет сказки «Колобок» и инсценировали её. Один из детей играл роль Колобка, другие – диких животных. Всякий раз, встречаясь с животными, «Колобок» спрашивал: - Кода тонь леметь? «Звери» отвечали и спрашивали, как его зовут и куда он идет: - Ков тон молят? «Колобок» отвечал: - Мон молян вирев.
После изучения темы «Счёт» несколько уроков повторяем счет от 1 до 10 с обязательным использованием цифровых обозначений чисел, физкультминутки на занятиях проводим с использованием счета от 1 до 4 или до 8. Предлагаю проведение следующей физкультминутки, в ходе которой дети повторяют части тела и счет до 10:
Вейке, кавто, пря да лавтов,
(руки в стороны, вверх, затем касаются головы и плеч)
Колмо, ниле, судо, пиле,
(руки вперед, вверх, затем касаются носа, ушей)
Вете, кото, сельмень кавто,
(руки на поясе, глазки вправо – влево без поворота головы)
Сисем, кавксо, пильге лангсо,
(руки на поясе, дети топают ножками)
Вейксэ, кемень, сурон, кедень.
(дети хлопают в ладоши и поднимают вверх руки)
Слайд 16 Игра «Что пропало?». После разучивания слов, например, названий
животных, овощей или фруктов на наборном полотне помещаю ряд рисунков с изображением данных предметов. Дети запоминают предметы, ручками прикрывают глаза, считают до 10. Учитель за это время убирает одну картинку, смешивает их ряд. Дети открывают глаза и называют предмет, которого нет: «Арась кискась», «Арась алашась».
Игра «Найди по признаку». На доске ряд сюжетных картинок или картинок с изображением предметов. Учитель произносит предложение на мордовском языке и предлагает детям определить, какой из картинок соответствует высказывание.
Например:
Эйкакштнэ кирякстнить конькасо.
Эйкакштнэ ардыть сокссо.
Эйкакштнэ ардыть нурдынесэ.
Эйкакштнэ налксить ловпокольнесэ.
Эйкакштнэ теить ловонь баба.
Слайд 17 Игра «Четвертое лишнее». Учитель предлагает детям определить и
назвать лишний предмет из четырех предложенных (записанных на доске или на карточке):
Верьгиз, алаша, туво, реве.
Чурька, репс, сея, куяр …
Игра «Определи время года». Учитель называет предложения, а дети должны определить, о каком времени года говорится в предложении и назвать время года по-эрзянски. Например:
Моли пиземе.
Прыть чувто лангсто лопатне.
Моданть вельтизе ашо лов.
Эйкакштнэ мазылгавтыть куз.
Солы ловось.
Игра «Сосчитай». Учитель предлагает детям сосчитать или назвать количество изображенных на рисунке предметов (животных, предметов, овощей, фруктов и т.д.).
Слайд 183.2. Технологическая карта урока «Приметы зимы» («Телень приметанзо») 2 класс
Слайд 20Тип урока: комбинированный.
Содержание урока.
Слайд 274. Заключение
Дидактическая игра является
ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает у учеников радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его — от проверки домашнего задания до выполнения проверочной работы и обобщения.
Таким образом, знакомство с эрзянским языком, с культурой мордовского народа происходит в занимательной, доступной младшим школьникам форме. Дидактическая игра вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания.
Слайд 285. Список литературы.
6. Интернет - ресурсы
2. Прокаева Е.П, Пурякова
Е.В. Дидактические игры на уроках родного (эрзянского) языка. // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности . 2014 г. Тамбов
1. Дмитриева С.В. Эрзянский язык. 2 класс. Первый год обучения :учеб..для русскоязыч. учащихся . – Саранск: Мордов. Кн. Изд-во, 2013. – 104 с.
https://doc4web.ru/russkiy-yazik/didakticheskie-igri-na-urokah-russkogo-yazika-v-nachalnoy-shkole.html