Презентация, доклад на тему куклы народов мира

Содержание

Народные японские куклы.Японские традиционные куклы или «нингё» что в переводе с японского означает «кукла».Существует множество видов японских кукол, некоторые из них изображают детей, другие — императорский двор, воинов и героев, сказочных персонажей, богов и демонов. Большая

Слайд 1Презентация по МХК
На тему :
«Куклы народов мира»

Презентация по МХКНа тему :«Куклы народов мира»

Слайд 2Народные японские куклы.
Японские традиционные куклы или «нингё» что в переводе с

японского означает «кукла».
Существует множество видов японских кукол, некоторые из них изображают детей, другие — императорский двор, воинов и героев, сказочных персонажей, богов и демонов. Большая часть кукол изготавливается для обычных подарков или для праздников, таких так Хинамацури — Праздник девочек. Другие куклы изготавливаются с целью продажи в качестве сувениров для туристов.

Народные японские куклы.Японские традиционные куклы или «нингё» что в переводе с японского означает «кукла».Существует множество видов японских

Слайд 3Наиболее древние куклы, найденные при раскопках, были отнесены к периоду Дзёмон.

Первоначально куклы выступали в роли оберегов или талисманов.
Период расцвета искусства создания кукол пришёлся на эпоху Эдо. Начиная с этого периода стали изготавливаться куклы различных форм и назначения.
С 1936 года в Японии искусство изготовления кукол получило статус официально признанного. Каждую весну начиная с 1955 года лучшие мастера по изготовлению кукол могут быть удостоены японским правительством титула «Живое национальное сокровище» (нингэн кокухо).
Материалами для изготовления японских кукол служат дерево, бумага, ткань, глина или даже живые хризантемы.
Наиболее древние куклы, найденные при раскопках, были отнесены к периоду Дзёмон. Первоначально куклы выступали в роли оберегов

Слайд 4Виды японских кукол
Хина-нингё — куклы для праздника «Хинамацури», изображающие императорскую семью.

Эти куклы очень ценные, их изготавливают из дорогих материалов, и в японских семьях они передаются по наследству.
Гогацу-нингё (дословно майские куклы) или муся-нингё — куклы для праздника «Танго но секку» (сейчас — «День детей»). Часто это изображения самураев в доспехах, исторических персонажей (император Дзимму, императрица Дзингу), героев японского эпоса (Момотаро), а также фигурки тигров и лошадей.
Каракури-нингё — механические куклы.
Виды японских куколХина-нингё — куклы для праздника «Хинамацури», изображающие императорскую семью. Эти куклы очень ценные, их изготавливают

Слайд 5Госё-нингё — небольшие фигурки в виде толстощёких детей, вырезанные из дерева

и покрытые специальным составом из толчёных раковин устриц — «гофун». Изначально эти куклы изготавливались мастерами императорского двора, отсюда и происходит их название — «дворцовые куклы». Госё-нингё часто дарят как талисман перед долгим путешествием.
Кимекоми-нингё — деревянные куклы, оклеенные тканью. Происхождение этого вида кукол связывают с храмом Камо в Киото, где в начале XVIII века монахи мастерили амулеты и сувениры для продажи. Современные кимекоми-нингё изготавливаются из древесно-клеевой массы, в отличие от более ранних кукол, которые просто вырезались из дерева. Чаще всего используется дерево паловния. На корпусе куклы делаются специальные надрезы, куда затем заправляются края ткани (в переводе с японского киме — деревянная грань, коми — заправлять).
Госё-нингё — небольшие фигурки в виде толстощёких детей, вырезанные из дерева и покрытые специальным составом из толчёных

Слайд 6Хаката-нингё — керамические куклы. Первые подобные статуэтки, согласно одной из легенд,

изготавливали в префектуре Фукуока с начала XVII века. В 1900 году куклы хаката демонстрировались на Парижской выставке. В 1924 году куклы хаката, изображающие трёх танцующих девочек, выиграли серебряную награду на Международной парижской ярмарке.
Кокэси — выточенные из дерева и раскрашеные куклы.
Дарума — кукла-неваляшка.
Кику-нингё — куклы из живых хризантем. Состоят из бамбукового каркаса, на котором закрепляются выкопанные из земли с корнями хризантемы с мелкими цветками. Для того, чтобы хризантемы дольше не увядали, их корни заворачиваются в мох. Высота таких кукол приблизительно равна человеческому росту. Лицо, руки и другие детали кукол изготавливаются из папье-маше. Множество подобных кукол изготавливается для традиционных выставок в городах Нихонмацу и Хираката, которые проводятся каждую осень в период цветения хризантем.
Хаката-нингё — керамические куклы. Первые подобные статуэтки, согласно одной из легенд, изготавливали в префектуре Фукуока с начала

Слайд 7Русские народные куклы
Ещё в середине XX века почти в каждой семье

– в деревне и в городе – дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако, она не исчезла совсем, отложившись в народной памяти.
Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие. Традиционная тряпичная кукла несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка (глиняная либо деревянная). Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам.
Русские народные куклыЕщё в середине XX века почти в каждой семье – в деревне и в городе

Слайд 8 Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны

и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну. Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение – здесь кроется притягательность лоскутной куклы. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И у каждого, кто делает тряпичные куклы, получается своя “лоскутная история”.
Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической

Слайд 9Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во

всем усматривался определенный смысл. Как правило тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.
Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутов покупной ткани – ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала XX века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды.
Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всем усматривался определенный смысл. Как правило

Слайд 10Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили

кукол, лоскутки тщательно подбирали. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы. Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В старину на праздник Введения Богородицы во Храм, когда начинались зимние гуляния на санях, малым детям и именинницам посылали в подарок “козырные” санки с куклами. Такая обязанность лежала на тещах и крестных матерях. “Домодельные” куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения.
Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили кукол, лоскутки тщательно подбирали. Особенно ценили

Слайд 11В семье же для своих детей, куклы “вертели” обычно из старого

тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений. Часто кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов.
В семье же для своих детей, куклы “вертели” обычно из старого тряпья. И даже не по бедности,

Слайд 12Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался Неужели наши

предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой такой задачи: ведь куклу творили, как целостную форму. Это важный принцип: кукла – не манекен для переодевания, а самоценный образ. костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по кукольному выразителен. пропорции большеголовых кукол, далекие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным. При этом именно костюм всегда определял этнический конкретный тип в кукле, отвечал реалиям игры. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле №женке” не дозволялось играть роль “невесты”.
Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался Неужели наши предки не могли додуматься до такой

Слайд 13Китайские народные куклы
Куклы, являясь одним из предметов изобразительного искусства, существовали практически

у всех народов мира. В Китае и Японии куклы имеют древнейшую историю, первые находки датированы 3-м тысячелетием до н.э.
Изначально куклы предназначались для совершения магических обрядов, которые существуют и до сих пор во многих странах Африки и Латинской Америки, например магия вуду. Но на востоке предназначение кукол со временем изменилось.
Китайские народные куклыКуклы, являясь одним из предметов изобразительного искусства, существовали практически у всех народов мира. В Китае

Слайд 14Помимо простого игрового предназначения для детей, в результате развития культуры и

общества, в VIII веке куклы стали основой первых кукольных театров. Позднее в эпоху Эдо в Японии сформировалось искусство изготовления кукол из разных материалов и назначения, в зависимости от провинции.

В 1936г., после успешных выступлений на многих международных кукольных выставках, императором Японии изготовление кукол было признано искусством. При изготовлении кукол используется самый разный подручный материал, но наибольшее восхищение вызывают цветочные куклы и изящество кукол из глины и фарфора.

В Японии куклы передаются по наследству, по женской линии, и являют собой защиту от злых духов, и бытовых неприятностей. Также куклы преподносятся как оригинальный подарок к дню свадьбы. Как правило, кукол изображают в виде персонажей императорского двора или культовых и легендарных личностей.
Помимо простого игрового предназначения для детей, в результате развития культуры и общества, в VIII веке куклы стали

Слайд 15Изготовление китайских и японских фарфоровых кукол сейчас по праву занимает видное

место в мировой культуре.

Изделия из слоновой кости в Китае и на Дальнем Востоке были известны с давних времен. Затейливые шахматные фигурки, статуэтки, нэцкэ, куклы... Особенно ценным материалом у себя на родине слоновая кость не считалась, так как имела ряд недостатков — желтела от времени и трескалась от сухого воздуха. Но в XVIII веке, когда Европа наладила торговлю с Востоком, слоновая кость была высоко оценена европейцами. Особенно им понравились куклы, сделанные из этого материала, так похожего цветом на человеческое тело.
Изготовление китайских и японских фарфоровых кукол сейчас по праву занимает видное место в мировой культуре. Изделия из

Слайд 16Китайские куклы просто приводили европейцев в восторг. И их отлично понимаешь,

когда видишь эту прелесть. Белоснежные лица искусно вырезаны из слоновой кости и тонко раскрашены, волосы уложены в изящную прическу. Миниатюрные руки выглядят совсем как настоящие — на них виден каждый ноготок.

Помимо всего прочего, материал был дорогой, а работа требовала особого искусства. Сейчас слоновой костью для изготовления кукол не пользуются, и увидеть такие изделия можно только в музеях и коллекциях.
Приметы:
Нельзя дарить детям уникальные фарфоровые китайские куклы. Если такая кукла сделана в одном экземпляре и у нее был реальный прототип, “душа” игрушки может навредить ребенку.
Китайские куклы просто приводили европейцев в восторг. И их отлично понимаешь, когда видишь эту прелесть. Белоснежные лица

Слайд 17Индийские куклы
Традиционная одежда Индии - не далекое прошлое, а живое полотно

современной жизни, ведь Индия - одно из немногих мест на земле, где все эти костюмы носят ежедневно. Их можно увидеть в домах и на улицах, в городах и деревнях, в будни и праздники.
Стремясь познакомить зрителей с самыми интересными из населящих Индию 800 народностей, Музей Шанкара, видимо, стоял перед нелегким выбором.
Одна из крупных народностей живет в штате Махараштра - краю отважных и мужественных воинов - маратхов. Мы видим благополучную семью с характерными нарядами и украшениями. Костюм мужчины очень узнаваем - такую одежду мы часто видели на деятелях национально-освободительного движения в Индии, поскольку многие из них были именно маратхи. У женщин Махараштры характерная манера носить сари - оно драпируется на ногах на манер мужского дхоти.
Индийские куклыТрадиционная одежда Индии - не далекое прошлое, а живое полотно современной жизни, ведь Индия - одно

Слайд 18Штат Раджастхан - засушливый край, где живут потомки непокорного и воинственного

народа раджпутов - правителей и воинов Северной Индии. Раджпуты - "сыны царя" - это особая каста воинов, предками которых были скифы, вторгшиеся в Индию в начале новой эры и смешавшиеся с местным населением, скорее всего, бхилами. Раджпуты славились особым рыцарским кодексом и мужеством женщин, при военных поражениях мужей совершавших обряд самосожжения. Раджастханки носят обувь, юбку, чоли и казакинчик. Одежду мужчин отличает многоцветный, пестрый тюрбан. Яркая одежда жителей словно компенсирует неяркость красок этого края.
В штате Андхра Прадеш, расположенном в южной части Индии, проживает самый крупный дравидийский народ Индии - телугу или андхра. Дравиды - это народы, населяющие главным образом Южную Индию. Их считают потомками древнего доарийского населения Индии. Женщины здесь одевают прочные хлопчатобумажные сари, а отсутствие чоли и покрывала в обычном костюме не только указывает на жаркий климат, когда сари вполне достаточно, но и выдает пережитки матриархата, присущие этим народам.
Штат Раджастхан - засушливый край, где живут потомки непокорного и воинственного народа раджпутов - правителей и воинов

Слайд 19Народности Ассама - востока Индии - находятся под сильным влиянием христианства,

поэтому белый цвет, обычно траурный для индуса, в их одежде вполне допустим. Женщины обычно носят домотканную одежду из грубого полотна - юбку и недлинное сари. Для мужчин характерны украшения из камня.
Куклы представляли также наиболее крупные и своеобразные племена.
Например, цыганку банджара из кочевых племен Индии, пришедших в страну в древности, ассимилировавшихся, но сохранивших свои традиции. Для нее характерна одежда, расшитая зеркалами и кольца на ногах.
Племя багди, которое проживает в западных, пограничных районах страны, представлено необычной, "жанровой" фигуркой девушки, продающей серебряные украшения. Она - представительница невысокой касты - это видно по ее жестам, роду деятельности, выражению лица. Багди часто торгуют безделушками на рынке, носят длинные юбки, дупатту и множество серебряных украшений.
В маленьком горном штате Сикким климат довольно суров. Мужчины в холод одевают жилеты, шерстяные шапки и кожаные ботинки, а женщины носят баку (безрукавку) поверх блузки с длинными рукавами. Матриархальный уклад, традиционно почетное положение женщины заметно и во взгляде, и в позе этой куклы.
Народности Ассама - востока Индии - находятся под сильным влиянием христианства, поэтому белый цвет, обычно траурный для

Слайд 20Очень выразительная женская фигурка в белом, с вышивкой, наряде, представляет одно

из самых больших племен в Индии - племя санталов, живущих в Центральной Индии, на плато Бихар. Санталы занимаются земледелием, известны своеобразными танцами, способностями к целительству и предсказаниям. Они хорошо знают травы и являются постоянными поставщиками лекарственного сырья. На окраине их поселений обычно расположена священная роща, в которой проводятся праздники, увязанные с сельскохозяйственным циклом.
Одна из самых больших народностей среди племен Центральной Индии и Махараштры - бхилы. Слово "бхил" в переводе с дравидийского языка означает "лук", а произошло это племя, согласно легенде, от тигра.
Очень выразительная женская фигурка в белом, с вышивкой, наряде, представляет одно из самых больших племен в Индии

Слайд 21Племя тода - одно из самых древних и необычных даже для

Индии. Это небольшое пасторальное общество, насчитывающее чуть больше тысячи человек. Проживают они на юге Индии, на холмах Нилгири. У них европейские черты лица, они говорят на языке тода (одном из дравидийских наречий). Есть предположение, что они ведут свое происхождение от шумеров. Матриархальный уклад жизни тода тесно связан с культом богини Тейкирзи, которая, согласно легенде, создала тода и буйволов, которых они разводят и которым поклоняются. Они питаются только зерном и молоком буйволиц, не носят оружия, не играют в агрессивные спортивные игры и даже не возделывают землю. Мужчины и женщины носят своеобразную одежду - покрывала с ярко-красными полосами.
Племя тода - одно из самых древних и необычных даже для Индии. Это небольшое пасторальное общество, насчитывающее

Слайд 22Мы можем назвать индийских кукол маленькими послами, произведениями искусства, этнографическими экспонатами,

представителями ведической традиции Индии, но ни одно понятие не сможет охарактеризовать их в полной мере. Как любые послы, они представляют лишь небольшой срез находящейся за их плечами культуры. Как любые произведения искусства, они обращаются к сердцу зрителей, заставляя их задуматься о красоте мира. Как представители древнейшей традиции, они могут лишь намекнуть на скрытую за ней философию. И вместе с тем они продолжают быть загадкой. Мы называем их куклами, потому что не можем найти другого слова. А кто они на самом деле - может быть, об этом знал только сам Шанкар Пиллаи.
Мы можем назвать индийских кукол маленькими послами, произведениями искусства, этнографическими экспонатами, представителями ведической традиции Индии, но ни

Слайд 23Индейские народные куклы

Индейские народные куклы

Слайд 24Когда появились у индейцев подвижные куклы, сказать сложно. Известно только, что

к приходу европейцев шаманы уже использовали их в своих обрядах. Наиболее раннее воспоминание о них датируется 1665 годом и сделано монахом-иезуитом, наблюдавшим за знахарем племени ирокезов. По словам очевидца, колдун вытаскивал мертвую по виду белку из сумки, затем натирал ее какой-то смесью и через пару минут та внезапно оживала.
Когда появились у индейцев подвижные куклы, сказать сложно. Известно только, что к приходу европейцев шаманы уже использовали

Слайд 25Разумно предположить, что белка была кукольной, и приводилась в движение с

помощью нитей, спрятанных в пышном хвосте. Между тем, наблюдать придерживался аналогичного мнения. Известно также, что иногда шаманы «вызывали духа», который появлялся в виде маленького человечка, который сначала высовывал голову, затем открывался по пояс, потом в полный рост, и тут же исчезал. Эта последовательность повторялась несколько раз. Решение загадки оказалось простым – в небольшой и специально подготовленной ямке устанавливался ящик, в котором и находилась кукла. Такие случаи были довольно частым явлением, и все куклы имели столь же ограниченный набор жестов. В итоге действие получалось бессюжетным, но это, несомненно, было первым шагом к современному кукольному делу. Следующим шагом стали куклы племени хопи – земледелов, с давних времен занимавшихся разведением кукурузы. Поскольку, в их засушливых землях дожди выпадали редко, то перед началом весеннего сева проводилась многодневная церемония по призыву осадков, конечным элементом которой было небольшое кукольное представление. Воспринимались куклы как особые, сверхъестественные существа, на что указывают особые условия их изготовления, хранения, всеобщее почитание и несомненное уважение кукловодов в селениях.
Разумно предположить, что белка была кукольной, и приводилась в движение с помощью нитей, спрятанных в пышном хвосте.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть