Слайд 1Подготовила:
учитель начальных классов
МКОУ «Ханинская СОШ»
Трубицкая Елена Викторовна
«Контрольно-оценочные действия, как важнейший компонент
учебной деятельности младших школьников»
Слайд 2Контрольно-оценочные действия в младшем школьном возрасте осуществляются в своих простых формах –
в виде итогового контроля по результату сделанной работы. Но в процессе работы уже начинается становление действия контроля по способу решения, что является основой формирования внимания, корректирования работы в ходе ее выполнения. Ряд исполнительных и контрольно-оценочных учебных действий в младшем школьном возрасте при правильном формировании может превратиться в умения и навыки, выполняться как бы «автоматически».
Контроль – наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков».
Слайд 3Функции контроля
Контролирующая
Обучающая
Воспитывающая
Диагностическая
Мотивирующая
Развивающая
Прогностическая
Слайд 4Виды контроля
Контроль по конечному результату
Пошаговый контроль
Контроль по известным условиям или параметрам
деятельности
Слайд 5Оценивание –объемное понятие: включает в себя и процесс, и результат работы.
–
определение позитивных и негативных моментов деятельности.
– контроль качества образования.
– инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.
– способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.
– взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.
Слайд 6Оценивание осуществляется
В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом
усвоенной информации):
-отметка;
-результаты теста в баллах.
В виде качественного показателя:
-словесные высказывания о процессе и результате работы;
-эмоциональная реакция.
Слайд 7Самооценка
– важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки
зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими.
Слайд 8Приемы формирования самооценки :
письменные (дневник или журнал добрых дел );
комплексные
(игры);
вербальные (игры).
Слайд 9В первом классе рекомендуется использовать следующие приемы формирования контрольно-оценочной деятельности при
помощи веселых смайликов
Отлично!
Слайд 13Со второго класса рекомендуется использовать приемы формирования контрольно-оценочной деятельности:
В начале урока
сообщается детям, какие важные дела предстоит выполнить;
При подведении итогов урока задаются следующие вопросы:
- Как, по-вашему, проходил сегодняшний урок?
-Насколько он увлек вас?
-Какие задания вам понравились, а какие – нет?
-Что вы хотите посоветовать учителю?
-К чему каждый из вас стремился? Чего достиг?
-Насколько успешно мы выполнили
намеченный план?
-Какие возникли проблемы?
Слайд 14Впоследствии для повышения уровня каллиграфии в тетрадях по русскому языку, ежеурочно
проводится минутка чистописания.
Слайд 15При устном самооценивании и взаимооценивании, например, для пересказа у доски перед
всем классом выбираются совместно с учащимися следующие критерии:
-громкость, последовательность, выразительность, темп.
Для чтения наизусть – точность, громкость, темп, интонация, обязательное называние автора и заголовка.
-При чтении художественного текста к предыдущим критериям добавляется умение читать целыми словами, соблюдение знаков препинания, умение читать без ошибок.
Слайд 16
Заключение
Сформулируем наиболее важные принципы приемов обучения детей самооцениванию и взаимооцениванию.
1. Если
оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично воспринимает ее, либо отвергает. Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка.
2. Оценка не должна носить обобщающий характер. Ребенку сразу предлагается оценивать различные аспекты своих усилий или конкретные результаты работы своего одноклассника.
3. Самооценка и взаимооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь тогда, когда есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя и для ученика.
4. Если оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый ученик имеет право на собственное мнение, а дело взрослого – знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая им ни своего мнения, ни мнения большинства.
В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.