Слайд 1
«Значение театрализованной деятельности в развитие речи дошкольников»
Воспитатель: Ильясова С.З
Театр – это волшебный мир, в котором ребенок
радуется, а играя, познает окружающее…
О.П.Радынова
Слайд 3Актуальность :
В последние годы, к сожалению, увеличивается
количество детей, имеющих нарушения речи. А ясная, правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности в жизни.
Театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи).
Дети учатся владеть своим голосом, мимикой, жестами, а главное – четкой артикуляцией.
Участие детей в театрализованных играх способствует развитию памяти и взаимодействию друг с другом.
Театрализованная деятельность дошкольников- это импровизация, оживление
предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя вербальными и невербальными средствами, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности: пением, движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной игрой.
Слайд 5Задачи:
-Театрализованная деятельность стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы
по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми), является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития условия, необходимого для организации совместной деятельности детей, в процессе которой происходит речевое развитие дошкольников.
Слайд 6
-Театрализованные игры
детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др. Интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, включающая в себя не только действие детей с куклами или собственное деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, исполнение песен от лица персонажей, напевание и т. д.). действие по ролям, но также и художественно-речевую
Слайд 8
Традиционно выделяется несколько видов театрализованной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное
– спецификой детской театрализованной деятельности.
Исследователь Л.В.Артёмова делит на две группы:
режиссерские и игры – драматизации.
Слайд 9
Игра-драматизация -самый разговорный вид театрализованной деятельности. Ни один другой вид театрализованной
деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация.
игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
инсценировки произведений;
постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Видами драматизации являются:
Слайд 10В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок,
организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами"
Ребёнок «озвучивая» героев и комментируя сюжет, использует разные средства вербальной выразительности.
Режиссёрские игры могут быть
групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.
Слайд 11Виды режиссерских игр :
-Настольный, плоскостной,
объемный, теневой театр
-Театр на фланелеграфе
-Кукольный (бибабо, пальчиковый,марионеток)
Слайд 12Речь ребенка и различные виды театра:
Пальчиковый театр
Способствует развитию речи, внимания, памяти;
формирует пространственные представления;
развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития
Слайд 13Театр Би-ба-бо
Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;
Помогает справиться с переживаниями, страхами;
Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.
Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя( свою руку) с куклой.
Развивает абстрактное мышление
Слайд 14Конусный настольный театр:
Помогает учить детей координировать движения рук и глаз; Сопровождать
движения пальцев речью;
Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Слайд 15 Театр масок:
Прививает любовь к прекрасному, искусству, развивает речь, кругозор детей,способствует
доброжелательному отношению к окружающей среде
Слайд 16Театр картинок на фланелеграфе:
Развивает творческие способности;
Содействует эстетическому воспитанию;
Развиваюет ловкость, умение
управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.
Слайд 17Театр теней:
Играет огромную роль в развитии выразительности и естественности речи детей.
Развивает
пластичность, подвижность, чувство ритма, координацию движений;
Развивать тембр голоса;
Умение раскрепоститься, вести диалогическую и монологическую речь.
Слайд 18
Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и
духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогают ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Театральные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Слайд 19
вывод:
Таким образом, влияние театрализованной деятельности на
развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Театрализованная деятельность является эффективным средством в речевом развитии ребёнка дошкольника: активизации и совершенствовании словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость и вызывает активный интерес к окружающему миру.