Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 28
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА»
консультация для
воспитателей
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста
Автор: Хатхе С. А.
Майкоп 2016 год
Слайд 2Забота о здоровье -
это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В.А.Сухомлинский
Слайд 3 Здоровье - это состояние полного физического, психического и
социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Слайд 4Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.
До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Слайд 5 Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов,
медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Слайд 6Мониторинг по группам здоровья
2 старшая группа
I- группа здоровья-66%
II- группа здоровья-30%
Y- группа
здоровья-4%
Слайд 7Цель здоровьесберегающих образовательных технологий
- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,
- сформировать у
него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Слайд 8Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
1.технологии
сохранения и стимулирования здоровья;
2.технологии обучения ЗОЖ;
3. коррекционные технологии.
Слайд 9В нашей группе созданы условия зоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей,
основными из которых являются:
организация выполнения режима дня;
организация питания;
построение образовательного процесса дошкольников;
организация развивающей среды;
организация разных видов деятельности детей в игровой форме;
оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями.
Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием педагогических работников: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию. Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в старшей группе
Слайд 10Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы
проводятся во время занятий,
2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятия.
Слайд 12Подвижные и спортивные игры
проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а
также на прогулке, в групповой комнате – с малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Слайд 13Релаксация
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных
эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Слайд 14Пальчиковая гимнастика
проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует
мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Слайд 15Релаксация
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных
эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Слайд 16Гимнастика для глаз
проводится в любое свободное время в зависимости от
интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал.
Слайд 17Дыхательная гимнастика
проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется
кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Слайд 18Бодрящая гимнастика
проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс
входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, хождение по дорожке здоровья, воспитания правильной осанки, обширное умывание.
Слайд 20Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашей группе -это в первую очередь технология
воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.
Слайд 21Технологии обучения здоровому образу жизни:
Утренняя гимнастика
проводится ежедневно 6-8 мин.
с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки
Слайд 22Физкультурные занятия
проводятся 3 раза в неделю по 30 мин. в
соответствии программой, по которой работает ДОУ . Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
Слайд 24Серия занятий «Азбука здоровья».
Как бы много воспитатели и родители
ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому. Для этого у нас проводятся занятия по познанию и индивидуальная работа по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза - орган зрения», и т.д.
Слайд 25Самомассаж
- это массаж, выполняемый самим ребёнком .Он улучшает кровообращение,
помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным
Слайд 26Активный отдых.
При проведении досугов, праздников все дети приобщаются
к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.
Слайд 27 Коррекционные технологии:
Артикуляционная гимнастика
- упражнения для тренировки органов артикуляции (губ,
языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения. С детьми, имеющие дефекты звукопроизношения, занимаются этим воспитатели т.к. нет логопеда.
Слайд 28Технология музыкального воздействия.
Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей.
Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки помню об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Широко использую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т.д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку использую перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, включаю спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и прошу их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обращаю внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.
Слайд 29Сказкотерапия
– используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый,
либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Слайд 31 Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность,
а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Слайд 32Семья и детский сад
связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания
и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, используем разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы на родительских собраниях; консультации; участие родителей в подготовке и проведении праздников, анкетирование. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями», «Движение - основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т.д.).
Слайд 33 Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного
процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка-стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Слайд 34УКРЕПЛЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ – ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ НАШИХ ЗАДАЧ,
КАК РОДИТЕЛЕЙ, ТАК И ПЕДАГОГОВ.
ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ - ЭТО ЗДОРОВАЯ СТРАНА!
Слайд 35Литература:
1. Е. И Подольская, Формы оздоровления детей 4 -7 лет., Издательство «Учитель»
2008год.
2. Н.И. Крылова, Здоровьесберегающее пространство в ДОУ., Издательство «Учитель» 2008год.
3. Т.Г. Карепова, Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель» 2009год.
4. О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кадраильская, Г.П. Попова, Физкультурно-оздоровительная работа, Издательство «Учитель» 2007год.
5. О.Н. Арсеневская, Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду., Издательство «Учитель» 2009 год.
6. Т.А. Тарасова, Л.С.Власова, Я и мое здоровье. М., Школьная Пресса. 2008год.
7. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. пособие.- М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
8. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2 010.
9. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ/ - Волгоград: Учитель, 2009.
Слайд 36В завершении хочу поделится с вами 7-ю секретами здоровьесбергающей педагогики:
1. Секрет доброты
- необходимо дарить доброту детям, чтобы и они сами стали дарить добро окружающим.
2. Секрет успешности (в делах и в жизни вообще) - стремление и готовность дарить радость себе и другим, чтобы уметь находить поводы для радости всегда, как бы ни трудна была жизнь.
3. Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства - профессионализм всех работающих в образовательном учреждении педагогов.
4. Секрет результативности - целенаправленное воспитание культуры здоровья детей, способности и умения заботиться о собственном здоровье.
5. Секрет соответствия создаваемого задуманному - объективное отслеживание получаемых результатов
6. Секрет технологичности - создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методов возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологий.
7. Секрет истинности - интуитивное ощущение непротиворечивости того, что делается.