Слайд 1«Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и
движений»
Консультация для музыкальных руководителей
Подготовила: Зинова Н.А. музыкальный руководитель ДОУ
Слайд 2Если говорить вам сложно –Музыка всегда поможет!
Построение коррекционно – педагогического процесса развития речи детей
логопедического пункта на музыкальных занятиях в нашем детском саду базируется на принципе интеграции, т. е. органическом сочетании логоритмической, игровой, слушательской и исполнительской деятельности дошкольников.
Слайд 4В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи,
положительную роль играют совместные
занятия музыкального руководителя и учителя-логопеда, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Слайд 6Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Выстраивая свою работу, музыкальный руководитель и
логопед, учитывают структуру речевого дефекта, осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на музыкальных и логопедических занятиях. И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
Слайд 8Можно выделить основные задачи:
Оздоровительные: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и
моторных функций; воспитание правильной осанки, походки.
Образовательные: формирование двигательных умений и навыков; развитие пространственных представлений, переключаемости, координации движений; освоение знаний о метроритмике.
Слайд 9Воспитательные: воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность, восприятия музыкальных образов
и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом.
Коррекционные: развитие дыхания, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия и связной речи; формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти.
Слайд 10При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель-логопед:
формирование артикуляторной базы
для исправления неправильно произносимых звуков;
укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
Слайд 11 коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
развитие фонематического восприятия, анализа
и синтеза речи;
обучение умению связно выражать свои мысли;
совершенствование мелкой моторики.
Слайд 12Музыкальный руководитель осуществляет работу по развитию и формированию:
слухового внимания и слуховой памяти;
оптико-пространственных представлений;
координации движений;
умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
темпа и ритма дыхания и речи;
фонематического слуха.
Слайд 13В начале учебного года при проверке музыкальных способностей вновь поступивших детей отмечается, что
многие из них не поют, а говорят, плохо запоминают тексты песен, их названия, недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка.
Слайд 15Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий.
В связи с этим широко
используется ряд упражнений:
для развития основных движений,
мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства» и чувства расслабления.
Слайд 18Особое внимание уделяется танцевальным движениям.
Сюда включаются игры с пением, хороводы.
Интересны для детей музыкально-дидактические
игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры, игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, упражнения на дыхание, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях
Слайд 20. Впервые месяцы проводятся игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых).
Помимо
традиционных логопедических заданий используем такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Она включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово.
Слайд 21Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную
деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей, часто или ускорен, или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм.
Слайд 22Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь,
активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения. Многолетний опыт показывает, что дети дошкольного возраста с нарушением речи и движений прекрасно справляются с заданиями и к концу года преодолевают свои недостатки.
Слайд 23Таким образом, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на
пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.
Слайд 24Спасибо за внимание!
Всего вам доброго!