Слайд 1
«Развитие
критического мышления
через чтение
и письмо в начальной
школе»
(современные образовательные технологии)
Ефанова Любовь Митрофановна, учитель начальных классов МБОУ«СОШ №18»
города Белгорода
Слайд 2Моё педагогическое кредо " Я создаю условия , в которых ученики
сами учатся". Современный урок- это урок, на котором максимум ребёнка и минимум учителя, урок, на котором больше работают дети.
Эта технология заинтересовала меня тем, что она простыми и понятными методами позволяет сделать обучение интересным и осмысленным. К тому же в своей педагогической практике пришлось столкнуться с тем, что многие дети не хотят учиться.
Главную ценность РКМ вижу в том, что она направлена на осмысленный подход к обучению и сохранению здоровья. Ученики задают себе вопросы: "Как это соотносится с тем, что я уже знаю?", "Как я могу использовать эту информацию?". Обучая школьников мыслить, таким образом, подталкиваю их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимой информации.
Слайд 3«Сделайте вашего ребёнка внимательным…Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему
решать их. Пусть он узнает, не потому, что вы сказали, а потому, что сам понял…»
Ж.Ж.Руссо
Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников, побуждает их к критическому мышлению.
Джон Дьюи
Слайд 4Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о
предмете.
Л. Выгодский
Критическое - не значит негативное, критика толерантна, конструктивна.
К.Поппер
Слайд 5 КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это естественный способ взаимодействия с идеями и
информацией.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – отправная точка для развития творческого мышления.
Слайд 6Мышление
Аргументированное
Проблемное и оценочное
Социальное
Самостоятельное
Обобщенное
Слайд 7Цель: развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но
и в обычной жизни.
- помочь ученику ориентироваться в обилии поступающей информации.
Актуальность: усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.
Задачи: развить у учащихся:
способность к активному восприятию информации;
готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения;
умения отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы;
способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях.
Слайд 11
Стадия «Вызов»
Игра «Верите ли вы, что…»
Приём «Корзина идей»
Приём «Кластер»
«Загадка»
«Мозговой
штурм»
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
«Да – нет»
«Проблемный вопрос»
Слайд 12
Стадия «Осмысление»
«Инсерт»
«Чтение с остановками»
Таблица « Плюс –
минус -
интересно»
Таблица «ЗХУ»
«Таблица – синтез»
«Сводная таблица»
Таблица «Что? Где? Когда? Почему?»
Слайд 13На стадии «Осмысления»
Ещё один приём: чтение со «стопами» (с остановками).
Слайд 14
Стадия «Рефлексия»
«Шесть шляп»
«Ромашка вопросов»
«Синквейн»
«Диаманта» и другие
Слайд 15Технология критического мышления
Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.
Возрастание мыслительных возможностей
учащихся, гибкости мышления.
Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими.
Развитие способности передавать другим авторскую информацию, понимать и принимать точку зрения другого человека.
Развитие умения анализировать полученную информацию.
Слайд 16…из урока литературного чтения («Золушка»)
Слайд 17Развитие умения работать с информацией
Слайд 18
Критическое мышление
Размышляйте над этим …
только критически
Слайд 19Работа с первоклассниками
(Тонкие и толстые вопросы)
«Тонкие» вопросы предполагают однозначный ответ.
«Толстые»
вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие развёрнутые ответы и понимание смысла материала, размышления над смыслом.
«Толстые» вопросы:
- А какую лисичку представили ВЫ?
- Какую лисичку увидели в сказке ВЫ?
Слайд 20Разные приёмы развития критического мышления, которые вошли в содержание данной технологии,
опробованы мной на протяжении нескольких лет и дали свои результаты.
Уроки стали намного интереснее, успеваемость стала выше. На таких уроках нет монотонности, которая быстро утомляет ребят.
На таких уроках редко бывают низкие результаты, тем самым снимается нервозность, а это немаловажно для здоровьесбережения.
Слайд 22Источники
Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ru
www.it-n.ru Шубенко
О.М. Использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения.
http://www.ug.ru/issues07/?action=print&toid=1659 Стратегии технологии РКМЧП «З-Х-У» и «Инсерт»
http://www.evolkov.net/questions/6.quest.2.html Шесть вопросов - море ответов.
http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ
http://lib.1september.ru/2004/21/17.htm Ученик-исследователь. Учебная стратегия «Бортовой журнал». Учебная стратегия «Знаю – хочу узнать – узнал», «До и после». Использование графических и визуальных форм представления информации
Методическая мастерская ЭМУ http://www.cerm.ru/?page=43