Слайд 1Интерактивные образовательные технологии в формировании коммуникативных универсальных учебных действий (УУД)
у детей
с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Слайд 2Актуальность
Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения», «детей с ограниченными возможностями здоровья», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья».
В системе социальной защиты Российской Федерации значительное внимание уделяется вопросам обеспечения условий для получения образования детьми с ОВЗ – закон «Об образовании в Российской Федерации», «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» и др.
Слайд 3Проблема
Обучающиеся с ОВЗ в процессе школьного образования должны овладеть коммуникативными
УУД, наряду со здоровыми сверстниками. Однако, в педагогическом процессе эффективные интерактивные технологии, обеспечивающие формирование коммуникативных УУД используются фрагментарно, С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.
Слайд 4Педагогические технологии
v Проектная технология
v Технология развивающего обучения
v Здоровье сберегающие технологии
v Технология проблемного
обучения
v Игровые технологии
v Модульная технология
v Технология мастерских
v Кейс – технология
v Технология интегрированного обучения
v Педагогика сотрудничества.
v Технологии уровневой дифференциации
v КСО
v Традиционные технологии (классно-урочная система)
Слайд 5Цель
Разработать модель технологической карты отражающей формирование коммуникативных УУД через интерактивные
образовательные технологии
у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Слайд 6Задачи
Проанализировать нормативно-правовую документацию по проблемам формирования УУД у обучающихся с ОВЗ.
Проанализировать
психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме проекта.
Отобрать и систематизировать интерактивные образовательные технологии.
Адаптировать интерактивные образовательные технологии в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ.
Определить место образовательных технологий в структуре урока
Определить образовательные результаты в аспекте формирования коммуникативных УУД у обучающихся с ОВЗ.
Слайд 7Этапы реализации проекта
1.Ориентировачный(знакомства с нормативными актами)
2 Технологическая карта.
3.Внедрение технологической карты.
4.
Оценочный(выявление эффективности проведенной деятельности).
Слайд 8Познавательные универсальные учебные действия
3. Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание
способов решения проблем творческого и поискового характера.
Слайд 9Коммуникативные универсальные учебные действия
обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других
людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Слайд 10Этапы формирования УУД
Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей,
личностных качеств, − возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский).
При этом формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) проходит через следующие этапы:
1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.
2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.
3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Слайд 11Путь, который должен пройти каждый ученик в ходе формирования любого УУД
1)
вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;
3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;
4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Слайд 121 этап формирования УУД
Технология деятельностного метода обучения (ТДМ), которая помогает учителю
на каждом уроке независимо от предметного содержания включить учащихся в активную учебно-познавательную деятельность.
Слайд 222 этап формирования УУД
Формирование умения применять любое действие возможно лишь тогда,
когда есть «форма», то есть знание учащимися способа выполнения этого действия. В противном случае, формирование надпредметных умений будет также неэффективно, как, например, обучение детей решению квадратных уравнений без знакомства их с соответствующими формулами корней.
Но тогда встают вопросы:
Где взять знания о нормах выполнения УУД?
Где в учебном процессе найти место и время для знакомства с ними учащихся?
Каким способом это делать?