Слайд 1Групповые формы работы –как средство развития младших школьников.
Подготовила:
Учитель начальных классов
Школы №
61 Яшнабадского района
г.Ташкента
АХМЕДОВА АЛЕКСАНДРА САБИРАЛИЕВНА
Слайд 2Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с
освоением формы учебного сотрудничества
Г.А. Цукерман
Слайд 3При групповых методах работы
действуют принципы:
Взаимного обогащения;
Обмена информацией;
Активности (исчезает анонимность деятельности);
Использования
личного опыта;
Взаимопомощи, взаимоподдержки и личного
и личного взаимопонимания;
Ответственности и долга;
Общего анализа
деятельности;
Слайд 4Преимущества групповой формы
Здоровьесберегающий аспект
Обучающий аспект
Воспитательный аспект
Диагностический аспект
ЦЕЛЬ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
Слайд 5Задачи групповой работы
1.
Активизация познавательной
деятельности
2.
4.
3.
Развитие навыков самостоятельной
учебной деятельности
Развитие умений успешного
общения
Совершенствование межличностных
отношений в классе
Слайд 6НАВЫКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Уметь без систематического контроля, помощи и стимулирования :о
стороны учителя работать на уроке и дома.
Уметь организовывать отдельные формы работы и всю учебную деятельность по составленному плану.
Уметь контролировать свое поведение.
Осознавать границы своих знаний и умений, преодолевать границы незнания, разумно сомневаясь.
Слайд 7ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ
СИТУАЦИЙ В ОБУЧЕНИИ
Должно быть поставлено такое практическое или
теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия.
Задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.
Задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.
В качестве проблемных заданий могут служить учебные задачи, вопросы, практические задания и т.п.
Слайд 8МОТИВЫ ВКЛЮЧЕНИЯ В СОВМЕСТНУЮ
УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Вместе работать веселее и интереснее.
Общение, положительный
настрой, ведь практически все дети имеют опыт коллективных действий игровых или трудовых.
Возможность научиться способам взаимодействия в обучении (при распределении этапов работы).
Лучшее запоминание материала.
Возможность реально видеть, что по каждому действию, задаче и так далее может существовать не одна, а несколько точек зрения.
Возможность сопоставлять, сравнивать, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту.
Ребенок начинает проверять самого себя, искать другие варианты действия, сопоставлять их между собой.
Слайд 9Групповая работа:
знакомство с материалом, планирование работы в группе;
распределение заданий внутри
группы;
индивидуальное выполнение задания;
обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
выбор и обсуждение общего решения;
подготовка к предъявлению результатов (оформление решения, подготовка выступающих).
ЭТАПЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Подготовка к выполнению задания:
постановка познавательной задачи;
инструктаж о последовательности работы;
раздача необходимого дидактического материала по группам.
Слайд 10Правила совместной работы
работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми;
быть активными, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу;
вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;
следить за временем;
работать по алгоритму (плану);
доводить начатое до конца.
Слайд 11УЧАСТНИКИ ГРУППЫ
Организатор (лидер) – организует обсуждение и взаимопонимание, вовлекает всех
в работу группы.
Секретарь – записывает все предложения группы, оформляет решение группы.
Докладчик – у доски рассказывает, что решила группа, представляет результаты работы группы.
Хронометрист – следит за соблюдением регламента работы группы.
Эксперт - дает оценку выполняемым работам (согласно поставленным целям), контролирует правильность, докладывает об этом организатору.
Консультант – дает советы, рекомендации.
Слайд 12Место групповой работы в организации учебной деятельности
При
изучении нового материала
закреплении полученных знаний
повторении изученного
проведении контроля знаний
организации творческих работ
организации проектной деятельности
Слайд 13Место групповой работы в организации учебной деятельности
создать ситуацию для возникновения у
школьников общего положительного отношения к совместной деятельности в группе;
уяснить цели работы в группы;
научить ребят работать в группе и, лишь, затем предлагать им в групповой форме решать задачи различного характера и содержания;
обеспечить активный обмен операциями (один рисует, другой – записывает); обмен ролями (один – учитель, другой – ученик); обмен функциями ( ученик выполняет функцию сознательного контроля, проверяя работу своего партнера); обмен позициями ( по имеющемуся продукту - работе своего партнера – выявляет замысел автора, его позицию, рассматривает соответствие этого замысла полученному результату); обмен информацией (этот обмен должен быть организован так, чтобы ребенок начал перерабатывать информацию в зависимости от знаний, возможностей партнера, перестраивать, дополнять ее);
Слайд 14Место групповой работы в организации учебной деятельности
- учесть, что групповая работа
эффективна не для всех типов заданий. Наиболее применима и целесообразна она при организации технологий учебного исследования, проектирования, моделирования, проблемного обучения, развития умения мыслить творчески;
- определить место учителя в совместной деятельности. Работая с группой детей, учитель выступает в роли консультанта, взрослого помощника. Позиция учителя и ученика равная. И лишь одно различие: один - познает, а другой - помогает ему в познании, имеет определенный жизненный опыт, которым он может поделиться.
Слайд 15Методы группового обучения
Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших
группах, объединенных для решения общей задачи.
Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения
Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей.
Групповой опрос проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы.
Общественный смотр знаний проводится для проверки, оценки и
коррекции уровня знаний за счет комплексного охвата знаний,
применения их на разных уровнях
Слайд 16ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться,
кроме собственной беспомощности.
Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: «Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока».
Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).
Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости.
Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен «шумомер»- звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума.
Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка)
Слайд 17Виды групповой работы
Работа в парах
Мозговой штурм
Игра «Продолжи»
Охота за сокровищами
Снежный ком
Метод
«Дельфи»
Мозаичная группа
Прием «Зигзаг» (Метод пилы)
Слайд 18Виды групповой работы
Мозговой штурм
Слайд 19Виды групповой работы
Игра основана на выполнении
различных заданий группой по цепочке.
Игра
«Продолжи»
Слайд 20Виды групповой работы
Охота
за сокровищами
Слайд 21Виды групповой работы
Снежный ком
Слайд 23ОТЛИЧИЯ ГРУППОВОГО МЕТОДА РАБОТЫ ОТ ФРОНТАЛЬНОГО
В групповом методе (ГМ) учителю нетрудно
приспособить к темпу работы каждого ребенка.
Ученик имеет возможность аналитически сравнить работу свою и каждого.
ГМ дает возможность учителю управлять мотивами поведения (через своих помощников).
Воспитание каждого ребенка проходит незаметно для него через общение в группе и в воспитании поведения в малой группе
В ГМ дети учатся вести диалог
ГМ регулирует взаимоотношения в группе.
ГМ воспитывает положительное отношение к учебе, к умственному труду в целом.
ГМ формирует навыки самостоятельной работы.
ГР формирует учебный мотив.
Слайд 24ПЛЮСЫ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ :
психологический комфорт в общении;
воспитательное значение;
создание творческого характера
мышления в работе;
возможность решить любую ситуацию самостоятельно либо при обращении к
окружающим сотрудникам;
возможность добывать знания самостоятельно;
момент игры;
возможность открыто помогать друг другу;
учитель не доминирует, а сотрудничает или координирует деятельность учащихся;
отсутствуют дисциплинарные нарушения;
учащиеся свободно анализируют свои ошибки, осознают границы своего незнания.
Слайд 25ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ ЗАДАЧИ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ:
охват объема знаний каждым ребенком;
проблема личной победы;
темп работы - нет времени на «подумать»;
учет личного вклада в коллективную деятельность;
внутригрупповое распределение.
ВАРИАНТЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ГРУПП
Слайд 26Поведение учителя во время групповой работы