Слайд 1МБДОУ детский сад №8 «Сказка»
Тема: «Формы, средства и методы художественно-эстетического развития:
особенности организации интегрированной и комплексной образовательной деятельности в ДОО в условиях ФГОС ДО»
Подготовила: Сигунькова С.И. старший воспитатель
г. Сергач
Нижегородская область
Слайд 2
Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Концепции
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.
Слайд 3Исходя из поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной
и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности. Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности
Слайд 4Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Слайд 5Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее
полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки), одним словом реализовать себя как творческая личность.
Слайд 6Формы организации художественно-эстетической деятельности
Слайд 7Игра – средство интеграции всех видов искусства и художественно-творческой деятельности
Слайд 8Непосредственная образовательная деятельность по ФГОС
Игра-занятие
Слайд 9Структура игры-занятия
Организационная часть:
Введение в игровую ситуацию
Установка правил
Распределение ролей
Основная часть:
Комплекс
игровых ситуаций и обучающих игр
Заключительная часть:
Развязка сюжета
Выход из игровых ситуаций
Рефлексия
Слайд 11Комбинированные игры- занятия направлены на усвоение новых знаний и умений, их
закрепление и обобщение, творческое применение полученных знаний.
Игровые занятия направленные на решение различных развивающих, воспитательных и обучающих задач, объединённых определённой темой называются тематическими. Темы могут быть посвящены временам года, явлениям общественной жизни, литературным героям, творчеству художников и композиторов и т.д.
Доминантные игры-занятия похожи на тематические. В качестве ведущей темы выбирается один из видов детской деятельности доминирующий на протяжении всего занятия, например, один из видов музыкальной или художественной деятельности. Среди доминантных организованных форм образовательной деятельности можно выделить такой подвид, как интегрированные занятия, в процессе проведения которых происходит интеграция различных видов детской деятельности (лепка и рисование, аппликация и рисование и т.д.) или техник её выполнения ( техника клякс, разбрызгивание краски и др.), в результате чего дети усваивают новые приёмы и способы данной деятельности. Если же речь идёт об использовании на одном занятии нескольких видов деятельности и задач из разных методик обучения, следует говорить не об интегрированном, а о комплексном занятии - виде организованной формы образовательной деятельности, спецификой которого является учёт принципов комплексности в обучении и воспитании детей, динамичности детского восприятия и смены видов деятельности (игровой, театрализованной, продуктивной и т.д.) опоры на дисциплинарные связи.
Слайд 14Экскурсии
« Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами,
слово - не забава, а словесное пресыщение, одно из самых вредных пресыщений. Ребёнку не только нужно слушать слова воспитателя, но и молчать…» (Сухомлинский)
Слайд 15 Праздники и развлечения
Развлечения:
Литературные, музыкальные вечера
Фольклорные
посиделки
Детские концерты
Театральные представления
Музыкальные сказки
Игры-забавы
Викторины
Конкурсы
Праздники:
Концерты
Театральные действия
Спектакли
Фольклорные праздники на основе народных традиций
Экскурсии с выступлением детей
Тематические утренники
Слайд 16Формы утренников
Затейничество - в основе лежит игровая затея
Концерт детской самодеятельности демонстрирующий
таланты детей
Театрализованное представление, в основе которого лежит игра-драматизация
Фольклорные утренники основанные на культурно-исторических традициях
Слайд 17Образовательная деятельность по ФГОС
Слайд 19Формы организации музыкальной деятельности
-ООД со всей группой детей, подгруппой, индивидуально
-Музыкальная среда,
как условие организации самостоятельной деятельности и образовательная деятельность в ходе режимных моментов
-Праздники и развлечения, как форма совместной образовательной деятельности детей и родителей
Слайд 20Формы организации театрализованной деятельности
-Литературно-театрализованная ООД со всей группой детей, подгруппой, индивидуально
-Самостоятельная
театрализованная деятельность
-Театрализованная игра на праздниках, развлечениях
-Театрализованные игры-спектакли
-Совместная театрализованная деятельность
-Музей кукол
-Выставки, конкурсы совместного творчества
-Посещение театров с родителями
-Экскурсии
-Театрализованные игры в повседневной жизни
-Мини-игры на других занятиях
-Кружковая работа
Слайд 21Формы организации художественно-продуктивной деятельности
-ООД (с группой, подгруппой, индивидуально)
-Досуги, развлечения
-Выставки работ детей
-Конкурсы
-Экскурсии
-Выставки
совместного творчества
-Самостоятельная художественно-продуктивная деятельность
-Мини-музеи декоративно-прикладного искусства и др.
-Изобразительная деятельность как часть комплексного, тематического и др. занятий
Слайд 22Инновационные формы организации образовательной деятельности
-Дизайн – гостиные
-Детско-родительские творческие клубы
-Творческие мастерские
- Литературные
мастерские
-Литературные, художественные и музыкальные салоны
Слайд 23Интеграция сложный структурный процесс требующий:
Слайд 24Средства художественно-эстетического развития: особенности выбора с позиции интеграции
Слайд 25Условия и средства эстетического воспитания
Слайд 26Эстетическое общение
Выразительность образа в лепке
Выразительность образа в рисунке
Слайд 27Комплексное воздействие природы на ребёнка
осуществляется через:
Непосредственное наблюдение за предметами и явлениями
природы
Сочетания воздействия непосредственных наблюдений и произведений искусства
Формирование знаний о предметах и о предметах и явлениях природы
- Участие детей в создании красоты в ходе практической деятельности в природе
Слайд 28
Искусство
(музыка, литература, театр, произведения декоративно-прикладного
искусства и др.) способствуют формированию
органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, формирует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов.
Слайд 29 Окружающая предметная среда
повышает активность, творческий характер художественно-эстетической деятельности дошкольника
и её результативность.
Слайд 30Игра
Виды игр:
- Дидактические
Подвижные
Сюжетно-ролевые
Игры драматизации
Игры с правилами
Слайд 31Средства художественно-эстетического развития
Слайд 32Методы художественно-эстетического развития:
особенности выбора с позиции интеграции
Слайд 33Методы художественного воспитания
Слайд 34Метод проектов
Метод проектной деятельности позволяет педагогам:
расширить образовательное пространство, придавать ему новые
формы и развивать у детей восприятие, мышление и воображение;
ориентировать детей на самостоятельную деятельность, как правило совместно со взрослым (педагогом и родителями);
побуждать ребёнка к активной позиции: ставить его в условия, побуждающие стать субъектом деятельности;
направлять детей на решение конкретной проблемы, получение результата и его публичного предъявления
Слайд 35Значение коллективных проектов
Коллективные проекты создают условия :
для формирования и развития коммуникативных
и регуляторных способностей и моделирования различных типов их взаимодействия в процессе художественно-эстетической деятельности;
для развития умения подчиняться требованиям группы, творчески работать в коллективе;
для проявления взаимопомощи и воспитания ответственности;
для усвоения норм общественного поведения;
для развития желания помочь тем, кому трудно что-то сделать;
для самовыражения.
Совместная проектная деятельность детей, педагогов и родителей по художественно-эстетическому направлению способствует вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ и формированию настоящего сотрудничества с детским садом.
Слайд 36Целевые ориентиры на этапе завершения
дошкольного образования
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх . Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам
Слайд 37Целевые ориентиры на этапе завершения
дошкольного образования
У ребенка развита крупная и мелкая
моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Слайд 38Целевые ориентиры Программы выступают основаниями
преемственности дошкольного и начального общего образования. При
соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Слайд 39Нормативно- правовые документы,
литература
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
от 29.12.2012 N 273-ФЗ
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ifap.ru
- Примерная основная образовательная программа «На крыльях детства». Под ред. Н.В. Микляевой, ТЦ «Сфера», 2015.
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой , М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания /Под ред. Н.В. Микляевой, М.: ТЦ «Сфера», 2013