Слайд 1Формирование универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность.
учитель МАОУ СОШ №36
Ильинова И.Б.
2012г.
Единственный путь ведущий к знаниям – это деятельность
Слайд 2 Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать
свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленных целей.
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками проектно – исследовательской деятельности.
Слайд 3Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества
требуют
корректировки содержательных, методических, технологических аспектов
образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых
установок и педагогических средств.
Слайд 4 Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию
и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности.
Слайд 5 Технология классно-урочной системы на протяжении
столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению.
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
Слайд 6 Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности,
формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать
действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей..
Слайд 7Этим обусловлено введение методов и технологий на основе проектной и исследовательской
деятельности обучающихся.
Слайд 8Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе требует грамотного
научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических.
Слайд 9ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой
задачи под руководством специалиста (учителя, родителей), в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования)
Слайд 10Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в проектно- исследовательской деятельности:
Рефлексивные
Поисковые (исследовательские)
Умения
и навыки работы в сотрудничестве
Менеджерские
Коммуникативные
Презентационные
Умение отвечать на незапланированные вопросы
Слайд 11Задачи проектно – исследовательской деятельности
Создать условия для организации деятельности учащихся: определять
ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
Создать условия для подготовки к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.
Создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Слайд 12«Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я
делаю, и я понимаю»
Конфуций
Наша задача – вовлекать детей не в упражнения, не в повторение и запоминание готового, а в размышление о том, что не известно.
Слайд 13 Возможность применения в работе не только учебного, но и реального
жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта в ходе решения поставленной проблемы.
Слайд 15В число основных составляющих организации совместного действия входят:
1. Распределение начальных действий
и операций, заданное предметным условием совместной работы.
2. Обмен способами действия.
3. Взаимопонимание.
4.Коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания.
5. Планирование общих способов работы.
6.Рефлексия (путем рефлексии устанавливается отношение участника к собственному действию, благодаря чему обеспечивается изменение этого действия в отношении к содержанию и форме совместной работы).
Слайд 16Групповая работа младших школьников предполагает свои правила:
нельзя принуждать детей к
групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа);
совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности;
не стоит требовать от детей
абсолютной тишины,
но необходимо бороться
с выкрикиванием и т. п.
Слайд 18План работы над исследовательским проектом
1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект)
1.1.
Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
1.2. Определение цели, формулирование задач.
1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.
Слайд 192. Поисково-исследовательский этап
2.1. Определение источников информации.
2.2. Планирование способов сбора и анализа
информации.
2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.
2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
Слайд 203. Трансляционно-оформительский этап
3.1. Предзащита проекта (в классе)
3.2. Доработка проекта с учетом
замечаний и предложений.
3.3. Подготовка к публичной защите проекта:
3.3.1. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);
3.3.2. стендовая информация о проекте.
Слайд 214. Заключительный этап
4.1. Публичная защита проекта.
4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной
работы.
4.3. Итоговая конференция
Слайд 22Однако приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными
только в случае:
создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом — атмосферы поддержки и заинтересованности;
необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.
Слайд 23Мониторинг
проектных умений
1. Отслеживание уровня развития общеучебных умений и навыков (ОУНов),
одновременно играющих основополагающую роль в приобретении учащимися универсальных учебных умений. Результаты данной диагностики позволят иметь представление об уровне подготовленности учащихся к формированию проектных (специальных) умений.
2. Отслеживание уровня развития проектных (специальных) умений, формируемых через реализацию в классно-урочной системе учебных проектов.
Слайд 24Проектная методика в начальной школе
Метод проектов, являясь методом практического целенаправленного
действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.
Метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность.