Слайд 1«ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РАМКАХ ФГОС НОО»
ПОДГОТОВИЛА
ПРОНИНА Г.А.
2016-2017 уч. год
Слайд 2 Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности
учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.
Слайд 3 Вопросы, которые связаны с развитием самооценки, входят в круг центральных проблем
педагогической и возрастной психологии. Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.
Слайд 4 Одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое
умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности.
Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса.
Слайд 5 Оценочная деятельность учителя – основа для
формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами
помочь ему учиться.
Слайд 6 Основные функции самооценки:
- констатирующая
- мобилизационно-побудительная
- проектировочная
Слайд 7 Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции,
самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.
Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
Слайд 8.
Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и
должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.
Для формирования адекватной самооценки младших школьников используются следующие формы:
Слайд 9«Сегодня я справился с этим заданием на …»
«Цветовые дорожки»
«Светофор»
Слайд 10«Линеечка». Способ оценивания, направленный на оценку формирования определенного навыка
Слайд 12 «Мы – вместе».
«Оценочный лист»
Приемы формирования самооценки
Слайд 13Приемы формирования самооценки
«Лесенка»
для работы в парах
«Сосед по парте»
Слайд 14Справлюсь (справился) полностью: +
Справлюсь (справился), допустив одну, две ошибки: ν
Трудно, допустил
много ошибок: !
Приемы формирования самооценки
на уроках русского языка в 3 классе.
Слайд 15Оценочный лист обучающегося на уроке математики
При проверке деятельности по критериям используются
следующие символы:
«+» -знаю, умею, могу, понимаю
«?» - испытываю затруднения
«-» - не получается, нуждаюсь в помощи
Слайд 16Оценочный лист обучающегося на уроке математики
Работа в парах
Слайд 17 Благодаря дифференциации самооценки и оценки учащийся не чувствует себя
ущербным, он понимает, что если что-то не получается сейчас, он сможет, приложив усилия и потренировавшись, выполнить задание позже и продемонстрировать положительный результат.
Слайд 18 К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо
привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома.
Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.
Слайд 19Положительные результаты работы по формированию самооценки младшего школьника:
осознанное восприятие учащимися
учебного материала, понимание границ своих знаний;
в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия;
уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта;
умение оценить свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник - я».
- повышение уровня ответственности за учебную деятельность; самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность.
Слайд 20Материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой
деятельности.
Автор: А. В. Иванов
Москва
«Просвещение»
2012 год
http://www.cvartplus.ru/
Слайд 28Папка с творческими работами (приложение)
рисунки
поделки
мини-исследования…
Слайд 29Правила при работе с Портфолио учеников:
1. Необходимость введения портфолио должна быть
осознанна и принята родителями и педагогами.
2.Портфолио ребенка должно вестись и регулярно пополняться новыми сведениями всеми участниками процесса.
3.По материалам портфолио необходимо проводить индивидуальную работу, как с учащимися так и с родителями.
4. Учащиеся должны иметь возможность обращаться к своему портфолио, если им это необходимо.
5. В конце четверти и года родители могут быть ознакомлены с материалом портфолио, использовать материалы для организации общения с собственным ребенком.
6. Содержание портфолио недолжно стать материалом для наказания или мести ребенку.
7. Работа с портфолио не должна быть формальной.
Слайд 30Наличие портфолио помогает:
- в оценке физического, психического и интеллектуального состояния ребенка.
-в
определении изменений в интеллектуальном и личностном развитии школьника, изучении проблем, связанных с его воспитанием и развитием.
- в формировании нравственных качеств в личности.
Слайд 31В результате целенаправленной работы по формированию самооценки, дети учатся не только
оценивать границы своих возможностей, фиксировать трудность, но и анализировать ее причину, то есть выходить за границы собственных знаний и умений, строить догадки о неизвестном.
Это, в конечном счете, способствует развитию рефлексивной способности оценивать себя.
От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его - обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем.