Слайд 1Формирование регулятивных и познавательных УУД учащихся на уроке средствами системы Л.В.
Занкова
МБОУ СШ № 1
г. Рославль
учитель начальных классов
Зуськова Марина Викторовна
Слайд 2Виды УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Слайд 3Что такое универсальные учебные действия
В широком значении термин «универсальные учебные действия»
означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 4 Развитие УУД это процесс довольно длительный.
Освоение УУД встраивается в систему получения новых предметных знаний и нового социального опыта.
В 1 и даже во 2 классе процесс освоения УУД находится на уровне представления. Этот уровень характеризуется тем, что ребенок выполняет то или иное универсальное учебное действие по образцу, содержащему необходимый способ действия.
Слайд 5 Итогом развития универсальных учебных действий учащихся 1 класса по классификации Битяновой
М.Р., директора центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ», являются восемь умений:
два регулятивных умения
(планирование и оценка);
шесть познавательных умений (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, установление причинно- следственных связей).
Слайд 6Регулятивные УУД
Формирование УУД планирования происходит с введения определения понятия
«план» – это порядок, последовательность действий; со знакомства с картинным планом сказки, словесным планом произведения, планом (алгоритмом,
инструкцией) известных детям действий (заправить кровать, полить цветы, рассказать сказку). Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи.
Слайд 8В 1 классе необходимо создать условия для овладения обучающимися умением принимать
и сохранять учебную задачу. Достижению этой цели способствуют задания или их особое оформление, удерживающее внимание первоклассника и помогающие понять цель деятельности:
Предъявление задания в виде рисунка.
Пропуски слов в пиктограмме, слов в предложении и т.д.
Слайд 11Выполнение задания с каким-либо ограничением.
Слайд 12Для формирования оценки используются приёмы:
Работа с эталонами. ( Можно проводить на
минутках чистописания (русского языка и математики), где образцы (эталоны) написания букв, соединения букв и цифры.)
«Волшебные линеечки», на которых ребёнок сам оценивает свою работу.
После решения любой учебной задачи я предлагаю ученику на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка «х» (крестика), по определённым критериям: (А – аккуратность,
П –правильность, Т – трудность).
Слайд 13 В первом классе при оценке учебных умений ученики могут использовать такой
прием как Оцени себя.
Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему.
После того, как школьники познакомились с заданием, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак
«+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь, который отражает прогностическую оценку ученика.
Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою
готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то значок обводится треугольником.
Слайд 14Познавательные УУД
Задания учебников учитывают особенность младших школьников, заключающуюся в том, что
наиболее продуктивно формирование познавательной деятельности осуществляется на наглядно-действенном, наглядно-образном и в какой-то мере словесно-образном уровнях.
Слайд 15Например, ребенок от узнавания наглядного образа переходит к анализу его названия
на уровне такой абстракции, как звук.
Слайд 16С первых уроков ученики осваивают активные формы познавательной деятельности:
Они группируют материал
Слайд 17Находят «лишнее»
Находят несколько решений
Слайд 18Причинно-следственные связи первоклассники устанавливают в заданиях
Слайд 19Прием «Выбор задания»
Русский язык
Назови буквы. Составь из них как можно больше
слов. Буквы можно повторять, можно использовать не все буквы.
Дети предлагают задания.
1. Назвать буквы.
2. Написать их в тетрадь. Формируется оценочная самостоятельность, приём «Работа с эталоном». Работа в парах (взаимопроверка).
3. Разделить на группы. Дети анализируют, устанавливают причинно- следственные связи, строят рассуждения.
4. Составить слова. Осуществляется синтез (целое из частей), дети актуализируют и обогащают словарный запас, развивают умение читать, а также интерес к новому учебному материалу.
Слайд 22Литература
Лебединцев В.Б. русский язык. 1-4 классы. Формирование регулятивных и коммуникативных
учебных действий/ В.Б. Лебединцев. – Волгоград: Учитель, 2014.
Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Обучение грамоте». – Самара: Издательство «Учебная литература», 2013.
http://free-office.net/shablony-powerpoint/