Слайд 1Подготовили:
Петелина Е.А.
Формирование навыков игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста
Слайд 2Условия формирования игры
1. Открытость образовательной программы:
- наличие спец. времени для игры;
-
возможность выбора занятия и материала;
- возможность свободного и содержательного общения детей.
2. Адекватная предметно-пространственная среда.
3. Содержание игры.
4. Игровая компетентность педагога.
Слайд 3
Внесение и обыгрывание игрушек, предметов воспитателем:
игровых атрибутов;
маркеров пространства;
предметов оперирования.
Создание проблемных
ситуаций через игрушку(и).
Создание проблемных ситуаций,
направленных на использование предметов
заместителей и воображаемых предметов.
Цель: создание условий для самостоятельной игры, соответствующих уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.
Слайд 4«Уголок ряжения»
Цель:
Создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему
возможность проявить себя.
Задачи:
мотивировать детей на создание своего костюма;
развивать фантазию, воображение, художественный вкус и эстетическое восприятие во время продуктивной деятельности;
развивать речь и обогащать словарный запас детей.
Слайд 5«Театрализованная
деятельность»
Цель
Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
создать условия для развития
творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности;
совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных;
обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика);
активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь;
формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей;
познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Слайд 6Уголок сенсорного
развития
Цель
Решение задач сенсорного воспитания дошкольников в условиях детского сада.
Задачи:
развивать
и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;
повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;
повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.
Слайд 7Конструктивные игры
Цель
Формирование умения действовать с предметами.
Задачи:
развивать представления об основных свойствах объемных
геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность), в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т.д.);
развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома;
учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали;
научить умению анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.
Слайд 8Уголок чтения
Цель
Создание атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой
и активной личности.
Слайд 9В условиях дошкольного образования игра представлена в разных формах
Игра как деятельность
Игра
как форма организации образовательного процесса
Игра как форма организации жизни детей
Слайд 10Игра как деятельность.
В младшем дошкольном возрасте могут иметь место простейшие совместные
игры детей при условии, если педагог выполняет роль ведущего: регулирует детские взаимоотношения, поощряет хорошие поступки, осуждает плохие, как участник игр, объединяя двух-трех детей, учит их наблюдать за игрой, включаться в нее, подсказывает, чем нужно помочь (принести одеяло, чтобы укутать больную куклу, кубики, чтобы завершить постройку), помогает договориться, распределить обязанности в игре.
Слайд 11Игра как форма организации образовательного процесса
Непосредственная образовательная деятельность в форме дидактических
игр широко применяются в младших группах. В этом случае обучение носит незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой. Воспитатель пользуется в основном методами и приемами опосредованного педагогического воздействия: применяет сюрпризные моменты, вводит игровые образы, создает игровые ситуации на протяжении всего занятия, в игровой форме его заканчивает. Упражнения, с дидактическим материалом, хотя и служат учебным целям, приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.
Слайд 12Игра как форма организации жизни детей
Как форма организации жизни и деятельности
детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать, торопить. Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать повышенные эмоции.
Чтобы игра стала формой организации жизни детей, необходимо создать предметно-игровую среду и определить роль взрослого в руководстве играми детей, сохраняя ее творческий потенциал.
Слайд 13Виды игр детей младшего дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра:
Способствует возникновению игр на
темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов); обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Во время проведения сюжетно-ролевой игры показываем детям способы ролевого поведения, используя обучающие игры; учим детей использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины), простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы, природный материал (песок, снег, вода); разнообразно действовать с ними (строить горку для кукол, мост, дорогу; лепить из снега заборчик, домик; пускать по воде игрушки)
Слайд 15Виды игр детей младшего дошкольного возраста
Театрализованная игра:
Побуждает интерес детей к
театрализованной игре, создаём условия для ее проведения; развиваем умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей; завлекаем детей образным преподнесением художественного материала (сказки, песенки, музыкальной игры), попутно вовлекая их в процесс драматизации при помощи различных форм обыгрывания (обыгрывания в лицах – по ходу рассказывания сказки, фрагментарного обыгрывания после знакомства со всем произведением целиком и др.)
Слайд 16Виды игр детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра.
В дидактические игры играем
вместе с детьми: подбираем предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие шарики 2–3 цветов), собираем пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета. В совместных дидактических играх мы учим детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.
Слайд 18Виды игр детей младшего дошкольного возраста
Подвижная игра.
Подвижная игра имеет большое
значение, прежде всего как средство физического воспитания. В подвижные игры включаем основные движения: ходьба, бег, метание, лазание, равновесие, а также некоторые специальные движения для укрепления и развития отдельных групп мышц. Движения, входящие в игру даём в правильной дозировке, которые развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем (способствуют более активному дыханию, усилению кровообращения). Для успешного физического развития, игры и развлечения подбираются соответственно возрасту детей и несут посильную для него нагрузку. Игры хорошо знаем, чтобы ясно рассказать содержание, правила, суметь правильно и чётко выполнить движения, входящие в игру.
Слайд 21Приемы педагогического руководства
Слайд 22Приемы педагогического руководства
Приемы прямого руководства.
Обучение способам игрового отражения действительности:
- включение педагога
в игру (с целью передачи игрового опыта)
- обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере
Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры:
- вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня пожалуйста)
- поощрение
-побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная)
- помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе наверное скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой)
Слайд 23Приемы педагогического руководства
Приемы косвенного руководства.
Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:
-
внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений
- экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми
- создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения)
- чтение художественных произведений, драматизация сказок
- наблюдение за играми других детей
-напоминания об интересных фактах из жизни.
Слайд 24наблюдения, целевые прогулки;
рассматривание картин, иллюстраций,
фотографий; обследование, экспериментирование
с предметами;
чтение, рассказывание, заучивание
текста
наизусть; свободное общение;
прослушивание дисков, аудиозаписей;
посильное участие детей в трудовых действиях
взрослых;
продуктивные виды детской и совместной со
взрослым деятельности.
Слайд 25дидактические, подвижные, театрализованные, игры со строительным материалом и др. - близкие
по персонажам, тематическому содержанию к планируемой сюжетно-отобразительной игре;
обучающие сюжетно-отобразительные игры(планируются приемы практического руководства игрой, исходя из возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития ребенка).
Слайд 26Взаимодействие с родителями
В формировании игровых умений у детей младшего дошкольного возраста
большую роль играют родители. Важно не просто взаимодействовать и сотрудничать с родителями, но и развивать педагогическую компетентность родителей по формированию игровых умений у детей младшего дошкольного возраста.
Во взаимодействии с родителями использовалась
- Анкета: «Значение игровой деятельности для разностороннего развития дошкольников», в рамках недели психологии.
Цель: раскрыть значение игр в развитии ребёнка.
- Консультация для родителей «Умеют ли играть ваши дети?»