Презентация, доклад на тему Формирование ключевых компетенций на уроках математики

Содержание

Компетентность - совокупность личностных качеств ученика (ценностно - смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно - значимой сфере.Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма)

Слайд 1Формирование ключевых компетенций на уроках математики
Степанова Наталья Петровна,
учитель начальных классов


МБОУ ООШ №20ст.Краснооктябрьской
Формирование ключевых компетенций на уроках математикиСтепанова Наталья Петровна, учитель начальных классов МБОУ ООШ №20ст.Краснооктябрьской

Слайд 2 Компетентность - совокупность личностных качеств ученика (ценностно -

смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно - значимой сфере.


Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика,  необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Компетентность - совокупность личностных качеств ученика (ценностно - смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей),

Слайд 3Таким образом
Компетенция - это некий стандарт, идеал, перечень умений, к достижению

которых стремится ученик.

Компетентность - уровень достижения компетенции.

Таким образомКомпетенция - это некий стандарт, идеал, перечень умений, к достижению которых стремится ученик. Компетентность - уровень

Слайд 4Классификация ключевых образовательных компетенций А.В. Хуторского.
Ценностно-смысловая компетенция
Общекультурная компетенция
Учебно-познавательная компетенция
Информационная

компетенция
Коммуникативная компетенция
Социально-трудовая компетенция
Компетенция личностного самосовершенствовании.


Классификация ключевых образовательных компетенций  А.В. Хуторского. Ценностно-смысловая компетенция Общекультурная компетенцияУчебно-познавательная компетенция Информационная компетенция Коммуникативная компетенция Социально-трудовая

Слайд 5формирование ценностно- смысловой компетенции
Самостоятельно изучают параграф учебника и составляют

краткий конспект этого параграфа в качестве домашнего задания (определить главное в пункте, выписать новые свойства, установить на какие из ранее изученных свойств они опираются).
Учащиеся формулируют по предложенной теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем».
Использование тестовых конструкций, содержащих задачи с пропущенными данными, содержащие задания с лишними данными (теория предмета).
Задания на практическую смекалку, умение ориентироваться в конкретной обстановке

формирование ценностно- смысловой  компетенции Самостоятельно изучают параграф учебника и составляют краткий конспект этого параграфа в качестве

Слайд 6Сколько будет стоить жалюзи на одно окно, если проем окна составляет

2м 10см в высоту и 2м в ширину, стоимость одной планки размером 1, 5 см на 1м составляет 80 рублей, работа по сбору изделия стоит 200 рублей.

практические задания

Сколько будет стоить жалюзи на одно окно, если проем окна составляет 2м 10см в высоту и 2м

Слайд 7формировании общекультурной компетенции
Специальная работа, в которой учитель помогает ребенку определить задачу,

выделить предметную составляющую (главное), показать применение известных способов в новой ситуации, новых обозначениях (умение пользоваться полученными знаниями в жизни, на практике):
- для формирования грамотной, логически верной речи используются устные комментарии;
- использовать задачи со скрытой информативной частью;
- использовать задания с информационно – познавательной направленностью;
- использовать исторический материал при подготовке к урокам.


формировании общекультурной компетенцииСпециальная работа, в которой учитель помогает ребенку определить задачу, выделить предметную составляющую (главное), показать применение

Слайд 8практические задания
При решении текстовых задач в

условии могут быть умышленно пропущены числа или заменены словом (год, неделя, сутки, десятиэтажный дом и т.п.)
Предлагается выбрать из записанных на доске чисел те, которыми могла быть выражена данная величина (скорость, цена, масса).
Кроме того, можно предложить текстовые задачи со скрытой информативной частью. Например: “Известно, что ученик второго класса должен спать 10 часов в сутки. Сколько в этом случае часов он будет бодрствовать?”. Таким образом, работая над данной задачей, ребёнок невольно усваивает общепринятые гигиенические нормы.
практические задания     При решении текстовых задач в условии могут быть умышленно пропущены числа

Слайд 9формировании учебно-познавательной компетенции
Решение нестандартных, занимательных, исторических задач
При проблемном способе изложения

новой темы, проведение мини-исследований на основе изучения материала.
При изучении нового материала знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.
Ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.
Использование тестовых конструкции с информационно – познавательной направленностью.
формировании учебно-познавательной компетенцииРешение нестандартных, занимательных, исторических задач При проблемном способе изложения новой темы, проведение мини-исследований на основе

Слайд 10практические задания
При изучении начального геометрического материала (длина окружности, периметр и площадь

прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда) можно дать следующие задачи:
– Нахождение периметра: Вам необходимо огородить свой садовый участок прямоугольной формы, сколько метров изгороди необходимо изготовить, если длина участка 55м, а его ширина 20м.
– Координатная плоскость: Соединить отрезками точки с заданными координатами, в результате получится фигура.
В координатной плоскости из отрезков построить фигуру и записать координаты точек – узлов.
– Мини-исследования на основе изучения геометрического материала (от “плоских” фигур до “объемных”).
практические заданияПри изучении начального геометрического материала (длина окружности, периметр и площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда) можно дать

Слайд 11формировании информационной компетенции
При изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем,

дают различные определения.
Подготовка собственных презентаций с использованием материала из разных источников, включая Интернет.
При подготовке к уроку учитель использует задания из других источников, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, звуков, видеоисточников и т.д.
Работа учащихся на уроках с документами, различными источниками информации
формировании информационной компетенции При изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения. Подготовка собственных презентаций

Слайд 12практические задания
Для развития данного вида компетентности можно предложить учащимся практико-ориентированные задачи

– задания с практическим содержанием, ориентирующие учащихся на математические исследования явлений реального мира.
1 литр бензина в 2006 г. стоил 15 рублей. В 2007 г. он подорожал на 13%. Вычислите стоимость бензина в 2007 году? (ответ округлите до целых)
Вычислить количество денег, затраченное на бензин, если известно, что 1 л бензина стоит 21 рубль.
В 2009 году сумма, затраченная на питание в дороге туристической группой, составила 3700 рублей. Вычислите сумму, которая будет затрачена в 2010 году, если известно, что продукты подорожали на 7%.

практические заданияДля развития данного вида компетентности можно предложить учащимся практико-ориентированные задачи – задания с практическим содержанием, ориентирующие

Слайд 13формировании коммуникативной компетенции
уметь представить себя устно и письменно, написать анкету,

заявление, резюме, письмо, поздравление;
уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
владеть способами совместной деятельности в группе, умениями искать и находить компромиссы;
иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе
формировании коммуникативной компетенции уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;уметь представлять свой

Слайд 14практические задания
Коммуникативная компетенция не является новой в школьной системе обучения, т.к.

её реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы (таких, как дискуссия, групповая работа, парная работа, при разборе задачи диалог с учителем или соседом по парте и др.).
практические заданияКоммуникативная компетенция не является новой в школьной системе обучения, т.к. её реализация подразумевает использование различных коллективных

Слайд 15формировании социально- трудовой компетенции
Проведение различных исследований
  С целью развития

данного вида компетенций учителем используются задания на развитие навыков самоконтроля (алгоритмы, образцы ответов).
С целью формирования данной компетенции учитель предлагает ученикам самим составить тест, подобрать варианты ошибочных и правильных ответов.
Действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
 

формировании социально- трудовой компетенции Проведение различных исследований   С целью развития данного вида компетенций учителем используются задания

Слайд 16практические задания
Можно подобрать примеры арифметических задач по развитию социально-трудовой компетенции.
Фирма получила

от двух банков ссуду на приобретение оборудования в размере 250 000 р.: от одного – под 5%, а от другого под 7% годовых. Всего за год фирма должна уплатить 15 500 р. процентных денег. Сколько денег взято у каждого банка?
Стоимость проезда на автобусе 2008 году была 10 р., а в 2010 стала 15. На сколько процентов в 2010 году проезд на автобусе стал дороже, чем в 2008 году? На сколько процентов в 2008 году проезд был дешевле, чем в 2010?

практические заданияМожно подобрать примеры арифметических задач по развитию социально-трудовой компетенции.Фирма получила от двух банков ссуду на приобретение

Слайд 17формировании личностной компетенции
Опираясь на классификацию компетенций А. В. Хуторского, для воспитания

данного вида компетенции подходят задачи на развитие навыков самоконтроля, в этом помогают задачи, содержащие информативную часть, влияющую на самосознание детей.
Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки решения математических упражнений. Проверка решения требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате, у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них.
Развитие навыков критического отношения к результатам вычислений, навыков самоконтроля требует не только обучения учащихся приемам контроля, но и проведения специальных упражнений, структурно отличных от обычных распространенных упражнений. Специфика этих упражнений состоит в том, что они не только составляются и решаются, но и неизбежно проверяются учащимися.
формировании личностной компетенцииОпираясь на классификацию компетенций А. В. Хуторского, для воспитания данного вида компетенции подходят задачи на

Слайд 18Практические задания
Известно, что опаздывать неприлично. Света, заметила идущий на остановку автобус в

150 метрах позади себя. Чтобы не опоздать, она побежала и через 12 секунд прибежала на остановку одновременно с автобусом. С какой скоростью пришлось бежать Свете, если известно, что автобус движется, со скоростью 19 м/сек?
Следует отметить, что “лишние данные” не мешают ученикам при решении задач.
Практические заданияИзвестно, что опаздывать неприлично. Света, заметила идущий на остановку автобус в 150 метрах позади себя. Чтобы не

Слайд 19Формирование компетенций на разных этапах урока

Проверка домашнего задания. Рецензирование ответов – формирование

учебно-познавательной компетенции Математический диктант – формирование компетенции личного самосовершенствования Доказательство теорем, лемм, составление математического словаря – формирование общекультурной компетенции
Объяснение нового материала:  Лекция с использованием приобретенной учениками информации – формирование информационной, ценностно-смысловой компетенции Коллективная экспериментальная работа, исследование – формирование компетенций учебно-познавательной, личного самосовершенствования, социально-трудовой, коммуникативной
Творческая работа: Создание проектов – формирование общекультурной компетенции

Формирование компетенций на разных этапах урокаПроверка домашнего задания. Рецензирование ответов – формирование учебно-познавательной компетенции Математический диктант –

Слайд 20Условия для формирования успешности обучения А.А.Ярунов «Познавательная компетентность школьников»

1) школьник имеет ясные представления о целях своей учебной деятельности и ориентирует их на решение задач, которые ставит перед ним школа; 2) школьник осознает мотивы своей учебной деятельности; 3) школьник планирует свою учебную деятельность и оценивает ее последствия; 4) при возникновении трудностей школьник концентрирует свои психологические и физические силы на достижение поставленных целей; 5) школьник учится нести ответственность за правильность выбора задания, темпа изучения материала.
Условия для формирования успешности обучения  А.А.Ярунов «Познавательная компетентность школьников»    1) школьник имеет ясные

Слайд 21При этих условиях ученику предоставляется возможность :
– взглянуть на

себя “изнутри” и “извне”, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки поведение, научиться принимать себя и других как отдельную личность; – вырабатывать силу воли; – учиться преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принять волевое решение;– развивать в себе способность быстро принимать решения, позволяющие концентрировать усилие воли не на том, чтобы предпочесть одно другому, а на размышления о положительных и отрицательных свойствах выбранного решения; – учиться продуктивному общению, достигая гармонии с окружением.

Именно, компетентностный подход способствует реализации этих условий.

При этих условиях ученику предоставляется возможность :  – взглянуть на себя “изнутри” и “извне”, сравнить себя

Слайд 22Литература

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы
Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования.

Народное образование.
Ярулов А.А. Познавательная компетентность школьников. Школьные технологии.
Стратегия модернизации содержания общего образования материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: Минобразования

ЛитератураХуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмыХуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования. Народное образование.Ярулов А.А. Познавательная компетентность школьников. Школьные

Слайд 23Спасибо за внимание!
С уважением Степанова Н.П.
27.10.2016 год.

Спасибо за внимание!С уважением Степанова Н.П. 27.10.2016 год.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть