Слайд 1Формирование ключевых компетенций на уроках математики
Степанова Наталья Петровна,
учитель начальных классов
МБОУ ООШ №20ст.Краснооктябрьской
Слайд 2 Компетентность - совокупность личностных качеств ученика (ценностно -
смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно - значимой сфере.
Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Слайд 3Таким образом
Компетенция - это некий стандарт, идеал, перечень умений, к достижению
которых стремится ученик.
Компетентность - уровень достижения компетенции.
Слайд 4Классификация ключевых образовательных компетенций
А.В. Хуторского.
Ценностно-смысловая компетенция
Общекультурная компетенция
Учебно-познавательная компетенция
Информационная
компетенция
Коммуникативная компетенция
Социально-трудовая компетенция
Компетенция личностного самосовершенствовании.
Слайд 5формирование ценностно- смысловой компетенции
Самостоятельно изучают параграф учебника и составляют
краткий конспект этого параграфа в качестве домашнего задания (определить главное в пункте, выписать новые свойства, установить на какие из ранее изученных свойств они опираются).
Учащиеся формулируют по предложенной теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем».
Использование тестовых конструкций, содержащих задачи с пропущенными данными, содержащие задания с лишними данными (теория предмета).
Задания на практическую смекалку, умение ориентироваться в конкретной обстановке
Слайд 6Сколько будет стоить жалюзи на одно окно, если проем окна составляет
2м 10см в высоту и 2м в ширину, стоимость одной планки размером 1, 5 см на 1м составляет 80 рублей, работа по сбору изделия стоит 200 рублей.
практические задания
Слайд 7формировании общекультурной компетенции
Специальная работа, в которой учитель помогает ребенку определить задачу,
выделить предметную составляющую (главное), показать применение известных способов в новой ситуации, новых обозначениях (умение пользоваться полученными знаниями в жизни, на практике):
- для формирования грамотной, логически верной речи используются устные комментарии;
- использовать задачи со скрытой информативной частью;
- использовать задания с информационно – познавательной направленностью;
- использовать исторический материал при подготовке к урокам.
Слайд 8практические задания
При решении текстовых задач в
условии могут быть умышленно пропущены числа или заменены словом (год, неделя, сутки, десятиэтажный дом и т.п.)
Предлагается выбрать из записанных на доске чисел те, которыми могла быть выражена данная величина (скорость, цена, масса).
Кроме того, можно предложить текстовые задачи со скрытой информативной частью. Например: “Известно, что ученик второго класса должен спать 10 часов в сутки. Сколько в этом случае часов он будет бодрствовать?”. Таким образом, работая над данной задачей, ребёнок невольно усваивает общепринятые гигиенические нормы.
Слайд 9формировании учебно-познавательной компетенции
Решение нестандартных, занимательных, исторических задач
При проблемном способе изложения
новой темы, проведение мини-исследований на основе изучения материала.
При изучении нового материала знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.
Ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.
Использование тестовых конструкции с информационно – познавательной направленностью.
Слайд 10практические задания
При изучении начального геометрического материала (длина окружности, периметр и площадь
прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда) можно дать следующие задачи:
– Нахождение периметра:
Вам необходимо огородить свой садовый участок прямоугольной формы, сколько метров изгороди необходимо изготовить, если длина участка 55м, а его ширина 20м.
– Координатная плоскость:
Соединить отрезками точки с заданными координатами, в результате получится фигура.
В координатной плоскости из отрезков построить фигуру и записать координаты точек – узлов.
– Мини-исследования на основе изучения геометрического материала (от “плоских” фигур до “объемных”).
Слайд 11формировании информационной компетенции
При изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем,
дают различные определения.
Подготовка собственных презентаций с использованием материала из разных источников, включая Интернет.
При подготовке к уроку учитель использует задания из других источников, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, звуков, видеоисточников и т.д.
Работа учащихся на уроках с документами, различными источниками информации
Слайд 12практические задания
Для развития данного вида компетентности можно предложить учащимся практико-ориентированные задачи
– задания с практическим содержанием, ориентирующие учащихся на математические исследования явлений реального мира.
1 литр бензина в 2006 г. стоил 15 рублей. В 2007 г. он подорожал на 13%. Вычислите стоимость бензина в 2007 году? (ответ округлите до целых)
Вычислить количество денег, затраченное на бензин, если известно, что 1 л бензина стоит 21 рубль.
В 2009 году сумма, затраченная на питание в дороге туристической группой, составила 3700 рублей. Вычислите сумму, которая будет затрачена в 2010 году, если известно, что продукты подорожали на 7%.
Слайд 13формировании коммуникативной компетенции
уметь представить себя устно и письменно, написать анкету,
заявление, резюме, письмо, поздравление;
уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
владеть способами совместной деятельности в группе, умениями искать и находить компромиссы;
иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе
Слайд 14практические задания
Коммуникативная компетенция не является новой в школьной системе обучения, т.к.
её реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы (таких, как дискуссия, групповая работа, парная работа, при разборе задачи диалог с учителем или соседом по парте и др.).
Слайд 15формировании социально- трудовой компетенции
Проведение различных исследований
С целью развития
данного вида компетенций учителем используются задания на развитие навыков самоконтроля (алгоритмы, образцы ответов).
С целью формирования данной компетенции учитель предлагает ученикам самим составить тест, подобрать варианты ошибочных и правильных ответов.
Действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
Слайд 16практические задания
Можно подобрать примеры арифметических задач по развитию социально-трудовой компетенции.
Фирма получила
от двух банков ссуду на приобретение оборудования в размере 250 000 р.: от одного – под 5%, а от другого под 7% годовых. Всего за год фирма должна уплатить 15 500 р. процентных денег. Сколько денег взято у каждого банка?
Стоимость проезда на автобусе 2008 году была 10 р., а в 2010 стала 15. На сколько процентов в 2010 году проезд на автобусе стал дороже, чем в 2008 году? На сколько процентов в 2008 году проезд был дешевле, чем в 2010?
Слайд 17формировании личностной компетенции
Опираясь на классификацию компетенций А. В. Хуторского, для воспитания
данного вида компетенции подходят задачи на развитие навыков самоконтроля, в этом помогают задачи, содержащие информативную часть, влияющую на самосознание детей.
Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки решения математических упражнений. Проверка решения требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате, у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них.
Развитие навыков критического отношения к результатам вычислений, навыков самоконтроля требует не только обучения учащихся приемам контроля, но и проведения специальных упражнений, структурно отличных от обычных распространенных упражнений. Специфика этих упражнений состоит в том, что они не только составляются и решаются, но и неизбежно проверяются учащимися.
Слайд 18Практические задания
Известно, что опаздывать неприлично. Света, заметила идущий на остановку автобус в
150 метрах позади себя. Чтобы не опоздать, она побежала и через 12 секунд прибежала на остановку одновременно с автобусом. С какой скоростью пришлось бежать Свете, если известно, что автобус движется, со скоростью 19 м/сек?
Следует отметить, что “лишние данные” не мешают ученикам при решении задач.
Слайд 19Формирование компетенций на разных этапах урока
Проверка домашнего задания.
Рецензирование ответов – формирование
учебно-познавательной компетенции
Математический диктант – формирование компетенции личного самосовершенствования
Доказательство теорем, лемм, составление математического словаря – формирование общекультурной компетенции
Объяснение нового материала:
Лекция с использованием приобретенной учениками информации – формирование информационной, ценностно-смысловой компетенции
Коллективная экспериментальная работа, исследование – формирование компетенций учебно-познавательной, личного самосовершенствования, социально-трудовой, коммуникативной
Творческая работа:
Создание проектов – формирование общекультурной компетенции
Слайд 20Условия для формирования успешности обучения
А.А.Ярунов «Познавательная компетентность школьников»
1) школьник имеет ясные представления о целях своей учебной деятельности и ориентирует их на решение задач, которые ставит перед ним школа;
2) школьник осознает мотивы своей учебной деятельности;
3) школьник планирует свою учебную деятельность и оценивает ее последствия;
4) при возникновении трудностей школьник концентрирует свои психологические и физические силы на достижение поставленных целей;
5) школьник учится нести ответственность за правильность выбора задания, темпа изучения материала.
Слайд 21При этих условиях ученику предоставляется возможность :
– взглянуть на
себя “изнутри” и “извне”, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки поведение, научиться принимать себя и других как отдельную личность;
– вырабатывать силу воли;
– учиться преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принять волевое решение;– развивать в себе способность быстро принимать решения, позволяющие концентрировать усилие воли не на том, чтобы предпочесть одно другому, а на размышления о положительных и отрицательных свойствах выбранного решения;
– учиться продуктивному общению, достигая гармонии с окружением.
Именно, компетентностный подход способствует реализации этих условий.
Слайд 22Литература
Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы
Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования.
Народное образование.
Ярулов А.А. Познавательная компетентность школьников. Школьные технологии.
Стратегия модернизации содержания общего образования материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: Минобразования
Слайд 23Спасибо за внимание!
С уважением Степанова Н.П.
27.10.2016 год.