Презентация, доклад на тему Формирование аналитико-синтетических умений у детей 7 года жизни через игры на плоскостное моделирование

Содержание

Дошкольный возраст - начальный этап формирования личности. Движущими силами развития психики дошкольника являются его потребности. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие

Слайд 1Развивающие игры в детском саду

Развивающие игры в детском саду

Слайд 2 Дошкольный возраст - начальный этап формирования личности. Движущими силами развития психики

дошкольника являются его потребности. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движении, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.


Большое влияние на умственное развитие оказывает обучение. К началу дошкольного возраста психическое развитие ребенка достигает такого уровня, при котором можно формировать двигательные, речевые, сенсорные и ряд интеллектуальных навыков, появляется возможность вводить элементы учебной деятельности. Под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого. Родители, педагоги являются главными участниками в развитии познавательных возможностей каждого ребенка.

Дошкольный возраст - начальный этап формирования личности. Движущими силами развития психики дошкольника являются его потребности. Важнейшие из

Слайд 3 Для осуществления полноценного обучения и воспитания дошкольников необходимо развитие

познавательных процессов - интуиции, абстрагирования, мышления, умения решать познавательные задачи, накопление чувственного опыта.

Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

Основным методом развития дошкольника является проблемно – поисковый.
Основная форма его организации - игра.

Для осуществления полноценного обучения и воспитания дошкольников необходимо развитие познавательных процессов - интуиции, абстрагирования, мышления,

Слайд 4«В игре детей есть часто смысл глубокий»  Шиллер.
Вся жизнь

ребенка - дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Обучение и игра — это абсолютно совместимые процессы в дошкольном детстве. Игра всегда обучает!

«В игре детей есть часто смысл глубокий»  Шиллер.   Вся жизнь ребенка - дошкольника пронизана игрой,

Слайд 5Задача педагога  – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой

деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры.

Цель  – способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления  к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через развивающие игры.

Задача педагога  – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой

Слайд 6Задачи:
Развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к

разнообразной интеллектуальной деятельности;
Способствовать развитию образного и  логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.  
 

Задачи: Развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;Способствовать развитию образного и  логического

Слайд 7Знакомить детей с новой игройнадо поэтапно. Каждый этап несет в себе

определенные цели и задачи.


Знакомить детей с новой игройнадо поэтапно. Каждый этап несет в себе определенные цели и задачи.

Слайд 8Этапы знакомства детей с новой игрой
1 этап: Внесение новой игры в группу.

Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

2 этап: Собственно игра.
Цель: Развивать: логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов.
Задачи:
Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов
Развивать пространственные отношения
Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

3 этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.
Цель: Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.

Этапы знакомства детей с новой игрой 1 этап: Внесение новой игры в группу.   Цель: знакомство детей

Слайд 9Разнообразие развивающих игр
настольно-печатные игры

игры на плоскостное моделирование

игры на объемное моделирование

игры из

серии «Кубики и цвет»

игры на составление целого из частей

игры-забавы

Разнообразие развивающих игрнастольно-печатные игрыигры на плоскостное моделированиеигры на объемное моделированиеигры из серии «Кубики и цвет»игры на составление

Слайд 10Настольно-печатные игры
Настольные
Шашки, шахматы







Играющих двое, ходы делают поочередно, соблюдая определенные правила.

Выигрывает тот, кто планирует и обдумывает каждый ход.
Домино


Настольно-печатные игрыНастольныеШашки, шахматы Играющих двое, ходы делают поочередно, соблюдая определенные правила. Выигрывает тот, кто планирует и обдумывает

Слайд 11Настольные
Пентарадуга Пифагор (домино)
В игре 5 цветов
Игра заключается в складывании

фигур из прямоугольных фишек.
Лицевая поверхность фишек разбита на треугольники разных цветов.
Игра развивает пространственное и комбинаторное мышление, воспитывает волю.
В процессе игры ребенок учится из множества возможных ходов выбирать оптимальный, а сочетание цветов на фишках дает положительный психологический эффект.
Настольные Пентарадуга Пифагор (домино) В игре 5 цветовИгра заключается в складывании

Слайд 12Настольно-печатные игры
Настольно-печатные
«Цвет и форма»
«Подбери по смыслу»
«Логика»
«Запомни и узнай»
«Противоположности»
«Третий лишний» и др.

Настольно-печатные игры Настольно-печатные«Цвет и форма»«Подбери по смыслу»«Логика»«Запомни и узнай»«Противоположности»«Третий лишний» и др.

Слайд 13Игры на плоскостное моделирование
Игры - головоломки, или геометрические

конструкторы.
Развивают пространственные представления, воображение,   конструктивное мышление, сообразительность, смекалку, находчивость.
Игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур.
Игры на плоскостное моделирование     Игры - головоломки, или геометрические конструкторы.Развивают пространственные представления, воображение,

Слайд 14Игры на плоскостное моделирование "Колумбово яйцо" 
Овал размером 15х12 см

разрезают, как показано на рисунке В результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие), имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной.
Правила : создавая силуэт, использовать все части игры, присоединяя одну к другой.


Игры на плоскостное моделирование

Слайд 15«Волшебный круг»
Круг, разделенный на части по принципу «каждый раз пополам» (набор

из 10-ти фигур).
Суть игр заключается в построении из плоских геометрических фигур различных силуэтов – животных, людей, растений, предметов окружающего мира. 
Обязательно детали должны быть окрашены одинаково с обеих сторон. 
«Волшебный круг»Круг, разделенный на части по принципу «каждый раз пополам» (набор из 10-ти фигур). Суть игр заключается

Слайд 16«Вьетнамская игра»
В этой игре круг разрезается на 7 частей.
Головоломка особенно

полезна для развития воображения и образного мышления.





Все детали имеют обтекаемую форму, некоторые из них одинаковы по размеру.
Из набора составляются животные, птицы, насекомые, деревья, цветы. 
«Вьетнамская игра»В этой игре круг разрезается на 7 частей. Головоломка особенно полезна для развития воображения и образного

Слайд 17 "Головоломка Архимеда"
Набор элементов, полученных при делении прямоугольника

на 14 частей.

Суть игры заключается в построении из плоских геометрических фигур различных силуэтов – животных, людей, растений, предметов окружающего мира.

Игра имеет методические рекомендации по ее использованию.

К игре прилагается набор изображений – заданий для сборки разного уровня сложности.

Слайд 18"Пентамино".
12 элементов, различных по форме, но равных по площади. 
Суть игр

заключается в построении из плоских геометрических фигур различных силуэтов – животных, людей, растений, предметов окружающего мира.
Игра развивают восприятие формы, способность выделять фигуру из фона, способность к выделению основных признаков объекта, глазомер, воображение, зрительно-моторную координацию, мышление, умение работать по правилам.
Для тренировки изобразительных умений ребенка можно обводить карандашом как отдельные геометрические фигуры, так и получаемые из них силуэты.

Слайд 19 "Монгольская игра" 
Квадрат размером 10х10 см разрезается, как показано на

рисунке. В результате получается 11частей: среди них 2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников (4 маленьких и 1 большой).







Правила: при составлении
фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну часть на другую.

Слайд 20 Квадрат "Пифагора"
Квадрат разрезан на 7 геометрических фигур: 2 разных

по размеру квадрата, 2 маленьких треугольника, 2 больших (в сравнении с маленькими) и 1 четырехугольник (параллелограмм).
Цель : Составление из всех фигур плоских изображений: силуэтов строений, предметов, животных.
Набор представлен фигурами. Поэтому игра может быть использована воспитателем в обучении детей на занятиях с целью закрепления представлений о геометрических фигурах, способах видоизменения их путем составления новых геометрических фигур из 2-5 имеющихся.

Квадрат

Слайд 21 "Танграм"
Называют ее и "Головоломкой из картона", "Геометрическим

конструктором" и др.
Игра состоит из 7 частей: 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм.
Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.


Слайд 22 «Игровой квадрат» (Воскобович)
32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с

двух сторон на некотором расстоянии друг от друга.
Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется.

Может быть двухцветным и четырехцветным. 

«Игровой квадрат» (Воскобович)32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон на некотором расстоянии

Слайд 23 «Игровой квадрат»
Эта игра-головоломка. Ребенку или взрослому придется подумать, чтобы получить,

на первый взгляд, легкую фигурку. Для этого нужно складывать «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях до получения фигур.
Есть фигуры плоские, а есть объемные.


«Игровой квадрат»Эта игра-головоломка. Ребенку или взрослому придется подумать, чтобы получить, на первый взгляд, легкую фигурку. Для

Слайд 24 «Змейка» (Воскобович)
Модификация идеи четырехцветного квадрата.
Можно собирать фигуры, объемные и плоские, можно

собирать цветные дорожки.
«Змейка» (Воскобович)Модификация идеи четырехцветного квадрата.Можно собирать фигуры, объемные и плоские, можно собирать цветные дорожки.

Слайд 25Игры на объемное моделирование «Кубики - хамелеон»
Игра по методике Б.П.Никитина.

Путем подбора кубиков по цвету можно складывать различные мозаики, постройки, фигуры: самолет, ворота, башню, домик и др. Варианты складывания и цветовые сочетания неисчерпаемы.

По собственному желанию, замыслу дети могут одну и ту же постройку варьировать многократно.

Игры на объемное моделирование «Кубики - хамелеон»    Игра по методике Б.П.Никитина.  Путем подбора

Слайд 26 «Уголки»
Игра по методике Б.П.Никитина.
Игра состоит из 27

кубиков, склеенных по 3 так, что получается "уголок«.
Уголки окрашиваются в 3 цвета: 3 - в красный, 3 - в синий, 3 - в зеленый.






Комбинирование цвета и формы дает возможность складывать узоры, постройки, разнообразные фигуры.
«Уголки»  Игра по методике Б.П.Никитина.  Игра состоит из 27 кубиков, склеенных по 3 так,

Слайд 27 Логические блоки Дьенеша
Состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся

по цвету, форме, размеру и толщине.
Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами.
В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Логические блоки Дьенеша Состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, размеру и толщине.

Слайд 28Игры из серии «Кубики и цвет» Сложи узор
Игра состоит из 16

кубиков, грани которых окрашены в четыре цвета (красный, желтый, синий, белый) определенным образом.
С помощью игры можно развить у ребенка пространственное воображение, аккуратность, внимание, графические способности, а также умение анализировать, синтезировать, комбинировать.
Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т.е. выполнить уже творческую работу.
Игры из серии «Кубики и цвет»  Сложи узор  Игра состоит из 16 кубиков, грани которых

Слайд 29 Уникуб
Игра по методике Б.П.Никитина.
Игра состоит из

27 кубиков, окрашенных в желтый, красный, синий цвета и собранных в куб по определенной схеме.
Задания в “Уникубе” трудные, и требуют от ребенка больших затрат времени и сил, но они расположены в порядке возрастания сложности.
Никитин предлагает 60 заданий. Первые из них автор выполнял с детьми 1.5-3 лет, а самые сложные - доступны далеко не всем взрослым.
Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности.

Уникуб  Игра по методике Б.П.Никитина. Игра состоит из 27 кубиков, окрашенных

Слайд 30Игры на составление целого из частей Дроби
Игра по методике Б.П.Никитина.


Разработано 3 уровня игры
Игра состоит из нескольких кругов, каждый из которых разделен на определенное число равных долей, от двух до десяти. Собирая круги из частей-дробей, ребенок постепенно начнет понимать, что такое "четверть", "треть", "половинка", "пятая часть« и как из частей собирается круг.
Игры на составление целого из частей  Дроби Игра по методике Б.П.Никитина. Разработано 3 уровня игрыИгра состоит

Слайд 31 Чудо-цветик
В игре 2 составные фигуры-вкладыши

в форме цветка. Один цветок состоит из десяти равных частей, второй – из четырех неравных частей.
 Ребенок составляет в игровом поле или на столе цветки - «двудольки», «трехдольки», «четырехдольки», «пятидольки» и так до десяти.
По схемам в альбоме складывает забавные фигурки (лошадок, бабочек, лягушек, черепах и многое другое), придумывает сам предметные силуэты и сюжетные картинки. 
Чудо-цветикВ игре 2 составные фигуры-вкладыши

Слайд 32 «Сложи квадрат»
Игра по методике Б.П.Никитина.
Для детей от 2-6 лет.


Три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов.

Правила: из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат.

Во всех квадратах четко соблюдается принцип "от простого к сложному"
«Сложи квадрат»  Игра по методике Б.П.Никитина.Для детей от 2-6 лет. Три категории сложности.

Слайд 33Пазлы
Красочные пазлы на основе сюжетов сказок и мультфильмов давно уже стали

классикой развивающих игр.
Собирать шикарные картины из маленьких фрагментов можно всей семьей.
Разной сложности(от самых простых до сложных)


ПазлыКрасочные пазлы на основе сюжетов сказок и мультфильмов давно уже стали классикой развивающих игр. Собирать шикарные картины

Слайд 34Игры-забавы Лабиринты
Для их разгадывания требуется разрешить практическую задачу: помочь

слонику дойти до цирка, белке - найти свое дупло, девочке - выйти из леса, накормить животных, налить в лейку воды, чтобы полить цветы, и т. д. Они представлены переплетением 3- 4 линий. В последующем используют более сложные лабиринты, в которых требуется прокатить шарик, продвинуть предмет, выбирая ходы, минуя тупики, т. е. разгадать геометрическую сеть ходов.

Игры-забавы  Лабиринты   Для их разгадывания требуется разрешить практическую задачу: помочь слонику дойти до цирка,

Слайд 35«Логико-малыш"
Пособие состоит из пластикового планшета

и комплектов карточек по разным направлениям развития ребенка.
С помощью цветных подвижных фишек ребенок отвечает на поставленные в карточке вопросы
Может самостоятельно проверить правильность своих ответов (оборотная сторона карточки содержит ответы для самопроверки)
Комплекты карточек выпускаются по разным направлениям развития и для разных возрастных групп.
«Логико-малыш

Слайд 36 Игры на передвижение с целью составления картинки
Это упрощенный вариант

игры в "15"
Можно взять картинки с изображением цветов, животных, предметов, имеющих форму квадрата.

Цель игры состоит в восстановлении картинки передвижением частей, используя пустую клетку.

Правила игры. Перестановку квадратов (частей) осуществлять передвижением фигур. Нельзя брать их в руки и перекладывать.

Игры на передвижение с целью составления картинки  Это упрощенный вариант игры в

Слайд 37 Математический планшет
Представляет собой квадратное поле с 25-ю штырьками для рисования резиночками.
Дает

возможность ребенку на чувственном опыте освоить некоторые базовые концепции планиметрии: периметр, площадь, фигура и т.д., дать представление о симметрии ... 

Математический планшетПредставляет собой квадратное поле с 25-ю штырьками для рисования резиночками.Дает возможность ребенку на чувственном опыте

Слайд 38Математический планшет
В комплекте приложение с вариантами заданий:
на знакомство с геометрическими

фигурами,
на ориентацию в пространстве, на симметрию,
на выкладывание букв, цифр и др.
с помощью планшета можно познакомить ребенка с системой координат.
очень полезными являются упражнения на "оживление фигур" (на поле изображается геометрическая фигура, а затем с помощью резиночек и геометрических фигур картинка дорисовывается).
также предлагается рисовать резиночками свои собственные сказки, истории.



Математический планшетВ комплекте приложение с вариантами заданий: на знакомство с геометрическими фигурами, на ориентацию в пространстве, на

Слайд 39Игры-забавы с палочками Цветные счетные палочки
Дети составляют различные изображения, геометрические фигуры,

элементарно видоизменяют их. Даются задания с последующим усложнением: сначала составляют из палочек предметные изображения- дома, кораблики, несложные постройки, предметы мебели, после этого геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники разных размеров.
Игры-забавы с палочками Цветные счетные палочки  Дети составляют различные изображения, геометрические фигуры, элементарно видоизменяют их. Даются

Слайд 40  Палочки Кюизенера 
Это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете»,

цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
В наборе содержатся палочки 10 цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число.
Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.
Пособие ориентировано на детей от 1года до 7 лет.
    Палочки Кюизенера Это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками,

Слайд 41 Развивающий коврик
Задания для развития мелкой моторики(щнуровка, завязывание узелков и бантиков, застегивание

пуговиц, молний, крючков)
Задания по ФЭМП (геометрические фигуры, форма, количество, счет (прямой и обратный, порядковый)



Развивающий коврикЗадания для развития мелкой моторики(щнуровка, завязывание узелков и бантиков, застегивание пуговиц, молний, крючков)Задания по ФЭМП

Слайд 42Конструирование(моделирование плоскостных изображений предметов, деревьев, домов)
Развитие речи (придумывание сюжета, рассказывание сказок)
 Ознакомление

с природой: растения, домашние и дикие животные, овощи-фрукты.

Конструирование(моделирование плоскостных изображений предметов, деревьев, домов)Развитие речи (придумывание сюжета, рассказывание сказок) Ознакомление с природой: растения, домашние и дикие

Слайд 43Использование развивающих задач как во время занятий, так и в свободной

деятельности детей, помогает развитию интеллектуальных способностей и логико-математического мышления у ребят, а также помогает сделать процесс обучения интересным, увлекательным, содержательным.
Играя, взаимодействуя с играми, открывается мир количественных, пространственно – временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность
Использование развивающих задач как во время занятий, так и в свободной деятельности детей, помогает развитию интеллектуальных способностей

Слайд 44Спасибо за внимание!

Спасибо за   внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть