Слайд 1Этика профессионального
поведения педагога
Выполнила:
Лобанова Светлана Сергеевна
Слайд 2План работы
Этика профессионального поведения педагога.
Педагогическая справедливость.
Педагогический такт.
Слайд 3Этика профессионального поведения педагога.
Воспитатель (педагог) – это не
только профессия, но и социальный статус, которому нужно соответствовать.
Этика – наука о педагогической
нравственности.
Педагогическая этика –
часть педагогического
мастерства.
Самое важное
требование педагогической этики –
любовь к детям.
Слайд 4 Педагогическая
Педагогическая
честь такт
Педагогическая Педагогическое
справедливость сознание
Педагогическая этика
Педагогическая Педагогический
мораль Педагогическое авторитет
мастерство
Педагогический Педагогическая
долг репутация
Слайд 5 Научное определение долга, предстает как личностное и профессиональное
качество, как готовность к педагогическому труду.
Функционирование профессионально-педагогического долга зависит и от такого личностного качества педагога, как культура педагогического мышления, включающая в себя способности к педагогическому анализу и синтезу, критичность и самокритичность, самостоятельность, гибкость, быстроту ума, наблюдательность, педагогическую память и др.
Слайд 6Мышления может быть представлена тремя уровнями:
1) методологическое мышление, обусловленное педагогическими убеждениями
субъекта, позволяющее ему ориентироваться во всех аспектах педагогической деятельности, вырабатывать ее гуманистическую стратегию;
2) тактическое мышление, позволяющее педагогу материализовать свои профессиональные идеи в технологии педагогического процесса;
3) оперативное мышление, проявляющееся в творческом характере организации педагогической деятельности.
Слайд 7
Профессиональная педагогическая честь – это
осознание своей значимости, общественное признание, общественное уважение, моральных заслуг и качеств.
Педагогическая мораль – это система нравственных требований к педагогу в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса.
Слайд 8
Любовь к детям
это не просто проявлять чувство, но и умение
педагога принять воспитанника таким, какой он есть, сопереживать ему и помогать в развитии.
должна быть на уровне нравственных отношений.
прежде всего доброта, отзывчивость, понимание.
улыбка одобрения, понимания, успокоения, сожаления, сочувствия.
Слайд 9 Три основных стиля отношения педагога к детскому коллективу:
устойчиво-положительный;
пассивно-положительный;
неустойчивый.
Но встречаются и такие педагоги, у которых отмечаются черты отрицательного отношения к детям :
ситуативно-отрицательного
и даже устойчиво-отрицательного.
Слайд 10Общение важнейшая составная часть человеческого бытия, присутствующая во всех видах человеческой
деятельности.
Общение – это способ взаимодействия людей, обусловленный социально-экономическими и культурными отношениями в обществе.
Общение – важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности, так как выступает фактором формирования личности человека, средством воспитания.
Слайд 12Компоненты структуры педагогического общения.
1 Прогнозирование – моделирование педагогом предстоящего общения с детьми
в процессе подготовки к непосредственной образовательной деятельности.
2 Начальный период общения – или «коммуникативная атака». На этом этапе необходима техника быстрого включения в работу, владение приемами самопрезентации и динамичного воздействия.
Слайд 13
3 Управление общением. На этом этапе педагогу необходимо поддерживать
инициативу воспитанников, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия.
4 Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность.
Слайд 14Стили педагогического общения.
В.А.Кан-Калик выделяет следующие стили общения:
общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;
общение на основе дружеского расположения;
общение-дистанция;
общение-устрашение;
общение-заигрывание.
Слайд 15Стили работы.
(обращая внимание на – взаимодействие.)
Авторитарный стиль («разящие стрелы»). Педагог
единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто и с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу воспитанников.
Основные формы взаимодействия
– приказ,
- указание,
- инструкция,
-выговор.
Педагог лаконичен, у него преобладает начальствующий тон, нетерпение к возражениям.
Слайд 16 Демократический стиль («возвращающийся бумеранг»).Проявляется в опоре педагога на мнение
коллектива.
Педагог старается:
донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к активному участию в обсуждении хода работы;
видит свою задачу не только в контроле и координировании, но и воспитании;
каждый воспитанник поощряется, у него появляется уверенность в себе;
развивается самоуправление.
Основные способы общения у такого воспитателя – просьба, совет, информация.
Слайд 17
Либеральный стиль («плывущий плот»). Педагог старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не
проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим подчас противоречивым влияниям.
Фактически самоустраняется от ответственности за происходящее.
Об авторитете тут речи не может быть.
Слайд 18
Принципы этики педагога ДО.
гуманность,
законность,
демократичность,
справедливость,
профессионализм,
взаимное уважение.
Слайд 19Педагогический оптимизм :
это вера в ребёнка, в его возможности
способность
видеть хорошее
способность опираться на это хорошее в процессе обучения.
Слайд 20 Педагогическая справедливость
Педагогическая справедливость
- беспристрастное, объективное отношение педагога к ученикам, основанное на любви и уважении к воспитанникам, абстрагированное от личностных симпатий и антипатий.
Слайд 21Педагогический такт
Педагогическим тактом называется чувство меры в выборе средств
педагогического воздействия.
Педагогический такт заключается в сочетании уважения к личности ребёнка и с разумной требовательность к нему.
Слайд 22
По мнению А. С. Макаренко педагогический
такт представляет собой умение «нигде не переборщить».
Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога.
Главная отличительная черта тактичного педагога – высокая требовательность и искреннее уважение к воспитанникам.
Слайд 23Признаки и элементы педагогического такта
Основными элементами педагогического такта являются:
• Требовательность и
уважительность к воспитаннику;
• Умение видеть и слышать ребёнка, сопереживать ему;
• Внимательность, чуткость педагога.
Слайд 24
Профессиональный такт проявляется:
во внешнем облике педагога;
в умении быстро и правильно
оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанника;
в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к детям;
в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей детей;
в самокритичной оценке своего труда.
Слайд 25
Осознанные педагогические позиции
Устанавливать позитивные контакты с семьей.
Организовать клуб-лекторий для родителей с
целью повышения педагогической компетентности.
Соблюдать конфиденциальность и такт при обсуждении личности ребенка.
Знакомить родителей с письменными материалами о их детях.
Обсуждать совместные действия с целью оптимизации процесса образования и воспитания.
Слайд 26
Социально-этические подходы в системе взаимоотношений «педагог - педагог»
Взаимоотношения с коллегами основываются
на признании профессионализма, интересе и совместной деятельности для достижения лучших результатов, корректном общении, уважении чужой точки зрения.
Для благоприятного климата в коллективе необходимо обеспечивать педагогам условия для профессионального роста, удовлетворять потребности, вырабатывать совместные решения.
Слайд 27Представляя МДОУ на любом уровне соблюдать корректность, такт, порядочность.
Анализировать вероятность конфликта,
снижать риск его возникновения.
Формировать педагогическую культуру, бережное отношение к труду друг друга у всех сотрудников МДОУ.
Создавать благоприятный психологический климат в коллективе, интересуясь и помогая решать проблемы сотрудников.
Слайд 28Основные признаки педагогического такта:
- естественность, простота обращения без фамильярности;
- искренность тона,
лишенная всякой фальши;
- просьба без упрашивания;
- советы и рекомендации без навязчивости;
- требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;
- серьезность тона без натянутости в отношениях;
- ирония и юмор без уничижающей насмешливости;
- требовательность без мелкой придирчивости;
- деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости;
Слайд 29- твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены
требования;
развитие самостоятельности без мелочной опеки;
быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности и опрометчивых решений;
- внимательность к ребенку без подчеркивания своего контроля; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость;
- ведение беседы с детьми без дидактизма и морализирования.
Слайд 30Список используемых источников
1 Бороздипа Л.В. Теоретико – экспериментальное
исследование компетентности учителя.- Дисертация докт. психол. наук.-М 2009.
2 Божович. Л. К. Личность учителя и ее формирование. Педагогические очерки.-М.: Просвещение,2009., 389 с.
3 Петрова Н.Ф., Горовая В.И. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДОЛГ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
4 Этика: Уч. пос. / Сост. С.Г.Колбовская; Под ред. Т.А.Степановой. Ярославль: Ин-т разв.образов., 2001.
5 «Этика профессионального поведения в ДОУ»
http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3084.html