Презентация, доклад на тему Дидактические игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Содержание

1. «Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать

Слайд 1Дидактические игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Выполнила студентка 2-го

курса группы 244з1
Бердникова Татьяна
Дидактические игры в работе с детьми старшего дошкольного возрастаВыполнила студентка 2-го курса группы 244з1Бердникова Татьяна

Слайд 21. «Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в

каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо детские сооружения». Платон

Педагогическое значение дидактических игр

2. Игра - ведущий вид деятельности ребёнка. С.Л. Рубинштейн (1976) отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития.

3. По мнению Д.Б. Эльконина (1978), «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».

1. «Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле,

Слайд 3Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей.

Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. Играя с дидактическими играми ребенок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамиду, башенку, матрешку). К дидактическим игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры.
Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрешки,

Слайд 4Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был

убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. В разработанную Фридрихом Фребелем систему дидактических игр вошли игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и прочим). Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные сказки, написанные Фребелем.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит

Слайд 5Е.И.Тихеева, автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания, заявила

о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой они (дидактические игры) являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Тихеева разработала дидактические материалы, настольные печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях.
Е.И.Тихеева, автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания, заявила о новом подходе к дидактическим играм.

Слайд 6СТРУКТУРА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Обучающая (дидактическая) задача – основной элемент дидактической игры, которому

подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Например, в игре «Узнай предмет по звуку» обучающая задача такова: развивать слуховое восприятие, учить детей соотносить звук с предметом. А детям предлагают следующую игровую задачу: прислушаться к звукам, которые издают разные предметы, и отгадывать эти предметы по звуку; отмечать фишками разные ответы. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Кроме того, с её помощью стимулируется желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в название игры: «Угадай по описанию», «Скажи наоборот», «Поймай рыбку»,» «Сложи картинку» и т.д.
СТРУКТУРА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫОбучающая (дидактическая) задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая

Слайд 7Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях:

опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать её; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе; подобрать кукле наряды и предметы быта, украшенные геометрическим (растительным) узором и др.

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов. Так в некоторых играх дети выполняют, как и малыши, имитационные движения, но последние предполагают уже воссоздание образа, а не показ какого-либо отдельного признака, как раньше («Что мы делали не скажем, но что сделали, покажем», «Угадай, из какой я сказки»).

Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать

Слайд 8Виды дидактических игр

Бондаренко А.К. указывает, что в дошкольной педагогике все дидактические

игры можно разделить на три основных вида:
Виды дидактических игрБондаренко А.К. указывает, что в дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных

Слайд 9В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода,

орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки . В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин».

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты,

Слайд 10Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять

и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем

Слайд 11Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в

мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Преимущественно словесные игры проводят с детьми старшего возраста. Условно словесные игры делят на 4 группы.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и

Слайд 12Содержание дидактических игр по разным разделам программы для детей 5-7 лет
У

детей старшего дошкольного возраста накоплен определенный игровой опыт. В связи с воспитательно-образовательными задачами, определенными «Программой обучения и воспитания в детском саду» содержание дидактических игр отличается большой разнообразностью.

В разделе «Ознакомление с окружающим» определены следующие задачи:
- расширение представлений об окружающей действительности;
- закрепление знаний о труде взрослых;
- уточнение представлений о предметах и их признаках.

1. В играх «Путешествие в страну вещей», «Похож – не похож», «Отгадай-ка», «Узнай по описанию» дети упражняются в различении предметов по их качеству, приобретают умение находить наиболее характерные признаки предметов, упражняются в описании предметов по представлению.

Содержание дидактических игр по разным разделам программы для детей 5-7 летУ детей старшего дошкольного возраста накоплен определенный

Слайд 132. Так, например способность имитировать трудовые действия, расширять знания о труде

взрослых реализуются в игре «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем».

3. В дидактической игре «Кому что нужно» закрепляются знания об орудиях труда, воспитывается интерес к труду взрослых.

4. А в играх «Из чего и кем сделано?», «Кем быть?» углубляются и закрепляются знания старших дошкольников о сельскохозяйственном труде, воспитывается уважение к труженикам села.

2. Так, например способность имитировать трудовые действия, расширять знания о труде взрослых реализуются в игре «Где мы

Слайд 14В Программе в разделе по ознакомлению с природой ставятся задачи расширения

и уточнения знаний о растениях, диких и домашних животных, о сезонных изменениях в природе, формирование знаний о зимующих и перелетных птицах.
В Программе в разделе по ознакомлению с природой ставятся задачи расширения и уточнения знаний о растениях, диких

Слайд 15В Программе в разделе «Развитие речи» ставятся задачи по активизации и

обогащению словаря, совершенствованию звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи, подготовка к обучению грамоте.
Для решения этих задач рекомендуется проводить такие игры:
«Звуковые часы», «Какой звук потерялся?», «Кто назовет больше?», «Наоборот», «Закончи предложение», «Кузовок» и другие.
В Программе в разделе «Развитие речи» ставятся задачи по активизации и обогащению словаря, совершенствованию звуковой культуры речи,

Слайд 16Достаточно много игр используются в работе со старшими дошкольниками для развития

элементарных математических представлений.
Достаточно много игр используются в работе со старшими дошкольниками для развития элементарных математических представлений.

Слайд 17В Программе также выделены музыкально-дидактические игры.
На развитие звуковысотного восприятия: «Эхо», «Бубенчики».
На

развитие динамического восприятия: «Охотники и зайцы», «Ребята и слонята».
На развитие ритмического восприятия: «Молоток», «Придумай свой ритм».
На развитие гармонического ладового восприятия: «Грустно или весело», «Сколько слышишь звуков?».
В Программе также выделены музыкально-дидактические игры.На развитие звуковысотного восприятия: «Эхо», «Бубенчики».На развитие динамического восприятия: «Охотники и зайцы»,

Слайд 18Методы организации дидактических игр в старшем дошкольном возрасте
Богуславская З.М. , Бондаренко

А.К. указывают, что организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях:
Методы организации дидактических игр в старшем дошкольном возрастеБогуславская З.М. , Бондаренко А.К. указывают, что организация дидактических игр

Слайд 19В подготовку к проведению дидактической игры входят:
1) отбор игры в соответствии

с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
2) установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
3) определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
4) выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке.
5) определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
6) подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
7) подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
8) подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:1) отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление

Слайд 20Проведение дидактических игр включает:

Проведение дидактических игр включает:

Слайд 21Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения:

какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Роль воспитателя в самой игре тоже меняется. Но и здесь педагог четко, эмоционально знакомит воспитанников с её содержанием, правилами и действиями, проверяет, как они поняты, играет вместе с детьми, чтобы закрепить знания. Затем он предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за действиями, выступает в качестве арбитра в спорных ситуациях. Однако не все игры требуют такого активного участия воспитателя. Часто он ограничивается объяснением правил игры до её начала. Прежде всего это относится ко многим настольно-печатным играм.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении

Слайд 22Таким образом, руководство дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте требует от

педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре.
Таким образом, руководство дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе

Слайд 23Выводы
Исходя из выше сказанного дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое педагогическое

явление. Неоспорима её роль в ознакомлении с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом ознакомление с окружающим в дидактических играх играет важную роль в умственном развитии ребенка – дошкольника.
Формирование знаний об окружающем мире в процессе дидактической игры возможно в условиях педагогического процесса под руководством взрослого.
Для проведения данной работы необходимо использование различных методов и приемов: игровых (сюрпризные моменты, загадки, считалочки, элементы соревнования), словесных (беседа для уточнения знаний, объяснение правил, анализ деятельности и другое); наглядных (использование игрушек, картин, иллюстраций, предметов природного и бросового материала, показ игровых действий).
Рекомендации для педагогов:
Систематически планировать проведение дидактических игр в целях ознакомления с окружающим детей старшей группы.
Использовать в работе игры с различными усложнениями. Организовать игры с целью обучения детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.
Привлекать детей к изготовлению наглядного материала для игр.

ВыводыИсходя из выше сказанного дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление. Неоспорима её роль в ознакомлении

Слайд 24Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть