Слайд 1Дидактические игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Выполнила студентка 2-го
курса группы 244з1
Бердникова Татьяна
Слайд 21. «Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в
каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо детские сооружения». Платон
Педагогическое значение дидактических игр
2. Игра - ведущий вид деятельности ребёнка. С.Л. Рубинштейн (1976) отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития.
3. По мнению Д.Б. Эльконина (1978), «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».
Слайд 3Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей.
Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. Играя с дидактическими играми ребенок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамиду, башенку, матрешку). К дидактическим игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры.
Слайд 4Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был
убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. В разработанную Фридрихом Фребелем систему дидактических игр вошли игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и прочим). Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные сказки, написанные Фребелем.
Слайд 5Е.И.Тихеева, автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания, заявила
о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой они (дидактические игры) являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Тихеева разработала дидактические материалы, настольные печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях.
Слайд 6СТРУКТУРА ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Обучающая (дидактическая) задача – основной элемент дидактической игры, которому
подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Например, в игре «Узнай предмет по звуку» обучающая задача такова: развивать слуховое восприятие, учить детей соотносить звук с предметом. А детям предлагают следующую игровую задачу: прислушаться к звукам, которые издают разные предметы, и отгадывать эти предметы по звуку; отмечать фишками разные ответы. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Кроме того, с её помощью стимулируется желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в название игры: «Угадай по описанию», «Скажи наоборот», «Поймай рыбку»,» «Сложи картинку» и т.д.
Слайд 7Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях:
опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать её; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе; подобрать кукле наряды и предметы быта, украшенные геометрическим (растительным) узором и др.
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов. Так в некоторых играх дети выполняют, как и малыши, имитационные движения, но последние предполагают уже воссоздание образа, а не показ какого-либо отдельного признака, как раньше («Что мы делали не скажем, но что сделали, покажем», «Угадай, из какой я сказки»).
Слайд 8Виды дидактических игр
Бондаренко А.К. указывает, что в дошкольной педагогике все дидактические
игры можно разделить на три основных вида:
Слайд 9В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода,
орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки . В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин».
Слайд 10Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять
и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.
Слайд 11Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в
мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Преимущественно словесные игры проводят с детьми старшего возраста. Условно словесные игры делят на 4 группы.
Слайд 12Содержание дидактических игр по разным разделам программы для детей 5-7 лет
У
детей старшего дошкольного возраста накоплен определенный игровой опыт. В связи с воспитательно-образовательными задачами, определенными «Программой обучения и воспитания в детском саду» содержание дидактических игр отличается большой разнообразностью.
В разделе «Ознакомление с окружающим» определены следующие задачи:
- расширение представлений об окружающей действительности;
- закрепление знаний о труде взрослых;
- уточнение представлений о предметах и их признаках.
1. В играх «Путешествие в страну вещей», «Похож – не похож», «Отгадай-ка», «Узнай по описанию» дети упражняются в различении предметов по их качеству, приобретают умение находить наиболее характерные признаки предметов, упражняются в описании предметов по представлению.
Слайд 132. Так, например способность имитировать трудовые действия, расширять знания о труде
взрослых реализуются в игре «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем».
3. В дидактической игре «Кому что нужно» закрепляются знания об орудиях труда, воспитывается интерес к труду взрослых.
4. А в играх «Из чего и кем сделано?», «Кем быть?» углубляются и закрепляются знания старших дошкольников о сельскохозяйственном труде, воспитывается уважение к труженикам села.
Слайд 14В Программе в разделе по ознакомлению с природой ставятся задачи расширения
и уточнения знаний о растениях, диких и домашних животных, о сезонных изменениях в природе, формирование знаний о зимующих и перелетных птицах.
Слайд 15В Программе в разделе «Развитие речи» ставятся задачи по активизации и
обогащению словаря, совершенствованию звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи, подготовка к обучению грамоте.
Для решения этих задач рекомендуется проводить такие игры:
«Звуковые часы», «Какой звук потерялся?», «Кто назовет больше?», «Наоборот», «Закончи предложение», «Кузовок» и другие.
Слайд 16Достаточно много игр используются в работе со старшими дошкольниками для развития
элементарных математических представлений.
Слайд 17В Программе также выделены музыкально-дидактические игры.
На развитие звуковысотного восприятия: «Эхо», «Бубенчики».
На
развитие динамического восприятия: «Охотники и зайцы», «Ребята и слонята».
На развитие ритмического восприятия: «Молоток», «Придумай свой ритм».
На развитие гармонического ладового восприятия: «Грустно или весело», «Сколько слышишь звуков?».
Слайд 18Методы организации дидактических игр в старшем дошкольном возрасте
Богуславская З.М. , Бондаренко
А.К. указывают, что организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях:
Слайд 19В подготовку к проведению дидактической игры входят:
1) отбор игры в соответствии
с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
2) установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
3) определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
4) выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке.
5) определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
6) подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
7) подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
8) подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Слайд 20Проведение дидактических игр включает:
Слайд 21Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения:
какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Роль воспитателя в самой игре тоже меняется. Но и здесь педагог четко, эмоционально знакомит воспитанников с её содержанием, правилами и действиями, проверяет, как они поняты, играет вместе с детьми, чтобы закрепить знания. Затем он предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за действиями, выступает в качестве арбитра в спорных ситуациях. Однако не все игры требуют такого активного участия воспитателя. Часто он ограничивается объяснением правил игры до её начала. Прежде всего это относится ко многим настольно-печатным играм.
Слайд 22Таким образом, руководство дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте требует от
педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре.
Слайд 23Выводы
Исходя из выше сказанного дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое педагогическое
явление. Неоспорима её роль в ознакомлении с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом ознакомление с окружающим в дидактических играх играет важную роль в умственном развитии ребенка – дошкольника.
Формирование знаний об окружающем мире в процессе дидактической игры возможно в условиях педагогического процесса под руководством взрослого.
Для проведения данной работы необходимо использование различных методов и приемов: игровых (сюрпризные моменты, загадки, считалочки, элементы соревнования), словесных (беседа для уточнения знаний, объяснение правил, анализ деятельности и другое); наглядных (использование игрушек, картин, иллюстраций, предметов природного и бросового материала, показ игровых действий).
Рекомендации для педагогов:
Систематически планировать проведение дидактических игр в целях ознакомления с окружающим детей старшей группы.
Использовать в работе игры с различными усложнениями. Организовать игры с целью обучения детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.
Привлекать детей к изготовлению наглядного материала для игр.