Слайд 2 "Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив не играющий
не будет детским коллективом…Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем". Макаренко А.С.
Слайд 3 Дидактическая игра — это разновидность игры по правилам, специально созданным педагогом
с целью обучения и воспитания детей. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок.
Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей . Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.
Слайд 4Задачи дидактической игры
Правильно организованная интересная дидактическая игра обогащает процесс мышления индивидуальными
чувствами, развивает саморегуляцию, тренирует волевые качества ребёнка. Игровая модель обучения призвана реализовывать, помимо основной дидактической цели, ещё и комплекс задач:
обеспечение контроля над эмоциями;
предоставление ребёнку возможности самоопределения;
воодушевление и помощь в развитии творческого воображения;
предоставление возможности развития навыков сотрудничества (в социальном аспекте), а также развития умений формулировать и высказывать своё мнение.
Слайд 5Основные функции дидактической игры.
Дидактическая игра как игровой метод обучения.
Дидактическая игра как
форма обучения детей.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность.
Дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.
Слайд 6
Виды дидактических игр
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
игры с предметами(игрушками, природным материалом);
настольно-печатные;
словесные игры.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.
Слайд 7 Дидактические игры могут:
иметь словесную форму;
объединять слово и практические действия;
сочетать
слово и наглядность;
объединять слово и реальные предметы.
Слайд 8Структура дидактической игры(структурные составляющие):
Дидактическая задача;
Игровая задача;
Игровые действия;
Правила игры;
Подведение итогов
(результат).
Слайд 9 Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных
из них разрушает игру. Заканчивая игру воспитатель должен поддержать интерес к дальнейшей игре, создать радостную перспективу ожидания. Зная программные требования, своеобразие дидактической игры, учитывая интерес детей, владея искусством руководства игрой, воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и творчески создаёт новые полезные и интересные игры. Руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактической задачи познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через неё дидактических задач; в продумывании игровых действий, которые являются одной из важнейших задач игры и интересны для детей, побуждают их к игре; в определении игровых правил, предвидении обучающих результатов.
Слайд 10Подготовка к проведению дидактической игры
отбор игры;
установление соответствия отобранной игры программным требованиям
воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
выбор места для игры;
определение количества играющих;
подготовка необходимого дидактического материала;
подготовка к игре самого воспитателя;
подготовка к игре детей.
Проведение дидактических игр
ознакомление детей с содержанием игры;
объяснение хода и правил игры.
показ игровых действий;
определение роли воспитателя в игре;
подведение итогов игры.
Слайд 11Пример: д/и «Дикие и домашние животные».
Цель: учить детей называть диких и
домашних животных; классифицировать их, память, внимание; воспитывать любовь к природе. Материал: наборы игрушек: «Домашние животные», «Дикие животные»; елки; дом. Ход игры: воспитатель предлагает детям взять игрушку, назвать ее и «поселить» ее там, где она живет. Если это дикое животное, то ребенок ставит игрушку возле елок, а если домашняя - возле дома.