Слайд 1«Деятельность учителя
по формированию
базовых учебных действий
у детей с умственной
отсталостью
при реализации
ФГОС»
Слайд 2Образовательный стандарт нового
поколения
ставит перед учителем новые цели.
Учитель должен
научить, не только
читать, писать и
считать, но и должен привить
две группы новых умений:
1. Базовые учебные действия,
кратко (БУД)
2. Умение учиться (Сформировать
у детей мотивацию
к обучению).
Слайд 3ФГОС
ЛИЧНОСТНЫЕ БУД
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
БУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
БУД
КОММУНИКАТИВНЫЕ
БУД
Слайд 4«Базовые учебные действия»
умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
БУД способствуют:
пониманию обучения как процесса подготовки
обучающихся к реальной жизни;
принятию активной позиции, умению успешно решать
жизненные задачи, сотрудничать и работать в группе;
готовности быстрому переучиванию в ответ на обновление
знаний и требования рынка труда.
Слайд 6Основные задачи коррекционной работы на уроке предусматривают :
-коррекцию личностных качеств;
-коррекцию познавательных
возможностей;
-формирование и развитие коммуникативной функции речи;
-коррекцию сенсорных и двигательных недостатков;
-коррекцию сохранных психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления с учетом зоны ближайшего развития;
-коррекцию общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики;
-коррекцию эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности;
- подготовку к самостоятельной трудовой деятельности в условиях социума.
Слайд 7Основная задача коррекционной работы на уроке
- систематизация знаний, направленных на повышение
общего уровня развития ребёнка, восполнение
пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков,
коррекцию отклонений в познавательной сфере ребёнка, его подготовку к адекватному восприятию учебного материала.
Главный принцип коррекционной работы на уроке
– практическая направленность специально организованного, целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, направленного на решение развивающих и образовательных задач.
Слайд 8 Упражнения, направленные на развитие:
- двигательной сферы, укрепление мышц кисти рук, мелкой
моторики пальцев (лепка из пластилина, развязывание и завязывание узелков, обводка по контуру, штриховка, раскрашивание, вырезание и др.);
- ориентировки в пространстве (определение правой и левой стороны у себя, в зеркале, на картинке, ориентировка на плоскости листа бумаги, симметричное дорисовывание предмета и др.);
- памяти (найти предъявленные предметы в числе других, выкладывание узоров по памяти, повторение слов, цифр, учить приёмам запоминания и др.);
- всех видов мышления;
- развитие сенсорных способностей ребёнка;
- активизации познавательной деятельности;
- всех видов речевой деятельности.
Слайд 9Приемы педагогической коррекции:
- приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с
нарушением интеллекта;
- специальные приемы организации обучения;
- логические приемы переработки учебной информации;
- приемы использования технических средств, специальных приборов и оборудования.
Приемы психологической коррекции:
- доверие к личности ребенка;
- формирование реально осознаваемых/действующих мотивов поведения;
- анализ конфликтных ситуаций;
- безусловное принятие;
- игнорирование;
- эмоциональное поглаживание;
- ассоциации;
- сочувствие;
- обратная связь;
- моделирование желаемого поведения;
- релаксация;
- ритуалы.
Слайд 10Приемы логопедической коррекции:
- повтор поставленного звука изолированно, в слогах, словах;
- повтор
слогов, слов с оппозиционными звуками;
- изменение интонации, силы, тембра, темпа голоса;
- выделение определенного звука из ряда других звуков;
- дифференциация движений органов артикуляционного аппарата;
- дефференциация звуков по принципам твердости-мягкости, звонкости-глухости;
- прием удлинения и варьирования слогов;
- анализ и синтез слогов, слов;
- сопоставление и распространение предложений, рассказов;
- употребление и преобразование грамматических форм;
- выделение ударных и бузударных гласных;
- рисование буквы;
- обводка, штриховка букв;
- логопедический массаж: поглаживание, растирание, вибрация и т.д.
Слайд 11Классификация заданий по целям воздействия и формированию БУД.
Слайд 14Специфические правила обучения:
не делайте за ребёнка то, что он может сделать
самостоятельно;
поощряйте его инициативу и творческий подход к выполнению заданий;
используйте проблемные ситуации в образовательном процессе;
проявляйте заинтересованность в успехах учащихся;
используйте различные типы рефлексии (кооперативную, коммуникативную, личностную, интеллектуальную) при осуществлении любой деятельности;
при оценивании ребёнок должен понимать значимость достигнутых им результатов;
самыми продуктивными являются отношения, построенные на «педагогике сотрудничества».