Слайд 1Деловая игра «Развитие личностных качеств дошкольника через театрализованную деятельность»
Подготовила старший воспитатель
МБ
ДОУ д/с №14
Голубцова Светлана Юрьевна
Слайд 2Цель: актуализировать знания педагогов и повысить педагогическую компетентность по организации театрализованной деятельности
с детьми дошкольного возраста.
Оборудование для проведения деловой игры: проектор, ноутбук, колокольчики, эмблемы, оценочные листы для жюри, песочные часы.
Слайд 3Актуальность темы
В современном обществе родители стремятся, как можно раньше научить своего
ребёнка читать, писать, решать сложные задачи, вместо того, чтобы прочитать книгу, включают диск с мультфильмами, вместо совместных развивающих игр покупают компьютер. Родители забывают о том, что прежде всего нужно научить своего ребёнка восхищаться и удивляться, возмущаться и сопереживать. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. В школе таким детям психологи ставят диагноз «не доиграл» т. е. не натренировал свою фантазию и воображение в процессе игры. Акцентируя свое внимание на телевизорах и компьютерах, дети стали меньше общаться, как со взрослыми, так и со сверстниками, а ведь общение в значительной степени играет важнейшую роль и обогащает чувственную сферу. Оценивая, актуальность этой проблемы предполагаю, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости возможно через использование театрализованной игры.
Слайд 4Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала
ребенка, воспитание творческой направленности личности.
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко выражены и успешно развиваются в театрализованной деятельности.
Слайд 5Содержание деловой игры
Приглашаю Вас поучаствовать в деловой игре. Для этого нам необходимо разделиться
на команды, с помощью разноцветных цветочков. Займите свои места в соответствии с цветком.
(педагоги выбирают по желанию бумажные цветочки красного и желтого цвета и рассаживаются за столы, где символизирует данный цвет цветочка).
Цветочки, попрошу сохранить до окончания игры.
Название своей команды вы видите на табличках. Давайте поприветствуем команду «Дюймовочки», команду «Золушки» и справедливое Жюри.
Слайд 6В каждой игре есть свои правила. Я Вам предлагаю внимательно послушать
правила игры:
Принимать активное участие в игре.
Вырабатывать общее решение вопроса.
Уметь слушать других.
Не оспаривать оценку жюри.
Слайд 7Критерии оценивания участников следующие:
0- Неправильный ответ
1- балл – не полный ответ
2 -балла
–правильный полный ответ.
За нарушения правил игры, жюри убирает одно очко у команды.
Слайд 8Начнем нашу игру с «Разминки»
(Жюри) За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.
1.
Сколько встреч было у старика и рыбки? (шесть)
2. Героиня русской сказки, девочка из снега? (Снегурочка)
3. Этот автор любит в своих сказках описывать различных насекомых, животных, предметы быта. (Корней Чуковский)
4. Пушкинское дубовое украшение (цепь)
5. Личный транспорт Бабы Яги (ступа)
6. Кто полгода сидит без обеда (медведь)
7. Виды невербальной коммуникации (мимика, жесты, телодвижения)
8. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)
- Кто из вашей команды был самым активным и решительным в ответах (педагоги называют ФИО). Итак, поприветствуем капитанов команд…
Слайд 9Блиц турнир для капитанов команд
1 вопрос. Какие вы знаете виды театров?
2 вопрос.
Назовите наиболее часто встречаемых персонажей русских народных волшебных сказок?
3 вопрос. Назовите часто встречаемые в сказках волшебные предметы?
4 вопрос. На какие две основные группы можно разделить театрализованные игры в зависимости от средств изображения?
Слайд 10«Да-Нет»
Команды быстро и односложно («Да» или «Нет») отвечают на вопросы ведущего.
Для
1 команды:
В слове «яркая» 7 звуков. (Да).
Общение является ведущим средством развития речи. (Да)
Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)
Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)
Для 2 команды:
Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)
Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)
Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. (Да. Произносятся звуки.)
Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да)
Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)
Слайд 111 вопрос. Значение театрализованной деятельности для развития личности ребенка?
2 вопрос. Какие формы
работы с родителями вы используете по театрализованной деятельности?
3 вопрос. В какие виды детской деятельности, учитывая ФГОС может быть включена театрализованная?
4 вопрос. Назовите личностные характеристики, которые особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности, в соответствии ФГОС ДО?
Слайд 12А теперь переходим к практическому заданию «Театр сказок»
Участникам команд предлагается с помощью
средств пантомимы изобразить отрывки из известных сказок: соперники угадывают.
Время на подготовку ответа 2 минуты (песочные часы)
Если команда готова подает звонком колокольчика. Конкурс оценивается 2 очка.
Задание для первой команды:
Используя пантомимические средства, показать отрывки из сказок: «Волк и семеро козлят».
Задание для второй команды:
Используя пантомимические средства, показать отрывки из сказок: «Заюшкина избушка».
Слайд 13«Решение педагогических ситуаций» (каждая команда отвечает на вопросы к педагогической ситуации)
1. Один
актер, исполнявший в спектакле для малышей роль отрицательного персонажа, должен был в середине представления пройти на сцену через проход в зрительном зале. Маленькие зрители пытались остановить его, тащили за платье, хватали за ноги, щипали и награждали колотушками, так что он выбрался на сцену в самом плачевном состоянии.
? Объясните поведение малышей.
2. Четырехлетнего Сашу сестренка взяла с собой в театр на «Белоснежку и семь гномов».
Во время спектакля он очень нервничал, вскакивал, грозил кулаком злой мачехе-королеве. А когда она начала колдовать над дымящимся котлом, заплакал, уткнувшись в колени сестренки. Ночью Саша спал плохо, звал маму и не отпускал, когда она подходила к кроватке.
?Почему Саша так реагировал во время спектакля и плохо спал ночью?
Следует ли водить малышей в театр?
3. В календарном плане воспитательницы было записано: 1 марта - игра в «детский сад», 2 марта - игра в «почту», 3 марта - игра в «театр» и т.д. При этом воспитательница добивалась, чтобы дети играли в те игры, которые она наметила.
? Каковы ваши суждения о такой плановости в проведении игр?
4. Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия возник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпается», и дети постепенно теряют интерес к игре.
? Как разрешить сложившуюся ситуацию? Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.
5. Педагог предлагает детям поиграть в настольный театр. Происходит обсуждение выбора сказки. Дети высказывают желание поставить сказку «Теремок». Однако выясняется, что в настольном театре нет всех героев к этой сказке. Тогда дети, разобрав имеющиеся плоскостные фигурки, предлагают новый вариант сказки «Теремок».
? Ваша реакция в этой ситуации? Какая помощь педагога необходима детям в сложившейся игровой ситуации? Какие выводы может сделать педагог об уровне развития театрализованной деятельности детей?
Слайд 14Кроссворд для 1-й команды
«10 Р».
1. Место для представлений, зрелищ.
2. Кто пишет
пьесы для представления?
3. Кто руководит постановкой спектакля?
4. Группа музыкантов, исполняющая музыку к спектаклю.
5. Человек, управляющий оркестром
6. Автор музыкальных произведений, пишущий музыку к спектаклям.
Слайд 15Театральная змейка для 2-й команды.
1.Место для представлений, зрелищ.
2.Главный руководитель, постановщик спектакля.
3.Предварительное
исполнение (без зрителей) чего-нибудь (например, спектакля) при подготовке к выступлению.
4.Место перед сценой, где помещаются музыканты оркестра.
5.Исполнитель ролей в театральных представлениях.
6.Низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену.
7.Перерыв между действиями спектакля.
8.Движения, исполняемые в определенном ритме, темпе, в такт музыке, как художественный номер в концерте.
9.Что лучше всего подарить артисту, который понравился.
Слайд 16«Черный ящик» //задание для двух команд//
Внимание! Вопрос!
Здесь лежит предмет, который является символом
споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… //яблоко//
Слайд 17
Предлагаю Вам, заключительный конкурс:
Для 1 –й команды: Прочитайте стихотворение А. Барто
«Идет бычок, качается» словно: -Вы оправдываетесь «на ковре» у начальства
-Вы рассердились на рядом стоящего пассажира в переполненном автобусе
-Вы рассказываете подруге о событии и чувства восхищения переполняют Вас.
Для 2-й команды: -Перенесите детский стул как-будто: ---Это таз, до краев наполненный водой
-Это очень тяжелый мешок
-Это шедевр мирового искусства
Слайд 18Вот и подошла к концу наша игра. А сейчас я попрошу
жюри подвести итоги.
Уважаемые педагоги, а пока жюри подводит итоги, я предлагаю вашему вниманию две полянки одна солнечная, а другая хмурая, дождливая, ваша задача расположить цветок на ту полянку, какое впечатление сложилась после игры.
Слайд 19«Педагогическое творчество и удовлетворенность избранной профессией взаимостимулируют друг друга. Без удовлетворенности
специальностью невозможно проявление высокой творческой продуктивности в педагогическом труде. Поэтому сегодня, я могу с уверенностью сказать, что в нашем педагогическом коллективе работают творческие, целеустремленные, эмоционально богатые педагоги, для которых их труд является не только источником существования, но и источником радости, смысла жизни".
Спасибо Вам всем!!! Успехов в вашей нелегкой,
но творческой работе.