Слайд 1«Через игру в мир человеческих отношений»
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №128
«Аленький цветочек»
Слайд 2«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Слайд 3Функция социализации. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных
отношений, усвоения им богатств культуры.
Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру различных национальностей.
Функция самореализации ребенка. Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.
Коммуникативная функция игры.
Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу распознавать и фиксировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные).
Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.
Функция коррекции — предполагает внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.
Развлекательная — направлена на достижение удовольствия и пробуждение интереса.
Функции игры
Слайд 4Дидактическая игра
Основные функции дидактических игр:
1) функция формирования устойчивого интереса к учению
и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
2) функция формирования психических новообразований;
3) функция формирования собственно учебной деятельности;
4) функции формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
5) функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
6) функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.
Дидактическая игра — это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения.
Слайд 5Структура дидактической игры
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она
формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета.
ИГРОВАЯ ЗАДАЧА осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстаёт перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ — основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Слайд 6Структура дидактической игры
ПРАВИЛА ИГРЫ. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами
формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими нора поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи — незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (РЕЗУЛЬТАТ) — проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчёт очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей, достижения каждого ребенка.
Слайд 7Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно-ролевая игра (у детей) — это вид деятельности детей, в
процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения
Слайд 8Структура сюжетно-ролевой игры
Сюжет игры.
Сюжет - это та сфера действительности, которая воспроизводится
детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутит руль автомашины, готовит обед) - одно из основных средств реализации сюжета.
Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:
бытовые (игры в семью, детский сад);
производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму);
общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полет на Луну).
Слайд 9Структура сюжетно-ролевой игры
Содержание игры. Изменение содержания в зависимости от возраста детей.
На протяжении
дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:
усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связности изображаемого;
постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений).
Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту. Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.
Слайд 10Структура сюжетно-ролевой игры
Роль в игре.
Роль - средство реализации сюжета и главный
компонент сюжетно-ролевой игры.
На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам.
Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий (есть свободная полоса на аэродроме, значит, самолет может приземлиться), сколько смысл социальных отношений (полоса свободная, но надо запросить диспетчера, чтобы не случилось аварии).
Слайд 11Подвижная игра
«Подвижная игра – относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет
потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил»
М.Н.Жуков
Слайд 12Структура подвижной игры
Содержание игры определяется движениями, которые входят в состав той или
иной игры.
Правила в подвижной игре носят организующий характер: они определяют ход игры, последовательность выполнения действий, взаимоотношения участников игры, поведение каждого играющего. Правила показывают, как должны вести себя все дети во время игры.
Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях.
Слайд 13Театрализованные игры
Театрализованные игры – это игры-представления, где в лицах разыгрываются литературные
произведения (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки) с помощью выразительных средств (мимики, жестов, походки, позы, интонации).
Творчество проявляется в 2-х аспектах:
- способность к замыслу;
- способность к развитию сюжета.
Слайд 14Требования к организации театрализованных игр.
1) Содержательность и разнообразие тематики.
2) Включение
игры во все формы организации педагогического процесса.
3) Активность детей.
4) Сотрудничество детей друг с другом, со взрослыми.
5) Последовательность и усложнение.
6) Наличие интереса к деятельности.
7) Знание приемов вождения кукол и основных выразительных средств в соответствии с возрастом.
8) Использование импровизаций при знакомстве с содержанием сказки.
Слайд 15Особенности развития театрализованной деятельности по возрастам:
Ранний возраст (2-3 года) – организационное
начало игры – игрушка. Цель возникает в процессе игры, цель может легко меняться.
Воспитатель учит детей ставить цель. Используемые методы: просьба, показ.
Младший возраст (3-4 года) – ребёнок способен определить, во что будет играть и кем будет. Интерес к действию преобладает над устойчивостью цели. Детей нужно учить сосредотачивать внимание на едином замысле.
Средний возраст (4-5 лет) – дети намечают лишь общую цель, а сюжет как импровизация. Следует учить детей намечать общий ход игры, распределять роли.
Старший возраст (5-6 лет) – интерес к трудовым профессиям. Изображают любимых героев. Более стойкие замыслы, глубже вникают в характер персонажа. Характерна плановость и согласованность действий. Преобразовывают те явления, которые видели.
Подготовительная группа (6-7 лет) – активное развитие игры-драматизации. Игра для других. Умеют подобрать средства для отображения характера персонажа (жесты, мимика, костюмы, атрибутика).
Слайд 161. Содержание – основная направленность.
2. Творческий замысел – идея о том,
как лучше сыграть сказку, атрибуты.
Роль – средство реализации содержания. Роль зависит от вида театра, от возраста ребёнка. Функциональная роль – ребёнок берёт роль и действует в соответствии с ролью, часто на уровне подражания. Социальная роль - ребёнок отражает взаимоотношения между персонажами, импровизирует, проявляет творчество.
3. Сюжет – ряд событий, изложенных в художественном произведении.
4. Действия – ролевые и организационные (режиссёр).
Структура театрализованной игры