Слайд 1Автоматизация и дифференциация звуков с использованием тактильно-кинестической стимуляции у детей с
дизартрией.
Выполнила:
Учитель-логопед
МОУ ДО «ЦРТДиЮ»
Дебенева Галина Владимировна
Г. Новошахтинск
2020г.
Слайд 2Цель логопедической работы при дизартрии:
– исправление звуковой стороны речи ребенка;
- выравнивание
всех остальных сторон речи и личности ребенка, вторично пострадавших в своем развитии в связи с основным нарушением.
Слайд 3Задачи логопедического воздействия:
– преодолеть имеющиеся нарушения речевой моторики;
преодолеть, затормозить
неправильные речевые навыки;
создать в замен их новые, правильные;
закрепить новые навыки до степени автоматизации.
Слайд 4Навык – это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникшие в результате упражнений,
упрочившиеся способы действий.
Слайд 5Умение: формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действий не только
в привычных условиях, но и в изменившихся..
Слайд 6В своей работе я использую авторскую методику Е.Ф. Архиповой
автоматизации и
дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции
Основной принцип методики - усиление артикуляционных кинестезий и проприорецептивных ощущений в органах речи путем включения в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук
Слайд 7Условия успешной реализации методики
Слайд 8Учебно-игровые пособия для автоматизации
и
дифференциации звуков
Слайд 9Дети с интересом и увлеченно занимаются с учебно- игровыми пособиями.
Слайд 11Особенности автоматизации звуков у детей с дизартрией
обусловлены необходимостью учета структуры
дефекта, его этиологией и патогенезом;
необходимо учитывать недостаточность иннервации и подбирать упражнения, усиливающие кинестетические ощущения;
учитывая особенности артикуляционной моторики у детей с дизартрией, необходимо начинать работу по уточнению произношения гласных звуков;
работа строится с опорой на компесаторные возможности ребенка, т.е лексический материал должен включать сохранные звуки.
Слайд 12Принцип работы по автоматизации звука у детей с дизартрией – «от
простого- к сложному»
Слог – наиболее простая речевая единица. Слоги не имеют значения, и у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, а это облегчает их автоматизацию.
Слайд 13Требования к лексическому материалу:
– в нем должно содержаться максимальное количество
закрепляемых звуков;
В нем не должно быть неправильно произносимых звуков
необходимо учитывать смысловую доступность лексического материала;
с учетом постепенного нарастания слоговой трудности слова-
*сначала вводить звук в двух и трехсложные слова с прямыми слогами,
*затем переходят к словам с обратным слогом
*переходят к односложным и двусложным словам со стечением согласных в начале слова
Слайд 14Последовательность автоматизации звуков по Хватцеву:
- шипящие- перед О, У ( губы
выпячены);
- свистящие- перед И,Ы ( губы растянуты в стороны и сближены);
- Л- в сочетании с А, Ы;
- Р- после Т и Д;
- С,З,Ш- в открытом слоге;
- взрывные Ц, Ч, Щ, К- в закрытом.
В таких положениях звуки автоматизируются легко. Потом дети учатся произносить звуки в любых сочетаниях.
Слайд 15Последовательность автоматизации звуков по мнению Т.Б.Филичевой :
– автоматизация звука в
слогах
( прямых, обратных,
со стечением согласных);
автоматизация звука в словах
( в начале слова, в середине, конце);
автоматизация звука в предложении;
автоматизация звука в чистоговорках и стихах;
автоматизация звука в коротких, а потом длинных рассказах;
автоматизация звуков в разговорной речи.
Слайд 16Последовательность выполнения упражнений на аппликаторе Кузнецова
Слайд 17Автоматизация звука проводится по 11 модулям
(вариантам звукосочетаний):
I модуль. Отдельное произнесение: С…Г
(С-согласный, Г-гласный).
II модуль. СГ слитно. Прямой слог.
III модуль. Г…С раздельно
IV модуль. ГС слитно (обратный слог). С- автоматизируемый согласный звук, Г-гласный.
V модуль. ГСГ (интервокальная позиция)Г – гласные, С- автоматизируемый звук.
VI модуль. СГС. С- автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно.
VII модуль. . СГС. С- автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно.
VIII модуль. ССГ. Слог со стечением согласных. С- автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно.
IX модуль. ССГ. Слог со стечением согласных. С- автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно.
X модуль. ГСС. Слог со стечением согласных. С- автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно.
XI модуль. ГСС. Слог со стечением согласных. С- автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно.
Слайд 18Дифференциация звуков проводится по 11 модулям
(вариантам звукосочетаний):
I модуль. Отдельное произнесение: С…Г.
II модуль. СГ слитно. Повторение пар звукосочетаний. (например: СА-ША)
III модуль. С-Г- изолированное произнесение гласного и согласного. Повторение пар звукосочетаний.
IV модуль. ГС слитно (обратный слог). Повторение пар звукосочетаний.
V модуль. ГСГ (интервокальная позиция). Повторение пар звукосочетаний.
VI модуль. СГС(N). Повторение пар звукосочетаний. В конце каждого звукосочетания стоит звук, который ребенок произносит правильно - С(N).
VII модуль. (N)СГС. Повторение пар звукосочетаний. В начале каждого звукосочетания стоит звук, который ребенок произносит правильно - С(N).
VIII модуль. СС(N)Г. Повторение пар звукосочетаний, в конструкции которых на первом месте стоит звук, который дифференцируется с оппозиционными.
IX модуль. (N)ССГ. Повторение пар звукосочетаний. Дифференцируемый звук стоит в середине.
X модуль. ГС(N)С. Повторение пар звукосочетаний. Дифференцируемый звук стоит в конце звукосочетания.
XI модуль. ГСС(N). Повторение пар звукосочетаний. Дифференцируемый звук находится в середине звукосочетания.
Слайд 19В результате использования методики:
Слайд 20
Список литературы:
–
Е.Ф. Архипова. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.- АСТ: Астрель, 2008г.;
Филичева Т.Б.,Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.- М., 1989г.;
Лопатина Л.В, Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии.- СПб, 1994г.;
Лопатина Л.В, Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников ( Коррекция стертой дизартрии).- СПб, 2001г;
Федосова О.Ю. Последовательность формирования звуков у детей с легкой степенью дизартрии. Сб. Детская речь: норма и патология.- Самара,2002г.;
Филичева. М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М.,1989г.