Слайд 1«Актуальные педагогические формы, методы средства
в контексте истории педагогики и образования»
Слайд 21. Краткий анализ нормативной базы (закон «Об образовании в РФ», «ФГОС
ДО», ФГОС НОО», Профессиональный стандарт педагога) современного отечественного образования с целью актуализации выбранных форм, методов, средств педагогической деятельности.
Новый закон «Об образовании» весьма существенно отличается от старого. Положения Закона РФ «Об образовании» касались в основном управленческих и финансово-экономических отношений в сфере образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» регулирует не только эти отношения, но и содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам), а также более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса.
Слайд 3Основные задачи нового закона об образовании:
- Создание правовых условий для
обновления и развития системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики;
- Расширение образовательных возможностей граждан;
- Комплексная модернизация законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования;
- Обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ.
Слайд 4Реализовать данные задачи можно посредством использования форм получения образования и форм
обучения.
1. В Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Слайд 54. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
5. Формы
получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Слайд 6ФГОС ДО определяет основные результаты образования, а именно
Развитие вариативных форм
дошкольного образования;
Разработка и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов;
Обновление основных образовательных программ дошкольного образования с учетом требований стандартов дошкольного образования;
Разработка и внедрение системы оценки качества дошкольного образования; введение оценки деятельности организаций дошкольного образования на основе показателей эффективности их деятельности;
- Кадровое обеспечение системы дошкольного образования; обеспечение обновления кадрового состава и привлечение молодых талантливых педагогов для работы в дошкольном образовании.
Слайд 7Достичь их можно, применяя в образовательном процессе через образовательные области такие,
как: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами:
в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
в раннем возрасте (1 год - 3 года)- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),
Слайд 8для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов
деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, (коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительная , музыкальная, двигательная.
ФГОС НО определяет основные результаты образования, а именно:
- личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Слайд 9- предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов
опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Достичь их можно, применяя в образовательном процессе такие формы, как систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей; организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды; использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
Слайд 10самостоятельной работы обучающихся при поддержке компьютеров и других педагогических работников; включение
обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия. Формы получения образования: очная, обучение на дому по состоянию здоровья.
Согласно Профессиональному стандарту, педагог в рамках реализации учебной (воспитательной, развивающей) функции должен выполнять следующие трудовые действия: не превращаться в инструмент жесткой регламентации; не выполнение несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей; поиск нестандартных решений; соответствовать международным нормам и регламентам; соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.
Слайд 112. Формы, методы и средства педагогической деятельности.
Подвижная игра является одним
из наиболее распространенных методов, используемых в практике дошкольного образования. Данный метод представляет собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Подвижная игра нацелена на физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитию ребенка. Подвижная игра позволяет сформировать основные физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию), умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребенком своего жизненного опыта, развить у детей умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения) .
Слайд 12Виды подвижных игр
Подвижные игры по своему содержанию и организации чрезвычайно многообразны.
В практике детского сада широко используются игры сюжетные, бессюжетные, народные детские игры, игры-забавы, игры в разных природных условиях.
Среди всего многообразия подвижных игр для детей следует особо выделить сюжетные подвижные игры, в процессе которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Сюжетные игры широко используются в разных условиях и с разными целями. Основной из их особенностей является возможность воздействия на детей через образы и правила, которые они выполняют. Перевоплощаясь в персонажей игры и увлекаясь ролями в сюжетных играх, дети ведут себя очень непосредственно.
Слайд 13Бессюжетные игры типа «ловишек», перебежек очень близки к сюжетным - в
них лишь нет образов, которым дети подражают; все остальные компоненты теже: наличие правил, ответственны ролей, взаимосвязанных игровых действий всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего на беге в сочетании с ловлей и прятаньем.
Следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей, чем сюжетные, самостоятельности, быстроты и ловкости движений, лучшей ориентировки в пространстве.
Народные детские игры уходят своими корнями в многовековую историю общества, национальные традиции этноса, древние обычаи и обряды народов. В народных играх детям особенно интересны зачины, смешные считалки, жеребьевки, речевые «дразнилки» (диалоги). В играх с использованием спортивного инвентаря двигательные задания основаны на имеющихся у детей навыках. По мере овладения навыками, например, катание на санках уже с младшего дошкольного возраста можно организовать такие игры, как «Оленьи упряжки», «Гонки санок». Детям постарше интересны игры на лыжах («Кто самый быстрый», «Чем дальше, тем лучше»).
Слайд 14Экскурсионная форма педагогической деятельности представляет собой форму учебной и внеучебной работы,
в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка).
экскурсии обеспечивают реализацию дидактического принципа связи теории с практикой.
экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении выполняют ряд существенных дидактических функций: с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями;
Слайд 15- экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с
жизнью, с практикой; экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве; экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского хозяйства.
Виды экскурсий: тематические, комплексные, вводные и заключительные (обобщающие). Дидактична эффективность экскурсии существенно зависит, в первую очередь, от правильности выбора объекта. Выбор объекта экскурсии обусловливается не только содержанием темы, но и производственным и природным окружением. А в равных условиях определяющей является цель, которая ставится учителем перед экскурсией. Экскурсии должны быть четко спланированы.
Слайд 16Наглядные средства обучения и пособия - часть учебной техники, представляющая собой экранно-звуковые средства, печатные пособия, натурные объекты, модели,
муляжи и т.п., передающие содержание через изображение, звук,
анимацию и кинетику. Технические средства обучения: это приборы и устройства, используемые в
процессе обучения.
В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения). Рационально сочетать компьютерную технику, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивать значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.
Слайд 17Методика использования ТСО.
При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими
и воспринимать их. Демонстрацию видео - кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций: Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра. Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассевается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут). Использовать прием немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя. При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации.
Слайд 18Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго
контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации. Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности и удобство математической обработки; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; способствуют объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводящего исследование; обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.
Слайд 19Тесты предъявляют требования: строгая формализация всех этапов тестирования стандартизация заданий и
условий их выполнения квантификация полученных результатов и их структурирование по заданной программе интерпретации результатов на основе предварительно по лученного распределения по изучаемому признаку. Каждый тест, соответствующий критериям надежности, кроме набора заданий включает в себя следующие компоненты: 1) стандартная инструкция для испытуемого о цели и правилах выполнения заданий, 2) ключ шкалирования - соотнесение пунктов заданий со шкалами измеряемых качеств, указывающее, какой пункт заданий к какой шкале относится, 3) кодировочный ключ, позволяющий подсчитать, сколько баллов вносит в шкалу тот или иной вариант ответа, 4) ключ интерпретации полученного индекса, представляющий собой данные нормы, с которыми соотносится полученный результат.
Слайд 20Для преодоления основного недостатка большинства тестов применяются различные приемы: 1) увеличение
базовой выборки с целью повышения ее репрезентативности по большему числу параметров, 2) введение поправочных коэффициентов с учетом характеристик выборки, 3) введение в практику тестирования невербального способа предъявления материала.
Тест состоит из двух частей: а) стимулирующего материала (задача, инструкция или вопрос) б) указаний относительно регистрации или интеграции полученных ответов. Типичная для тестов стандартизация ситуации обеспечивает им в отличие от «свободного» наблюдения поведения большую объективность результатов. Тесты классифицируются по разным признакам. По виду свойств личности они делятся на тесты достижений и личностные.
Слайд 213. Исторический экскурс: кем, когда, в каких условиях были впервые использованы,
раскрыты, обоснованы, описаны… выбранные педагогические методы, формы, средства.
Тестирование - экспериментальный метод. Возникновение тестологических процедур было обусловлено потребностью сопоставления (сравнения, дифференциации и ранжирования) индивидов по уровню развития или степени выраженности различных психологических качеств.
Основоположники тестирования Ф. Гальтон, Ч. Спирман, Дж. Каттел, А. Бине, Т. Симон. Сам термин «умственный тест» придумал Каттел в 1890 г. Начало развития современной тестологии массового применения тестов на практике связано с именем французского врача Бине, разработавшего в соавторстве с Симоном метрическую шкалу умственного развития, известную под названием «тест Бине-Симона». Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ, которые дает этот метод.
Слайд 22Применение тестов послужило толчком для развития психометрического метода, основы которого были
заложены Б.Анри и А. Бине. Измерение школьных успехов, интеллектуального развития, степени сформированности многих других качеств с помощью тестов стало неотъемлемой частью широкой учебно-воспитательной практики. Психология, предоставив педагогике инструмент для анализа, тесно с ней соединилась (отделить тестирование педагогическое от тестирования психологического иногда невозможно).
За всю историю отечественного экскурсоведения существовало немало различных определений экскурсии, отражающих ее сущность. В конце XIX века экскурсию определяли как «проходку, прогулку, выход на поиск чего-либо, для собирания трав и прочее». Один из основателей отечественного краеведения Н. П. Анциферов в 1923 г. понимал экскурсию как «прогулку, ставящую своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию».
Слайд 23 Профессор Б. Е. Райков рассматривал экскурсию следующим образом: «Под экскурсией мы
разумеем изучение объектов в их естественной обстановке (локальный принцип) и в связи с передвижением своего тела в пространстве (моторный принцип). Вот эти два принципа, тесно между собою связанные, и составляют сущность экскурсии. Моторность и локальность – «душа» экскурсии».
В советскую эпоху экскурсии были средством так называемого коммунистического воспитания, которое имело синтетический характер и включало воспитание любви к партии, вождям, революции, атеистическое воспитание, непримиримость к буржуазному миру. Наконец, в начале XXI века экскурсия определяется как «целенаправленное освоение действительности через аудиовизуально ознакомление с тематически объединенными объектами на местности с помощью экскурсовода». Таким образом, за столетнюю историю экскурсоведения существовали разные определения экскурсии, но это, на наш взгляд, не дает оснований для выводов о наличии противоположных точек зрения на данный феномен.
Слайд 24Перспективы технизации и автоматизации учебного процесса связаны с разработкой новых технических
средств отображения, преобразования и передачи информации, а также с широким использованием вычислительной и множительной аппаратуры. В начале 80-х годов XX в. К. Сиборг в докладе «Нация в опасности» указал, что базовой целью современного образования в США должна быть подготовка граждан к достижению успехов в информационном веке. Работа с современными техническими средствами порождает новый тип взаимодействия человека и машины, неизвестный другим, - неинформационным технологиям и традиционным производствам. Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. В данный период развития общества производство информации становится основным видом деятельности, и компьютеризация выступает как часть этого процесса. Развитие информатизации вызвано тем, что человечество осознало ограниченность естественных ресурсов среды своего обитания в связи с усложнением производственных отношений, появлением глобальных проблем, решение которых невозможно прежними средствами.
Слайд 25Информация становится главным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития мирового сообщества и
существенно влияет на ускоренное развитие науки, техники и различных отраслей хозяйства, играет значительную роль в процессах воспитания и образования, культурного общения между людьми, а также в других социальных областях.
4. В своей педагогической деятельности я использую такие формы и методы работы такие как, рассказ, подвижная игра, наблюдение, экскурсия, тестирование, анкетирование, техни-ческие средства обучения (ТСО) и часто используемый метод – это беседа. В своей работе руководствуюсь Федеральным зако-ном «Об образовании в Российской Федерации». Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, вступившими в силу с 1 января 2014 года, СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошколь-ных образовательных организаций", Уставом МКДОУ «Детский сад №10», основной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Слайд 26Основная литература
Бордовская, Н. В., Реан, А. А Педагогика [Текст] : учеб.
пособие для студентов вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2007. - 304 с. Кол-во экз.: 20
Донгаузер, Е. В.. Педагогика [Текст] : учеб.-метод. пособие / Е. В. Донгаузер ; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т спец. образования, Ин-т фундамент. психол.- пед. образования, Каф. общ. педагогики и истории образования. – Екатеринбург : [б. и.] Ч. 1 .- 2012 .- 81 с. Кол-во экз. : 25
Краевский, В. В. Методология педагогики : новый этап [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. (ОПД.Ф.02 - Педагогика) / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - М. : Академия, 2008. - 400 с. Кол-во экз. : 15