Презентация, доклад на тему Актуальность и социальная значимость гендерного подхода в воспитании.

Содержание

Актуальность и социальная значимость гендерного подхода

Слайд 1 «Условия реализации концепции гендерного воспитания дошкольников» .
Из опыта работы
воспитателя


высшей категории МБДОУ – детского сада № 22 «Орленок»
Бажиной
Елены Алексеевны
«Условия реализации концепции гендерного  воспитания дошкольников»  . Из опыта работывоспитателя высшей категории

Слайд 2Актуальность и социальная значимость

гендерного подхода в воспитании.

Программы воспитания детей в ДОУ составлены без учёта гендерных особенностей мальчиков и девочек. Педагогическая система традиционно «бесполая».

Одной из важнейших задач современного образования является социализация подрастающего поколения, в процессе которой создаются условия для эффективного развития личности.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Актуальность и социальная значимость

Слайд 3Различия гендерного и полоролевого подходов в образовании
Гендерный подход ориентирован на

идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.
Различия гендерного и полоролевого  подходов в образованииГендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности,

Слайд 4


Участники гендерного воспитания

и их роль.
Расположим участников гендерного воспитания ребенка по степени их важности:


3. Врач. Главная задача медицинских работников, знакомых с вопросами психогигиены пола, заключается в консультации воспитателей и родителей области медико-гигиенических вопросов полового воспитания.

2. Педагогический коллектив детского сада. Методичная и целенаправленная работа по применению гендерного подхода ко всем видам детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная, музыкально-художественная, чтение), способствует формированию гендерной принадлежности каждого ребенка во всем ее разнообразии.

1. Семья. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери. В семье дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.

4. Окружение ребенка. Ребенку помогает осознать себя согласно своему половому признаку и действовать согласно ему все окружение: сверстники, взрослые, музыканты, песни которых ребенок слушает, сценаристы фильмов и мультфильмов, художники, писатели и поэты, модельеры и т. д.

Участники гендерного воспитания

Слайд 6Шаблонные гендерные стереотипы –

вредные социальные привычки
Эти нормативные идеалы мужественности и женственности становятся препятствием на пути развития индивидуальности и личностного потенциала, вступая в противоречие с изменениями, происходящими в жизни всех индустриальных стран, включая Россию.

Первая группа – это стереотипы маскулинности – фемининности. В нашей культуре за мужчиной закреплены такие качества как активность, ориентация на достижения, агрессивность, уравновешенность, сдержанность, стремление к успеху. Женщина по распространенным представлениям должна быть мягкой, пассивной, ведомой, экспрессивной, эмоциональной и эмпатичной.

Третья группа стереотипов связана с закреплением семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для мужчин главные роли – профессиональные, для женщин – семейные. Мужчина должен стремиться к построению карьеры, женщина – выйти замуж, иметь детей и вести домашнее хозяйство.

Другая группа стереотипов касается содержания труда мужчин и женщин: традиционной для женщин считается деятельность обслуживающая, исполнительская; для мужчин же характерна деятельность инструментальная, творческая, руководящая.

Шаблонные гендерные стереотипы –

Слайд 7Условия реализации

концепции гендерного воспитания дошкольников.



Осуществление направлений работы с детьми, способствующих становлению гендерной идентичности.

2. Обязательное изучение педагогом гендерной типологии в работе с дошкольниками.

3. Учет гендерной принадлежности детей в процессе НООД.

4. Специфика гендерной принадлежности при организации игрового пространства и обеспечении детей игровым материалом с учетом их интересов.

5. Создание педагогом «Методической копилки» по полоролевой и гендерной социализации.

6. Взаимодействие с родителями.


Условия реализации               концепции

Слайд 81 условие: Направления работы с детьми, способствующие становлению

гендерной идентичности:

дополнение зон самореализации детей (например, поощрение девочек к занятию спортом, а мальчиков к самообслуживанию);

организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности;

снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к выражению чувств;

создание у девочек опыта самопоощрения и повышения самооценки;

- создание условий для тренировки межполовой чувствительности, эмпатии (через тренинговые упражнения и игры, театрализацию, обмен ролями);

- привлечение к воспитанию детей родителей того и другого пола.

1 условие: Направления работы с детьми, способствующие становлению

Слайд 91 направление : дополнение зон самореализации детей (например, поощрение девочек к

занятию спортом, а мальчиков к самообслуживанию).
1 направление : дополнение зон самореализации детей (например, поощрение девочек к занятию спортом, а мальчиков  к

Слайд 102 направление: организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной

деятельности
2 направление: организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности

Слайд 113 направление: снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков,

поощрение их к выражению чувств.
3 направление: снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков,

Слайд 12направление: создание у девочек опыта

самопоощрения и повышения самооценки.
Необходимо:
обращаться к девочке только по имени;
хвалить её даже за незначительные успехи (причём похвала должна быть искренней и ребёнок должен знать, за что его похвалили).
отмечать её успехи в присутствии других детей.
привлекать к участию в таких играх, как «Комплименты», «Хвастунишка», «Я дарю тебе», которые помогут узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей».
упражнение «Мои хорошие качества»
психоэтюд «заколдованный ребенок» (на выразительность мимики и жестов)
игры-психотехники «Танцующие руки» (с мелками, лежа на спине)
«ВОЛШЕБНЫЙ СТУЛ» (И. В. Шевцова)
Цель: Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
9. Игра по развитию речи (повелительное наклонение) «Короли и королевы» помогает также развитию уверенности.
И, конечно же, отмечать успехи девочек в их занятиях танцами, музыкой, театрализации, спорте – во всем, что удаётся лучше всех!


направление: создание у девочек опыта

Слайд 145 направление: создание условий для тренировки межполовой чувствительности, эмпатии (через тренинговые

упражнения и игры, театрализацию, обмен ролями)

Символическое (пластическое, через рисунок) изображение эмоций
Танцы-противоположности
Изображение различных предметов и явлений природы, составление рассказов от лица этих явлений или от лица человека противоположного пола
Игра-театрализация «Новые ботинки».
Радость: «Однажды купила мама Тане новые ботинки».
Огорчение: «Ботинки оказались маленькими».
Удивление: «Проснулась на следующее утро Таня, а рядом - новые ботинки».
Восхищение: «Ботинки как раз в пору!».
Социо-игра Скажи по-разному: «Не мешайте мне играть» - попроси, потребуй, рассердись, извинись.
Пройдись так, чтобы было понятно, что у тебя сегодня день рождения (или ты потерял варежки … надолго уехала мама… только что съел вкусное мороженое)
Маски. Сделай себе из бумаги маску и представься.
Эмпатия. «Ты комнатное растение. Расскажи о том, как тебе жилось, когда хозяева уехали в отпуск».
«Прочти стихотворение так, как его прочел бы дедушка, твой друг, воспитательница, гномик, великан, старик, лягушка, корова …»
«Мама и детеныш» (животных называет воспитатель)
«Добрый Айболит», «Злая колдунья»
Использование приема «Вход в картину»
Рассказы эмпативного плана «Я малинка», «Я новенький»


Игра «Камень и путник»



5 направление: создание условий для тренировки межполовой чувствительности, эмпатии (через тренинговые упражнения и игры, театрализацию, обмен ролями)Символическое

Слайд 156 направление: привлечение к воспитанию детей
родителей того и другого пола.

6 направление: привлечение к воспитанию детей родителей того и другого пола.

Слайд 16 2 условие: Обязательное изучение педагогом гендерной типологии в работе

с дошкольниками, отражающей набор индивидуальных проявлений личности ребенка независимо от его половой принадлежности. Маскулинность: Фемининность: 1. Вера в себя 1. Умение отступать 2. склонность защищать свои взгляды 2. жизнерадостность 3. независимость 3.застенчивость 4. напористость 4. нежность 5. сильная личность 5. преданность 6. сила 6. умение сочувствовать 7. аналитичность 7. забота о людях 8.способность к лидерству 8. понимание других 9. быстрота в принятии решений 9. сострадание 10. властность 10. способность утешить 11. самодостаточность 11. теплота, сердечность 12. собственная позиция 12. мягкость 13. агрессивность 13. доверчивость 14. индивидуализм 14. нелюбовь ругательств 15. дух соревнования 15. любовь к детям 16. амбициозность, честолюбие 16. спокойствие
2

Слайд 17

3. Учет гендерной принадлежности в процессе НООД НООД будет целенаправленно способствовать формированию гендерной принадлежности детей, если педагог сможет: • видеть детей различных гендерных групп и предъявлять объективные требования к ним; • учитывать разницу в концентрации внимания детей феминной и маскулинной гендерных групп (готовность феминных на 9 минут раньше от начала занятия маскулинных детей); • опираться на высокую поисковую способность маскулинной группы детей; они – генераторы идей; а воплощают и делают всю мелкую работу – дети феминные; • опираться на высокую речевую способность феминных детей: предоставлять им возможность для дачи развернутых ответов, знать, что ребенок всегда хочет нравиться всем окружающим, в том числе педагогу; стараться быть деликатным с такими детьми в вопросах личного характера; • давать возможность маскулинным детям занимать лидерские позиции, хотя эти дети шумны, и результат неаккуратен, но у них есть креативные идеи.  

Слайд 18 4. Специфика гендерной принадлежности при организации игрового пространства и обеспечении детей

игровым материалом с учетом их интересов.

Мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр; предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера. Для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение – приобретите конструкторы, сборно – разборные модели транспорта.

4. Специфика гендерной принадлежности при организации игрового пространства и обеспечении детей игровым материалом с учетом их

Слайд 19Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Желательно, чтобы всё, что может

понадобиться для игры, было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.
Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры, было рядом. Девочки

Слайд 20








Для феминной группы следует подбирать эмоциональный, привлекательный и яркий материал, а

игрушки располагать на расстоянии «вытянутой руки». Такие дети хорошо поймут и запомнят то, что смогут потрогать руками.

Для маскулинной группы игровой материал должен иметь немного агрессивный вид и сложную конструкцию и способствовать развитию пространственных ориентаций. Эти дети – исследователи. Потребностью искать дополнительные возможности предмета объясняется частая ломка игрушек данной категорией детей.

Андрогинная группа справится с игровым атрибутом в виде дидактических игр. Такие дети считаются «условно одаренными», их познавательные способности выше средних и позволяют решать обучающие задачи в любой деятельности.

- Для детей недифференцированной группы нужны потешки, стихи, проблемные ситуации, в которых показывается образец стереотипного мужского или женского поведения. Такие дети нуждаются в дополнительных условиях для формирования или закрепления гендерной принадлежности, т.е. осознания себя как представителя определенного пола.

Для феминной группы следует подбирать эмоциональный, привлекательный и яркий материал, а игрушки располагать на расстоянии «вытянутой руки».

Слайд 21



5. Представляю Вам свои методические наработки

по гендерному воспитанию:
1. «Перспективный план полоролевой социализации», включающий:
- чтение художественной литературы;
- беседы, моделирование ситуации отдельно для девочек и мальчиков;
- НООД;
- отгадывание загадок о трудовой деятельности мужчин и женщин; о частях тела; о животных и их детенышах;
- игры и психотехники на развитие эмпатии;
-театрализованные, имитационные игры;
- Игры – состязания, например, «Кто душевнее споет колыбельную песенку, расскажет сказку сыну (дочке)?», «Кто больше назовет старинных предметов быта?», «Кто лучше нарисует наряд мужчины (женщины)», «Кто больше вспомнит сказок с добрыми, заботливыми героями»; - словесные игры: «Волшебная корона», «Назови ласково», «Самые заветные слова»; «Оживи предмет», «Волшебные имена» (Василиса Премудрая); «Что сначала, что потом» (развитие человека, растений, животных); «Назови самую смелую профессию»; «Что будет если… (на земле останутся одни дети); «Про кого я говорю?», «Самая добрая профессия», «Кто как одевается?»
2. Картотека дидактических игр.
3. Картотека сюжетно-ролевых игр.
4. Русский фольклор в гендерном воспитании.
5. Консультативный материал для родителей и педагогов.

5. Представляю Вам свои методические наработки

Слайд 22









6 условие: Взаимодействие с родителями.
Взаимодействие педагога ДОУ с семьей воспитанников на

основе гендерного подхода предоставляет огромные возможности для реализации разнообразных форм индивидуальной и групповой работы. Инструментарий взаимодействия таков:
видеоанализ
дидактическая игра
тренинг
совместные тематические мероприятия
развлечения
консультации
портфолио семьи и пр.
Тематика взаимодействия достаточно широка: «Особенности воспитания в семье разнополых детей», «Гендерная принадлежность игрушек», «Маленькие рыцари и принцессы», «Механизмы гендерной социализации», «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста различных гендерных типов», «Сюжетно-ролевая игра в старшем дошкольном детстве как средство усвоения половой роли», «Гендерная мозаика», «Растим будущего семьянина!», «Растим будущую хозяйку!», «Как воспитать в девочке женские качества» ; «Тепло родного очага», «Дочки-сыночки».
Кружковая работа с детьми – «Самоделкин», «Мастерица», к которой, кстати, можно привлечь бабушек и дедушек.
6 условие: Взаимодействие с родителями.Взаимодействие педагога ДОУ с семьей воспитанников на основе гендерного подхода предоставляет огромные возможности

Слайд 23
Перспективность и практическая значимость

гендерного подхода в воспитании дошкольников.

Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополняемости, что приведет, в конечном итоге, к всестороннему развитию личности.
Необходима методичная и целенаправленная работа по применению гендерного подхода ко всем видам детской деятельности , что будет способствовать формированию гендерной принадлежности каждого ребенка во всем ее разнообразии.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что с практической точки зрения влияние гендерного подхода на воспитание, развитие и обучение дошкольников очень велико. У детей формируются:
гендерно - ориентированное поведение;
навыки гендерной идентичности и гендерной социализации;
нравственные качества, принятые в обществе;
развиваются коммуникативно-речевые навыки;
развиваются мышление, память, воображение.
Развитие в девочках и мальчиках качеств, присущих противоположному полу, расширяет для них диапазон общечеловеческого, раздвигает рамки стереотипов, дает больше возможности для реализации себя как личности.

Перспективность и практическая значимость            гендерного подхода

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть