Слайд 1
Педагог-психолог
Брысина Маргарита Валерьевна
Особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
с учетом гендерных различий и родительского отношения к детям
Слайд 2Объект исследования:
творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования:
особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерных различий и специфики родительского отношения к детям.
Цель исследования:
выявить особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерных различий и родительского отношения к детям.
Слайд 3 Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме
развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, его гендерной специфики, взаимосвязи развития творческого воображения и родительского отношения к детям.
Провести психолого-педагогическое исследование по выявлению особенностей развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерной специфики и родительского отношения к детям.
Составить психолого-педагогические рекомендации по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерных различий и специфики родительского отношения к детям.
Слайд 4
Гипотеза исследования:
предполагается, что развитие творческого воображения детей старшего
дошкольного возраста может определяться гендерными особенностями, а также спецификой развития в зависимости от типа родительского отношения к детям, а именно:
- уровень развития творческого воображения выше у мальчиков, чем у девочек в 5-6 летнем возрасте;
-высокий уровень развития творческого воображения характерен для дошкольников, чью семью характеризует эффективный тип родительского отношения.
Слайд 5Методы исследования:
Теоретические: анализ литературы по проблеме исследования
Эмпирические: анкетирование, тестирование
Методики исследования:
Методика
О. М. Дьяченко и А. И. Кирилловой «Тест креативности».
Методика диагностики родительских отношений (ОРО) А. Я. Варга и В. В. Столина.
Слайд 6 База исследования:
МБДОУ № 8 г. Красноярска
МБДОУ «Золотой ключик»
р. Хакасия, пгт Копьево.
Экспериментальная выборка:
В исследовании принимали участие 40 ( 20 мальчиков и 20 девочек) детей старшего дошкольного возраста ( 5-6 лет) и 40 родителей (преимущественно мамы)
Слайд 7
Для выявления развития творческого воображения детей с учетом гендерных различии испытуемую
группу составили :
1 группа - 20 мальчиков старшего дошкольного возраста;
2 группа - 20 девочек старшего дошкольного возраста.
Слайд 8 Для выявления родительского отношения к детям, исследуемую группу составили
40 семей.
Для выявления особенностей развития творческого воображения детей с учетом родительского отношения к ним исследуемые группы составили: мальчики старшего дошкольного возраста, родительское отношение к которым выстраивается с преобладанием одного из следующих типов: кооперация, симбиоз, авторит арная гиперсоциализация, маленький неудачник; девочки старшего дошкольного возраста, родительское отношение к которым выстраивается аналогично с преобладанием одного из вышеперечисленных типов.
Слайд 9Рис.1 Распределение результатов исследования развития творческого воображения у дошкольников 5-6 лет
группы № 1 (методика « Тест креативности»).
Слайд 10Рис.2 Распределение результатов исследования развития творческого воображения у дошкольников 5-6 лет
группы № 2 (методика « Тест креативности»)
Слайд 11Рис. № 3 : Распределение результатов исследования родительского отношения к детям
5-6 лет
Слайд 12Рис. 4 Распределение результатов исследования развития творческого воображения у дошкольников 5-6
лет
( мальчики),отношение к которым строится по типу «Кооперация».(методика « Тест креативности»)
Слайд 13Рис. № 5. Распределение результатов исследования развития творческого воображения у дошкольников
5-6 лет(мальчики), отношение к которым строится по типу « Симбиоз». (методика « Тест креативности»)
Слайд 14Рис. № 6 . Распределение результатов исследования развития творческого воображения у
дошкольников 5-6 лет(мальчики), отношение к которым строится по типу « Маленький неудачник». (методика « Тест креативности»)
Слайд 15Рис. № 7. Распределение результатов исследования развития творческого воображения у дошкольников
5-6 лет ( мальчики) отношение к которым строится по типу «авторитарная гиперсоциализация».(методика « Тест креативности»)
Слайд 16Рис. № 8. Распределение результатов исследования развития творческого воображения у дошкольников
5-6 лет(девочки), отношение к которым строится по типу «Кооперация» . (методика « Тест креативности»)
Слайд 17Рис. № 9. Распределение результатов исследования развития творческого воображения у дошкольников
5-6 лет(девочки), отношение к которым строится по типу «Симбиоз». (методика « Тест креативности»)
Слайд 18Рис. № 11. Распределение результатов исследования развития творческого воображения у дошкольников
5-6 лет(девочки), отношение к которым строится по типу «Авторитарная гиперсоциализация» . (методика « Тест креативности»)
Слайд 19Рис. № 10 . Распределение результатов исследования развития творческого воображения у
дошкольников 5-6 лет(девочки), отношение к которым строится по типу «Маленький неудачник» . (методика « Тест креативности»)
Слайд 20Рекомендации родителям и педагогам по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного
возраста 5-6 лет
В играх с детьми использовать:
Использовать заместители предметов.
Осуществлять «опредмечивание» неопределенного объекта
Создавать образы на основе словесного описания либо неполного графического изображения.
Подчинять свое воображение определенному замыслу, создавать и последовательно реализовывать план этого замысла.
Проводить упражнения для развития творческого воображения детей.
Слайд 21Вывод
Наше исследование показало, что уровень развития творческого воображения выше у дошкольников,
чью семью характеризует эффективный тип родительского отношения – кооперация. При таких типах родительского отношения как, симбиоз и « маленький неудачник» воображение характеризуется как среднее. Плохо сказывается на развитие творческого воображения такой тип родительского отношения как - авторитарная гиперсоциализация. Независимо от гендерных различий, благоприятным типом родительского отношения является кооперация и негативным типом родительского отношения – авторитарная гиперсоциализация.
Исследование развития творческого воображения с учетом гендерных различий у детей старшего дошкольного возраста, показало, что уровень развития творческого воображения несколько выше у мальчиков, чем у девочек в 5-6 летнем возрасте.