Слайд 1АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ как эффективное средство реализации ФГОС
-
Слайд 2 Ученик – это не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь.
Слайд 3 Учителям нужно постоянно учиться,
ЧТОБЫ БЫТЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ФОНТАНОМ ИДЕЙ, ЗНАНИЙ, СВЕТА,
а не тусклой
керосиновой
лампой, чуть излучающей свет.
Слайд 4… Обеспечение гуманизации образования, создание новой культуры образовательной среды школы, привлекательной,
комфортной и здоровой для учащихся, учителей, родителей и управленцев…
Одна из функций ФГОС:
Слайд 5Универсальные навыки –
требования, предъявляемые жизнью
способность принимать решения и умение решать
проблемы,
коммуникативные умения и качества,
умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи,
умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей,
лидерские умения и качества,
умение работать в команде и др.
успех в профессиональной
деятельности
успех
в общественной деятельности
гармония
в личной жизни
Слайд 6Низкая учебная мотивация
Нежелание учиться
Проблема современной школы
Низкое качество обучения
Слайд 7Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к
тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому
(Руссо Жан-Жак)
Тем, кто хочет учиться, часто вредит авторитет тех, кто учит
(Цицерон Марк Туллий)
Слайд 8Изменение роли ученика
Ученик – активный участник образовательного процесса
Ученик – послушный исполнитель
АМО
(активные методы обучения)
Слайд 9Что такое АМО?
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность
и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
АМО строятся на:
использовании знаний и опыта обучающихся,
вовлечении в процесс всех органов чувств,
групповой форме организации их работы,
деятельностном подходе к обучению,
разнообразных коммуникациях,
творческом характере обучения,
практической направленности,
диалоге и полилоге,
интерактивности,
игровом действе,
рефлексии,
движении.
Слайд 10Эффекты АМО
Человек запоминает:
только 10% того, что
он читает,
20% того, что слышит,
30% того, что видит;
50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,
80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
(данные были получены немецкими, американскими и российскими исследователями)
Слайд 11Развитие высокой мотивированности,
интерес и желание заниматься
АМО для ученика
игровая форма
разбора и презентации материала,
возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий,
подключение творчества при подготовке презентации,
соревнование команд,
азарт,
значительная доля самостоятельности на уроке,
ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими
Слайд 12Изменение роли учителя
Модератор, консультант, наставник, старший партнер
«контролирующий орган»
Технология модерации
Слайд 13Каждому этапу урока – свои АМ
АМ начала образовательного мероприятия
АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
АМ презентации учебного материала
АМ организации самостоятельной работы над темой
АМ релаксации
АМ подведения итогов урока
Слайд 14АМО начала урока «Групповое гудение»
Упражнение помогает управлять активностью
класса. Учитель ориентируется по состоянию детей, пришедших на урок. Упражнение можно использовать как для того, чтобы разогреть пассивную группу, так и для того чтобы успокоить чрезмерно активную
Описание: Ученики стоят у своих мест. Учитель просит их начать тихое гудение. После того как все загудели, учитель спрашивает учеников, могут ли они гудеть громче.
Учитель просит класс гудеть громче, либо тише и еще тише. Можно попросить класс варьировать громкость в зависимости от положения руки учителя – гудеть громче, если рука поднимается вверх, и тише, если она опускается вниз.
В конце учитель либо опускает руки до пола, и гудение становится почти неслышным (в этом варианте упражнение работает на то, чтобы утихомирить учеников), либо, если нужно их взбодрить, поднимает руки вверх настолько насколько позволяет рост, и гудение становится максимально громким.
Слайд 15АМО «Кластер»
Приём графической систематизации материала. Автором данного приема является американец Гудлат.
Выделение
смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Мысли "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.
Данный прием можно использовать на любом этапе урока
Слайд 16
Элементарные частицы
(около 400)
Масса покоя
Электричес
кий заряд
Энергия
Функции
отрицательно заряженные
положительно заряженные
частицы
электрически нейтральные
Анти-
частицы
переносчики взаимодействия
участники
взаимодействия
барионы
мезоны
без-массовые
лептоны
АМО «Кластер»
(Тема «Элементарные частицы» 11 класс)
Слайд 17Кластер темы
«Фундаментальные взаимодействия» 11 класс
Слайд 18Кластер темы «Фундаментальные частицы»
11 класс
Слайд 19АМО «Мозговой штурм»
Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming)
— оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Слайд 20Этапы и правила мозгового штурма:
1. Постановка проблемы. Предварительный этап.
2.
Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма.
Правила для этого этапа:
Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе оценка приветствуется.
Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн.
Слайд 21Таблица самооценок групп
Критерии оценки:
«5» - получили контрольное решение
«4» - были верные
идеи
«3» - нет верных идей
Слайд 22Реши задачу!
Как наполнить ведро три раза до краёв, ни
разу его не опорожняя?
Слайд 23Реши задачу!
Пловец на длинные дистанции тренируется летом в
открытых водоёмах – реке, озере, море. Зимой же приходится тренироваться в закрытых водоёмах – бассейнах: чтобы проплыть многокилометровую дистанцию, пловцу нужно каждый раз разворачиваться, проплывая длину бассейна. Предложите способ наиболее удобных тренировок на длинные дистанции в условиях бассейна.
Слайд 24АМ рефлексии “Мозаика из слов”
Организация
Все участники делятся на
мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает бумагу и должна за 5 минут придумать максимум прилагательных-определений, которые подходят к пройденному уроку. Например, активный, информативный и т.д.
После чего они зачитывают полученный список прилагательных.
Обсуждение. Не обязательно. Можно попросить группы прокомментировать интересные идеи, которые они выскажут.
Вариант. Можно попросить группы вместо прилагательных составить список ключевых понятий и терминов, связанных с темой урока.
Упражнение помогает обучающимся вспомнить то, что происходило на уроке, соединить в единое целое свои впечатления о нем и полученную информацию. Также упражнение помогает завершить урок в живой, активной, запоминающейся манере.
Слайд 25АМО рефлексии «Мишень»
Цель: создать условия для рефлексивно-оценочных действий учащихся.
Организация: Учитель
предлагает заполнить лист самооценки работы на уроке - «выстрелить» в мишень (поставить точку на мишени). Оценить по 5-бальной шкале собственную учебную деятельность на уроке, собственные достижения, своё эмоциональное самочувствие.
Слайд 26Подводя итоги…
Широкое внедрение АМО в школьный образовательный процесс является
стратегической задачей сегодняшнего дня.