Слайд 1Место работы:
Структурное подразделение
МБОУ Кочуновской ООШ
Инкинский детский сад
Должность : воспитатель
Стаж
педагогической деятельности:
28 лет
Образование : высшее
Квалификационная категория: Не имею
Кузьмина Елена Серафимовна
На свете есть много профессий,
И в каждой есть прелесть своя.
Но нет благородней, нужней и чудесней,
Чем та, кем работаю я!
Слайд 2 Активизация познавательной деятельности детей старшего дошкольного
возраста посредством метода моделирования.
Слайд 3Условия формирования
личного вклада в развитие образования
Научно-исследовательские условия:
разработка учебных материалов для
организации обучения;
изучение литературы по заданной теме.
Методические условия:
предлагать рассмотреть явления в различных позициях;
побуждать делать сравнения, обобщения, выводы;
ставить конкретные вопросы;
ставить проблемные задачи.
Организационно-педагогические условия:
курсовая подготовка;
работа в методических объединениях района;
самообразование;
диагностика собственного опыта;
открытые занятия;
педсоветы;
изучение образовательных стандартов.
Слайд 4«Актуальность
личного вклада в развитие образования»
.
Современному ребенку необходимо не только много
знать, сколько последовательно и доказательно мыслить , проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе выделяют интеллектуальную готовность, которая включает достаточно высокий уровень развития познавательной деятельности и мыслительных операций.
Актуальной задачей умственного воспитания является развитие навыков систематизации знаний, которых в старшем дошкольном возрасте у ребенка накоплено уже достаточно много. Здесь целесообразно применять метод моделирования, поскольку он позволяет устанавливать причинно- следственные связи,показывать скрытые характеристики объектов и явлений, давать наиболее полное представление об окружающем мире.
Слайд 5«Теоретическое обоснование
личного вклада в развитие образования»
Теоретической базой моего опыта является
изучение опыта
психологов: Д.Б. Эльконина, Л.А Венгера, Н.А Ветлугиной Н.Н. Поддьякова
педагогов: Ветровой, Е.Ф Тереньтьевой, И.Г. Песталоци, К.Д. Ушинского
Слайд 6«Цель и задачи
педагогической деятельности»
Цель:
эффективное применение метода моделирования в
систематизации знаний по формированию представлений об окружающем мире в процессе познавательной деятельности детей
Задачи:
Углубление и расширение знаний детей об окружающем мире, используя предметные модели, предметно- схематические модели, графические модели( графики , схемы), мнемотаблицы.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами, перекодированию информации ( преобразование из абстрактных символов в образы).
Воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности.
Слайд 7«Ведущая педагогическая идея»
«Метод моделирования является действенным
( результативным) средством развития познавательных
процессов, формирования представлений детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире.»
Слайд 8«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»
Система работы:
Диагностический этап
Прогностический
этап
Практический этап
Обобщающий этап
Слайд 9«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»
Было выявлено:
Дети с трудом
объясняют экологические зависимости, имеют слабое
Представление о взаимосвязях человека с окружающей средой, знания о природе.
У 45% группы недостаточно сформированы произвольные процессы запоминания. Низкий уровень ассоциативной, смысловой и слуховой памяти, недостаточный объем и слабая переключаемость внимания.
Большинство воспитанников не владеют навыками анализирования, синтезирования, абстрагирования, сравнения, обобщения; затрудняются проводить простейшие аналогии.
Слайд 10«Диапазон личного вклада педагога
в развитие образования и степень его новизны»
Формы
и методы работы
Наглядный
Словесные
Практические
Игровые
Слайд 11«Диапазон личного вклада педагога
в развитие образования и степень его новизны»
1
этап метода моделирования
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
основное назначение моделей –облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым свойствам, связям и качествам объектов
Слайд 12«Диапазон личного вклада педагога
в развитие образования и степень его новизны»
Второй
вид модели – двигательное Моделирование
Развитие понимания последовательности действий в сказке на основе построенных наглядных моделей.
Первое действие при выполнении творческих заданий –опредмечивание, т.е заместитель превращается в предмет
( крыша дома- треугольник, мышка – серый кружок и т.д.)
Слайд 13«Диапазон личного вклада педагога
в развитие образования и степень его новизны»
Работа
с мнемотаблицами
Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы
Пересказ сказки с опорой на символы ( образы), т.е , происходит обработка метода запоминания.
Делается графическая зарисовка мнемотаблицы ( крокирование слов)
Какая сказка « спряталась в таблицу? Про кого эта сказка?
Слайд 14«Диапазон личного вклада педагога
в развитие образования и степень его новизны»
Модель
аквариума
Модель уголка природы
Слайд 15«Диапазон личного вклада педагога
в развитие образования и степень его новизны»
Слайд 16«Диапазон личного вклада педагога
в развитие образования и степень его новизны»
2
этап метода моделирования
Модель предмета
Опираясь на модель дети
выделили
признаки данного предмета.
Модель животного
Опираясь на модель дети
выделили
признаки данного животного
Модель насекомого
Опираясь на модель дети
выделили
признаки данного насекомого.
Слайд 17Диапазон личного вклада педагога
в развитие образования и степень его новизны
Составление
графических памяток
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно развивает мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
С детьми рассматриваем простой предмет.
Анализируются особенности его формы, структуры, выделяются его существенные признаки и функция.
Придумывание значка-схемы и его «запись» на лист бумаги. Поощряется создание простых схем.
Творческое задание «Учимся крокировать слова»
Слайд 18«Диапазон личного вклада педагога
в развитие образования и степень его новизны»
Составление
сюжетной сказки по мнемодорожкам с использованием приема наложения.
Графическая зарисовка условных обозначений, характерных для каждого времени года
Сезонные явления природы «Ключ» к запоминанию и воспроизведению информации о времени года и его признаках в мнемотаблицах.
Сезонные явления природы
Слайд 19«Результативность профессиональной
педагогической деятельности»
Расширялись и углублялись знания детей об окружающем мире.
Диагностика.
Область«Познавательное развитие»
Уровни развития 2017- 2018
Высокий - 20% - 55%
Средний, - 60% - 45%
Низкий, - 20%
Слайд 20«Результативность профессиональной
педагогической деятельности»
Мнемотехника помогла развить ассоциативное мышление, зрительную и слуховую
память, зрительное и слуховое внимание, воображение, речь детей
Диагностика.
Область «Речевое развитие»
Уровни развития 2017 -2018
Высокий уровень - 20% - 40%
Средний уровень - 55% - 45%
Низкий уровень - 25% - 15%
Слайд 21«Результативность профессиональной
педагогической деятельности»
Расширялись и углублялись знания детей об окружающем мире.
Наглядный метод моделирования помог развить мыслительные процессы, речь детей стала более последовательной и логически выстроенной, обогатился активный речевой словарь.
Дети стали проявлять любознательность, научились анализировать, рассуждать, сравнивать, обобщать, делать умозаключения и самостоятельные выводы. Научились приёмам работы с мнемотаблицами, освоили простые графические формы символизации.
Гуманно стали относиться к живому, друг к другу, взрослым, старшим людям, к растениям и животным.
Слайд 22Диапазон опыта
Организация занятий по разделам «Ребёнок и окружающий мир», «Развитие
речи», «Художественная литература».
Организация занятий в нетрадиционной форме «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», «Как зимуют дикие животные» и др.
Дидактические игры на прогулке и в самостоятельной деятельности детей «Сделай узор», «Сбор фруктов», «Подбери по цвету».
Индивидуальная работа с детьми с опорой на мнемотаблицы по заучиванию стихотворений, составлению рассказов об овощах и фруктах, сказок, описанию предметов, моделированию загадок, придумыванию символов, которые обозначают разные признаки объектов и явлений природы.
Игровые упражнения «Дорисуй картинку», «А что потом?», «Говори наоборот», «Кто кем будет», «Поможем художнику», «Кто это и что с ним однажды случилось».
Консультации для родителей «Развитие мышления и умственных способностей вашего ребенка», «Моделирование сказки на новый лад», круглый стол «Поиграем-помечтаем».
Родительские собрания «Как играть с ребенком», «Развитие мыслительной деятельности, памяти и внимания».
Мастер-класс для воспитателей «Занятие–модель «Как зимуют дикие животные»
Слайд 23Степень новизны
Применение в работе:
Авторские разработки мнемотаблиц по темам: «Времена
года», «Дикие животные», «Домашние животные», «Среда обитания», «Сказки». Мнемотаблицы Т.В. Большевой
Авторские модели «Яблоко», «Животное», «Насекомое»
Авторские схемы для составления рассказов о временах года Методические разработки занятий
Схемы-маршруты
Схемы-читалочки
Картинки для тренировки зрительных анализаторов «Зоркий глаз»
Схемы «Расскажи стихи руками»
Дидактические игры
Консультации для родителей и педагогов
Слайд 24«Транслируемость
практических достижений»
выступления и мастер-классы на педсоветах в ДОУ;
размещение учебно-методических ресурсов
в сетевых
Интернет-проектах.
Опыт работы может быть использован любым педагогом дошкольного образования независимо от стажа работы и квалификационной категории.
Слайд 25Литература:
Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду
(мир растений).М.: «Творческий центр»». 2004.
Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду..-М,: ТЦ Сфера,2004.
Каменева Л.А. Мир природы и ребенок .- СПб.: Акцидент ,_1988. -319с.4.
Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
Кузнецов В.Н. Программы: Экология. - М.: Просвещение, 2006.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников .-М.: Академия, 1999.
Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002.
Романенко О. Г., Данилова Л. И., Дорошина Т. В.
Метод моделирования в экологическом воспитании детей.
Николаева Н. С. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. -М. ,1995г