Слайд 1Основные закономерности психофизического развития ребенка с ОВЗ.
.
г. Ростов-на-Дону
2016
г.
Федеральное агентство по образованию
ФГО ВО «Южный федеральный университет»
Факультет педагогики и практической психологии
Отделение специального образования
Кафедра коррекционной педагогики
Слайд 2Содержание:
1. Основные понятия
2. Основные закономерности психофизического развития ребенка с ОВЗ
3. Особенности
психофизического развития у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
4. Психофизическое развитие детей с нарушениями слуха
5. Психофизическое развитие детей с нарушениями зрения
6. Особенности психофизического развития у детей с ТНР.
7. Биологические и социальные факторы, их роль в нормальном и отклоняющемся развитии.
8. Основные категории аномальных детей
9. Причины аномального развития
10. Теория Л.В Выготского « О сложности структуре дефекта»
11.Список литературы
Слайд 3Основные термины
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения
психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Недостаток - физический или психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях повторной экспертизой;
Аномалия (греч.anomalia – неровность, отклонение) – отклонение от нормы в структуре и (или) функции организма в целом или его частей.
К аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушениям общего развития.
Слайд 4Основные закономерности психофизического развития ребенка с ОВЗ
В основе оценки физического развития
лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма.
Психическое развитие - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций, изменение их количественных и качественных характеристик и в тоже время преобразование уже существующих форм психики.
Психофизическое развитие
Психическое развитие
Физическое развитие.
Слайд 5Психофизическое развитие детей с нарушениями слуха
Дети, имеющие нарушения слуха, отстают от
нормально слышащих детей по развитию двигательной сферы. Некоторая неустойчивость, трудности сохранения статичного и динамичного равновесия, недостаточно точная координация и неуверенность движений, относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки сохраняются у многих на протяжении всего дошкольного возраста. У большинства детей имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата. Низкая, по сравнению со слышащими, скорость выполнения отдельных движений замедляет темп деятельности в целом.
Ребенок с нарушением слуха очень отличается от слышащих детей по развитию речи. Глухой ребенок обычно пользуется в общении естественными жестами, произносит несколько лепетных слов, относя их к достаточно широкому кругу предметов и явлений. Речь глухих детей в этом возрасте лет бедна по словарю, по способам высказывания. Замедлены все психические процессы.
Слайд 6 Психофизическое развитие детей с нарушениями зрения
Ребенок с нарушением зрения отстает в
развитии координации рук, что ведет к задержке развития мелких движений пальцев, развития моторики. Отмечаются затруднения в формировании ходьбы, наблюдается неуверенность при принятии вертикальной позы. Двигательные затруднения и слабость ориентировочной деятельности слепого ребенка влияют и на его эмоциональную сферу, вызывая боязнь передвижения в пространстве, что в свою очередь тормозит развитие ориентировки и движения.
На психическом развитии дошкольника с нарушениями зрения неблагоприятно сказывается ограниченный запас знаний и представлений, трудности в осуществлении предметной деятельности. Эти вторичные нарушения приводят к замедлению темпа развития и к длительному пребыванию ребенка на качественно более низком уровне психического развития.
Слайд 7Особенности психофизического развития у детей с ТНР.
Первичная патология речи отражается на
развитии мышления, тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. В физическом развитии отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, заметны отставания в двигательной сфере.
Первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Речь этих детей малопонятна. Присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Слайд 8Особенности психофизического развития у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Более 30% детей
с нарушениями ОДА гиперактивные, агрессивные, легковозбудимые, характерна низкая работоспособность, повышенная утомляемость, двигательная неловкость, отсутствие концентрации внимания, низкая познавательная активность как результат ограниченный запас знаний и представлений об окружающем. Недостаточность ручной моторики и зрительно-моторной координации, несформированность пространственных представлений и слабость кинестетических ощущений в общей, ручной и речевой моторике. Обычно имеют место наиболее тяжелые недостатки звукопроизносительной стороны речи, которые нередко сочетаются с нарушениями слуха.
Дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других — робость, застенчивость, заторможенность.
Слайд 9Особенности психофизического развития у детей с задержкой психического развития.
Дети с ЗПР
более зависимы от взрослого, значительно менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, Значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии, да и «главное занятие» этого возраста — игровая деятельность — у них тоже еще недостаточно сформирована. Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот.
Отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности.
Особенности психофизического развития у детей с умственной отсталостью.
Ребенок с умственной отсталостью значительно отстает в развитии всех психических функций. У умственно отсталых детей наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. У детей отсутствует активный поиск решения, они остаются равнодушными к результату. Умственно отсталый ребенок дошкольного возраста не умеет ориентироваться в пространстве, не использует прошлый опыт, не может оценить свойства объектов и отношения между ними. Отдельные дошкольники даже в 5 лет пользуются лепетными словами или произносят лишь первый слог нужного слова. Фонетический строй речи почти у всех таких детей к началу школьного обучения оказывается сформированным не полностью.
Слайд 10 Биологические и социальные факторы, их роль в нормальном и отклоняющемся
развитии.
Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака.
Л.С. Выготский убедительно доказал, что «врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития - естественный и культурный - совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка»
Слайд 11К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в физическом и
психическом развитии детей, относятся:
хромосомно-генетические отклонения как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций;
инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп);
венерические заболевания;
эндокринные заболевания матери;
несовместимость по резус-фактору;
алкоголизм и прием наркотиков родителями;
биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды), воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития;
серьезные отклонения в соматическом здоровье матери;
гипоксические;
токсикозы матери во время беременности;
патологическое протекание родовой деятельности;
мозговые травмы и тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;
хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте.
Слайд 12К социальным факторам риска относятся:
неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать
будущего ребенка и которые направлены непосредственно против самого ребенка (например, желание прервать беременность, негативные или тревожные чувства, связанные с будущим материнством и т.п.);
длительные отрицательные переживания матери (это приводит к сужению сосудов плода, гипоксии, отслойке плаценты и преждевременным родам);
сильные кратковременные стрессы – потрясения, испуги (это может привести к самопроизвольному выкидышу);
психологическое состояние матери во время родов;
отрыв ребенка от матери или лиц ее заменяющих, недостаток эмоционального тепла, бедная в сенсорном отношении среда, неправильное воспитание, бездушное и жестокое отношение к ребенку и пр.
Слайд 13Основные категории аномальных детей
педагогическая классификация
Слайд 14Причины аномального развития
По времени
воздействия
По характеру
поражения
Врожденные
Приобретенные
Органические
Слайд 15По характеру нарушения:
Органические – при которых имеются дегенеративные (разрушительные) или деструктивные
(с изменением строения) повреждения ткани, органа. Например:
травма (разрыв тканей);
инфекция (воспалительный процесс при заболевании, сопровождающийся повреждением или разрушением клеток);
интоксикация (гибель клеток или изменение их строения под воздействием ядов).
Слайд 16По характеру нарушения:
Функциональные – при которых нет повреждений тканей, органов.
Например:
нарушения санитарно-гигиенических норм, приводящие к дисфункции органов: недостаток света – к снижению зрения;
неблагополучное социальное окружение, которое ведет к нарушению психофизического развития: плохая речь окружающих – к дефектам речи, дефицит раздражителей окружающей среды – к сенсорной депривации (депривация – лишение).
Слайд 17Причины аномального развития
ВРОЖДЕННЫЕ
ПРИОБРЕТЕННЫЕ
По времени воздействия
Слайд 18По времени воздействия
Врожденные
аномалии
развития
Наследственные
(эпилепсия,
шизофрения)
Наследственные болезни с нарушением обмена
веществ
Изменения
хромосомного
набора
(болезнь Дауна)
Врожденные болезни
(гидроцефалия)
Слайд 20ТЕОРИЯ Л.С.ВЫГОТСКОГО
О СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЕ ДЕФЕКТА
БИОЛОГИЧЕСКИЙ
ФАКТОР
ИСКАЖЕНИЕ
СЛУХОВОГО
ВОСПРИЯТИЯ
НАРУШЕНИЕ
ВНИМАНИЯ,
ЗАДЕРЖКА
ФОРМИРОВАНИЯ
МЫСЛИТЕЛЬНЫХ
ПРОЦЕССОВ
НАРУШЕНИЕ
ОБЩЕНИЯ
ОСОБЕНОСТИ
ХАРАКТЕРА
НАРУШЕНИЕ
РЕЧИ
ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ
СНИЖЕНИЕ СЛУХА
ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И ОТКЛОНЕНИЙ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА
Слайд 21ТЕОРИЯ Л.С.ВЫГОТСКОГО
О СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЕ ДЕФЕКТА
БИОЛОГИЧЕСКИЙ
ФАКТОР
НАРУШЕНИЕ
ПРОСТРАН-
СТВЕННОЙ
ОРИЕНТАЦИИ
ОГРАНИЧЕНИЯ
ОБЩЕНИЯ
ОСОБЕННОСТИ
ХАРАКТЕРА
ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И ОТКЛОНЕНИЙ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА
ИСКАЖЕНИЕ
ЗРИТЕЛЬНОГО
ВОСПРИЯТИЯ
ОСОБЕННОСТИ
ПОХОДКИ
ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ
НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ
Слайд 22ТЕОРИЯ Л.С.ВЫГОТСКОГО
О СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЕ ДЕФЕКТА
БИОЛОГИЧЕСКИЙ
ФАКТОР
ЛИЧНОСТНЫЕ
ИЗМЕНЕНИЯ
ЗАТРУДНЕНИЯ
СОЦИАЛИЗАЦИИ
ПЕРВИЧНЫЙ
ДЕФЕКТ
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
ЗАМЕДЛЕНИЕ
ПСИХО-
МОТОРНОГО
РАЗВИТИЯ
НАРУШЕНИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
ПРОЦЕССОВ
НАРУШЕНИЯ
РЕЧИ
ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И ОТКЛОНЕНИЙ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА
Слайд 23ТЕОРИЯ Л.С.ВЫГОТСКОГО
О СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЕ ДЕФЕКТА
БИОЛОГИЧЕСКИЙ
ФАКТОР
Нарушение
познавательной
деятельности
Нарушение
общения
ПЕРВИЧНЫЙ
ДЕФЕКТ
Нарушение речи
Вторичная
задержка
психического
развития
Особенности
характера
Снижение
речевой
активности
ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ И ОТКЛОНЕНИЙ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА
Слайд 24Список литературы :
1 Дефектология: Словарь-справочник/Под ред. Б.П.Пузанова.-М.:Новая школа,1996. Выготский Л.С. Проблемы
дефектологии.- М.:Просвещение,1995
2 Абрамова Г.С. Возрастная психология, 2003
3 Лубовский В.И. Специальная психология, 2003
4 Т.А. Власова, М.С. Певзнер О детях с отклонениями в развитии, 2001
5 Косякова О.О. Логопсихология, 2014