Слайд 1Здоровьесберегающие
технологии
на уроках
биологии
Слайд 2Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения:
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период
обучения в школе,
сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Слайд 3Для достижения этой цели большую роль играет предмет «биология» -
позволяет
вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков;
в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы.
Слайд 4Все здоровьесберегающие уроки условно можно разделить на 3 типа:
I тип:
Стандартный, но
при этом хорошо продуманный урок, на котором хотя и ничего не говорится о здоровье, но это - здоровьесберегающий урок, т.к. учитель:
продумывает урок максимального умственного, психического, физического, нравственного комфорта учащихся;
помогает каждому ученику понять значимость данного урока для будущего и творчески работать на нем, используя свои способности;
максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения;
полноценно выполняет учебную программу, формирует у учащихся интерес к своему предмету.
Слайд 5II тип:
Уроки, в которые включены элементы здоровьесбережения:
это минутки здоровья, возникающие из
наблюдений учителя за вредными привычками учащихся (например: «Почему нельзя грызть ногти?», «Почему нельзя сидеть положа ногу на ногу?»);
по обучению учащихся новым упражнениям на снятие напряжения, стресса, утомления, упражнениям на развитие памяти, внимания, мышления, логики и т.д.;
это проблемные и эвристические вопросы для учащихся при изучении нового материала.
Слайд 6III тип:
Плановый урок здоровья.
Например:
Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой
медицинской помощи при отравлении грибами
Меры профилактики заболеваний, вызываемых червями
Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм
Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация.
Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении.
Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация.
Витамины и их роль в организме человека.
Нормы и режим питания. Нарушения обмен веществ.
Болезни и травмы кожи.
Слайд 7Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на
уроках биологии и повышение интереса к предмету.
В связи с этим важно во время урока:
чередовать различные виды учебной деятельности;
использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.
Большое значение имеет также:
эмоциональный климат на уроке: "хороший смех дарит здоровье",
мажорность урока,
эмоциональная мотивация в начале урока,
создание ситуации успеха.
Слайд 8Развитие коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижение
психоэмоционального напряжения достигается использованием
наглядности,
занимательных упражнений,
домашних заданий творческого характера,
игровых ситуаций на уроках,
разных форм уроков биологии.
Дети включаются в творческий процесс, поиск решений, служащих их развитию и снижению наступления утомления.
Использование компьютерных технологий также позволяет повысить заинтересованность учащихся, улучшить качество восприятия материала, а компьютерное тестирование учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.
Слайд 9Одна из проблем, остро стоящих не только в школе, но и
в обществе в целом, - гиподинамия.
Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе.
Слайд 10В связи с этим в структуру урока биологии необходимо:
активно внедрять физкультминутки
(расслабление кистей рук, массаж пальцев перед письмом, дыхательная гимнастика, предупреждение утомления глаз),
следить за правильностью осанки учеников.
При этом учитываются требования, предъявляемые к двигательной активности ребенка:
движения должны быть разнообразными, проводиться на начальном этапе утомления,
предпочтение надо отдавать упражнениям для утомленных групп мышц,
подбор упражнений необходимо вести в зависимости от особенностей урока.
Слайд 11Знакомя учащихся со строением опорно-двигательной системы, надо акцентировать внимание школьников на
значении физических упражнений для ее развития.
Слайд 12При изучении дыхательной системы желательно осуществлять тренировку дыхания, которая, не занимая
много времени, позволяет не только развивать органы дыхания, но и способствует повышению культуры общения.
Слайд 13При изучении пищеварительной системы дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их
энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Необходимо обращать внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания, проводить работу по повышению культуры приема пищи, соблюдению основных гигиенических требований. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления.
Слайд 14Можно провести викторину "Знаешь ли ты витамины?"
Как соотносится термин "витамины" с
функциями веществ, которые он обозначает?
Что такое гиповитаминозы, авитаминозы, гипервитаминозы?
Как классифицируют витамины?
Охарактеризуйте авитаминозы витаминов А, В, С, D и предложите способы их лечения.
Расскажите о роли витамина С и его взаимосвязи с витамином РР и каротином (витамином А).
Как взаимосвязаны кулинарная обработка плодов и овощей и сохранность витаминов в них?
Какие витаминные препараты вы знаете и как их применять?
Почему в весеннее время важно употреблять в пищу как можно больше овощей и фруктов?
Какие продукты служат источником провитамина А?
С недостатком в пище какого витамина связано замедление роста человека?
Какие продукты служат источником витамина С?
Всегда ли прием витаминов полезен для здоровья?
Откуда произошло слово "витамины"?
С помощью каких опытов русский врач Н.И.Лунин открыл витамины? (на мышах)
Кто впервые предложил термин "витамин"? (К.Функ в 1912 г.)
Почему витамины влияют на обмен веществ? (в состав ферментов)
"Его называют скорбут или язвенный рот". О каком витамине идет речь? (С)
При недостатках какого витамина происходит воспаление нервов, боли в мышцах и суставах, судорога и паралич нижних конечностей? (В 1)
При недостатках какого витамина происходит расстройство зрения
(фотофобия), боязнь большого света, трещины в углах рта? (В2)
При недостатках какого витамина происходит нарушение аккомодации, ослабление памяти и язык приобретает вид лакированного? (РР)
При недостатках какого витамина слабеет сумеречное зрение, а в дальнейшем происходит полная потеря зрения? (А)
При недостатках какого витамина развивается рахит? (D)
Где образуется этот витамин при действии солнечных лучей? (В коже)
Витамин А - жирорастворимый или водорастворимый? (жирорастворимый)
Слайд 15Большое внимание следует уделять строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок,
обратив особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбирать на уроке, а на дом оставлять повторение.
Слайд 16Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной
формой педагогического процесса.
Слайд 17Рациональная плотность урока должна составлять не менее 60 % и не
более 75-80 %.
Слайд 18В содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем
учащихся, способствующие формированию у них ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем.
Слайд 19Количество видов учебной деятельности на уроке
должно быть 4-7
их смена осуществляться
через 7-10 мин.
Слайд 20В урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и
критического мышления.
Слайд 21В течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания,
способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
обучение должно проводиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.)
Слайд 22Должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;
необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию
деятельности учащихся, осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей.
Слайд 23На уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха
и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата - в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее.
Слайд 24Нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке
учащихся.
Слайд 25Необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки,
определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
Слайд 26Необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой
его части.
Слайд 27Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание,
озеленение, освещение кабинета. Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, лучший источник которых - растения. Кроме этого решается воспитательная задача: дети, привлеченные к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.
Слайд 28От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников
в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.
Слайд 29Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном
здоровье. Педагог должен подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем, так как собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни.
Слайд 39Письмо носом –
расслабляем мышцы шеи