Слайд 1Здоровьесберегающие технологии в биологии.
Докладчик: учитель биологии ГОУ СОШ № 484 Иванова
И.В.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 484
Слайд 2 Современные медицинские исследования подтверждают, что образ жизни
человека на 40 – 60% определяет состояние его здоровья. Образ жизни – понятие многоаспектное, в которое следует включить величину двигательной активности человека, рациональное ее сочетание с отдыхом, социальный статус человека, его жилищные условия, вредные привычки (курение, алкоголь, токсикомания, наркомания, несоблюдение правил личной гигиены, переедание, отсутствие режима дня).
Слайд 3 В последнее время тревогу у врачей,
учителей и родителей вызывает ухудшение здоровья учащихся. У школьников чаще выявляются дефекты осанки, склонность к артериальной гипертонии, нарушения зрения, повышенная нервная возбудимость, частые заболевания органов дыхательной и пищеварительной систем. В их режиме дня преобладает деятельность со статической нагрузкой, недостаточное пребывание на воздухе, недосыпание, нерациональное питание, чрезмерное увлечение просмотрами телепередач и игрой в компьютерные игры. Школьники с высокой мотивацией к учебе зачастую нещадно эксплуатируют свой организм, что также предрасполагает к развитию различных заболеваний.
Слайд 4Концепция Российского образования предполагает не только формирование различных знаний, умений и
навыков, но и формирование у подрастающего поколения телесного, духовного и социального здоровья, воспитание позитивного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей (Стандарт основного общего образования по биологии). Понятно, что ни один школьный предмет не имеет такой возможности, как биология, в раскрытии данной проблемы, и научить ребенка осознать ценность здоровья, управлять собственным здоровьем.
Слайд 5Здоровьесберегающие технологии, фундаментальной основой которых является системное проектирование деятельности по сохранению
здоровья с гарантированным достижением цели, имеют как минимум три задачи:
1. Единство состояния здоровья и успешности обучения.
2. Соответствие возможностей учащегося и предъявляемых к нему требований.
3. Ценностное отношение к здоровью.
Слайд 6Создание условий для здорового развития детей предусматривает:
соблюдение физиологических основ учебно-воспитательного режима
(учет времени трудоспособности, утомляемости, физкультурные минутки, учебная нагрузка);
гигиеническую оценку условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим; режим и организация учебно-воспитательного процесса, физического воспитания, питания; санитарно-противоэпидемический режим);
формирование здорового образа жизни;
внедрение медицинских, физиотерапевтических, психолого-педагогических методов коррекции;
разработку оздоровительных программ.
Слайд 7Выделяют несколько основных принципов здоровьесберегающей технологии:
Организация обучения через разные каналы восприятия
информации (зрение, слух, ощущение) в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также целей и задач урока.
Создание здоровьесберегающего пространства классной комнаты.
Знание недельных зон работоспособности и планирование уроков разной степени сложности.
Знание об уровнях работоспособности учащихся в течение рабочего дня.
Планирование контрольных работ, уроков нового материала, уроков обобщения в зависимости от места урока в сетке расписания.
Распределение интенсивности умственной нагрузки в течение урока и рабочего дня.
Слайд 8Гигиенические условия в кабинете: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение, отсутствие неприятных
раздражителей.
На практике имеются несколько простых принципов, которых можно свободно использовать как на уроках биологии, так и на других предметах
Слайд 9Смена видов деятельности, так как однообразие утомляет. Рекомендуется 4-7 видов за
урок по 7-10 минут. Но нужно помнить, что частые смены деятельности также утомляют детей. Этот момент урока должен быть тщательно продуман.
Слайд 10Желательно использовать на уроках не только словесный вид преподавания, но и
наглядный, аудиовизуальный, так как среди детей выделяют аудиалов, визуалов и кинестетиков.
Слайд 11Физкультминутки - обязательная составная часть урока. На 15-20 минут урока по
1 минуте из 3 легких упражнений с 3-4 повторениями. Учащиеся 5-6 классов выполняют их с большим удовольствием, а старшие классы могут работать самостоятельно. Желательно применять упражнения для мышечной релаксации и упражнения для профилактики зрительного утомления. Например: вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. Упражнения можно со временем менять.
Слайд 12Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со
здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма (влияние вредных привычек на системы органов, СПИД, ЗППП, профилактика гельминтозов, животные в медицине, лекарственные растения и т. д.).
Слайд 13Благоприятный психологический климат на уроке: доброжелательное отношение учителя, улыбка определяют положительное
воздействие школы на здоровье. Урок не полноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: шуток, поговорок, афоризмов. Избегать конфликтов. Психофизический комфорт - важнейшее условие предупреждения утомления.
Слайд 14В течение урока обращать внимание на позу ребенка (осанка).
Слайд 15Дети с нарушениями слуха и зрения сидят за первыми партами.
Часто болеющих
детей рассаживать дальше от наружной стен
Слайд 16Кабинет должен представлять собой здоровьесберегающее пространство. Давно доказано, что цветовая гамма
влияет на эмоциональное состояние человека, на его работоспособность. Такие цвета как синий, голубой, зеленый, желтый создают настрой «психического равновесия», повышают работоспособность в отличие от голых, однотонных стен. Очень положительно действует наличие в кабинете аквариума.
Слайд 17Недопустима задержка в классе после звонка на перемену.
Необходимо планировать урок таким
образом, чтобы контрольные работы проходили не последним уроком и не в конце недели.
Слайд 18Использование здоровьесберегающей технологии не требует от учителя специальной подготовки и больших
затрат времени. Каждый педагог в своей практике должен использовать простейшие элементы данной технологии.
Слайд 19Здоровьесберегающие технологии в биологии.
Докладчик: учитель биологии ГОУ СОШ № 484 Иванова
И.В.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Государственное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 484