Слайд 15 Июня – День эколога или всемирный день охраны окружающей среды.
Слайд 2Экология
Экология - это наука об изучении взаимоотношений живых организмов
с окружающей их средой.
Слайд 3Эрнст Геккель в 1866 г. ввел в науку термин экология.
Слайд 4Объект экологии
Основным объектом исследования экологии являются экосистемы.
Слайд 5 Экосистема или экологи́ческая систе́ма — биологическая система (биогеоценоз), состоящая из сообщества
живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними.
Слайд 6Предмет экологии
Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмами и
средой.
Слайд 7Стратегическая задача экологии
Стратегической задачей экологии считается развитие теории взаимодействия природы и
общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.
Слайд 8Цели экологии:
1. Разработка оптимальных путей взаимодействия общества и природы с
учетом законов существования природы;
Слайд 10Основные экологические проблемы
1. Изменение климата Земли в результате естественных геологических процессов,
усиленных тепличным эффектом, вызываемым изменениями оптических свойств атмосферы выбросами в нее главным образом СО, СО2, других газов;
2. Замусоривание околоземного космического пространства (ОКП), последствия которого до конца пока не осмыслены, если не считать реальную опасность космическим аппаратам, включая спутники связи, локации поверхности земли и другие, широко использующиеся в современных системах взаимодействия между людьми, государствами и правительствами;
3. Сокращение мощности стратосферного озонового экрана с образованием так называемых “озоновых дыр”, снижающих защитные возможности атмосферы против поступления к поверхности Земли опасной для живых организмов жесткой коротковолновой ультрафиолетовой радиации;
4. Химическое загрязнение атмосферы веществами, способствующими образованию кислотных осадков, фотохимического смога и других соединений, опасных для биосферных объектов, включая человека и создаваемых им искусственных объектов;
5. Загрязнение океана и изменение свойств океанических вод за счет нефтепродуктов, насыщения их углекислым газом атмосферы, в свою очередь загрязненной автотранспортом и теплоэнергетикой, захоронения в океанических водах высокотоксичных химических и радиоактивных веществ, поступления загрязнений с речным стоком, нарушения водного баланса прибрежных территорий в связи с регулирования рек;
6. Истощение и загрязнение всех видов источников и вод суши;
7. Радиоактивное загрязнение отдельных участков и регионов с тенденцией его расползания по поверхности Земли;
Слайд 118. Загрязнение почв вследствие выпадения загрязненных осадков (например - кислотные дожди),
неоптимального использования пестицидов и минеральных удобрений;
9. Изменение геохимии ландшафтов, в связи с теплоэнергетикой, перераспределением элементов между недрами и поверхностью Земли в результате горнометаллургического передела (например концентрация тяжелых металлов) или извлечения на поверхность аномальных по составу, высокоминерализованных подземных вод и рассолов;
10. Продолжающее накапливание на поверхности Земли бытового мусора и всякого рода твердых и жидких отходов;
11. Нарушение глобального и регионального экологического равновесия, соотношения экологических компонентов в прибрежной части суши и моря;
12. Продолжающееся, а местами - усиливающееся опустынивание планеты, углубление процесса опустынивания;
13. Сокращение площади тропических лесов и северной тайги, этих основных источников поддержания кислородного баланса планеты;
14. Освобождение в результате всех вышеуказанных процессов экологических ниш и заполнение ими иными, видами;
Слайд 1215. Абсолютное перенаселение Земли и относительное демографическое переуплотнение отдельных регионов, крайняя
дифференциация бедности и богатства;
16. Ухудшение среды жизнеобитания в переуплотненных городах и мегаполисах;
17. Исчерпание многих месторождений минерального сырья и постепенный переход от богатых ко все более бедным рудам;
18.Усиление социальной нестабильности, как следствия все большей дифференциации богатой и бедной части населения многих стран, возрастания уровня вооруженности их населения, криминализации, природных экологических катаклизмов.
Слайд 13Экологическая задача
Ученые создали автономную систему жизнеобеспечения человека “Биосфера”, где были воссозданы
экосистемы Земли. Для проведения эксперимента в “Биосферу-2” поселили 8 человек. Какие компоненты должны составлять эту экосистему, чтобы обеспечить жизнь людей? Почему в этой экосистеме резко упало содержание кислорода и эксперимент пришлось прекратить? В чем сходство “Биосферы-2” c кабиной космического корабля?