Презентация, доклад на тему Вводная лекция по анатомии человека

Содержание

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИАлкемон из Кратоны, который жил в V в. до н. э. первый начал анатомировать (вскрывать) трупы животных, чтобы изучить строение их тела, и высказал предположение о том, что органы чувств имеют

Слайд 1АНАТОМИЯ — ЭТО НАУКА, КОТОРАЯ ИЗУЧАЕТ ФОРМУ И СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА В

СВЯЗИ С ЕГО ФУНКЦИЯМИ, РАЗВИТИЕМ И ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ФИЗИОЛОГИЯ — НАУКА О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА, ЕГО ОРГАНОВ, ТКАНЕЙ И КЛЕТОК, ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЙ И СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА.

Анатомия и физиология человека

АНАТОМИЯ — ЭТО НАУКА, КОТОРАЯ ИЗУЧАЕТ ФОРМУ И СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА В СВЯЗИ С ЕГО ФУНКЦИЯМИ, РАЗВИТИЕМ И

Слайд 2КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ
Алкемон из Кратоны, который жил в

V в. до н. э. первый начал анатомировать (вскрывать) трупы животных, чтобы изучить строение их тела, и высказал предположение о том, что органы чувств имеют связь непосредственно с головным мозгом, и восприятие чувств зависит от мозга.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИАлкемон из Кратоны, который жил в V в. до н. э. первый

Слайд 3
Гиппократ - один из выдающихся ученых медицины Древней Греции. Изучению анатомии,

эмбриологии и физиологии он придавал первостепенное значение, считая их основой всей медицины. Он собрал и систематизировал наблюдения о строении тела человека, описал кости крыши черепа и соединения костей при помощи швов, строение позвонков, ребер, внутренние органы, орган зрения, мышцы, крупные сосуды.

Гиппократ - один из выдающихся ученых медицины Древней Греции. Изучению анатомии, эмбриологии и физиологии он придавал первостепенное

Слайд 4Аристотель вскрывая трупы животных, описал их внутренние органы, сухожилия, нервы, кости

и хрящи. По его мнению, главным органом в организме является сердце. Он назвал самый крупный кровеносный сосуд аортой.

Аристотель вскрывая трупы животных, описал их внутренние органы, сухожилия, нервы, кости и хрящи. По его мнению, главным

Слайд 5Александрийская школа врачей, которая была создана в III в. до н.

э. Врачам этой школы разрешалось вскрывать трупы людей в научных целях.
Александрийская школа врачей, которая была создана в III в. до н. э. Врачам этой школы разрешалось вскрывать

Слайд 6РИМСКИЙ АНАТОМ И ФИЗИОЛОГ КЛАВДИЙ ГАЛЕН (ОК. 130 — ОК. 201).

ОН ВПЕРВЫЕ НАЧАЛ ЧИТАТЬ КУРС АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА, СОПРОВОЖДАЯ ВСКРЫТИЕМ ТРУПОВ ЖИВОТНЫХ, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ОБЕЗЬЯН.
РИМСКИЙ АНАТОМ И ФИЗИОЛОГ КЛАВДИЙ ГАЛЕН (ОК. 130 — ОК. 201). ОН ВПЕРВЫЕ НАЧАЛ ЧИТАТЬ КУРС АНАТОМИИ

Слайд 7ТАДЖИКСКИЙ ВРАЧ И ФИЛОСОФ АБУ АЛИ ИБН СЫНА, ИЛИ АВИЦЕННА (ОК.

980—1037). ОН НАПИСАЛ «КАНОН ВРАЧЕБНОЙ НАУКИ», В КОТОРОМ БЫЛИ СИСТЕМАТИЗИРОВАНЫ И ДОПОЛНЕНЫ СВЕДЕНИЯ ПО АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ, ЗАИМСТВОВАННЫЕ ИЗ КНИГ АРИСТОТЕЛЯ И ГАЛЕНА. КНИГИ АВИЦЕННЫ БЫЛИ ПЕРЕВЕДЕНЫ НА ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК И ПЕРЕИЗДАВАЛИСЬ БОЛЕЕ 30 РАЗ.
ТАДЖИКСКИЙ ВРАЧ И ФИЛОСОФ АБУ АЛИ ИБН СЫНА, ИЛИ АВИЦЕННА (ОК. 980—1037). ОН НАПИСАЛ «КАНОН ВРАЧЕБНОЙ НАУКИ»,

Слайд 8БОЛЬШОЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ АНАТОМИИ ВНЕС ИТАЛЬЯНСКИЙ УЧЕНЫЙ И ХУДОЖНИК ЭПОХИ

ВОЗРОЖДЕНИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452—1519). ОН АНАТОМИРОВАЛ 30 ТРУПОВ, СДЕЛАЛ МНОЖЕСТВО РИСУНКОВ КОСТЕЙ, МЫШЦ, ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ, СНАБДИВ ИХ ПИСЬМЕННЫМИ ПОЯСНЕНИЯМИ. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ПОЛОЖИЛ НАЧАЛО ПЛАСТИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ.
БОЛЬШОЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ АНАТОМИИ ВНЕС ИТАЛЬЯНСКИЙ УЧЕНЫЙ И ХУДОЖНИК ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452—1519). ОН

Слайд 9ОСНОВАТЕЛЕМ НАУЧНОЙ АНАТОМИИ СЧИТАЕТСЯ АНДРАС ВЕЗАЛИЙ (1514—1564), КОТОРЫЙ НА ОСНОВЕ СОБСТВЕННЫХ

НАБЛЮДЕНИЙ, СДЕЛАННЫХ ПРИ ВСКРЫТИИ ТРУПОВ, НАПИСАЛ КЛАССИЧЕСКИЙ ТРУД В 7 КНИГАХ «О СТРОЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА»
ОСНОВАТЕЛЕМ НАУЧНОЙ АНАТОМИИ СЧИТАЕТСЯ АНДРАС ВЕЗАЛИЙ (1514—1564), КОТОРЫЙ НА ОСНОВЕ СОБСТВЕННЫХ НАБЛЮДЕНИЙ, СДЕЛАННЫХ ПРИ ВСКРЫТИИ ТРУПОВ, НАПИСАЛ

Слайд 10ИСПАНСКИЙ ВРАЧ МИГЕЛЬ СЕРВЕТ (1511—1553), УЧЕНИК ВЕЗАЛИЯ Р. КОЛОМБО (1516—1559) О

ДВИЖЕНИИ СЕРДЦА И КРОВИ У ЖИВОТНЫХ» (1628), ВЫСКАЗАЛИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О ПЕРЕХОДЕ КРОВИ ИЗ ПРАВОЙ ПОЛОВИНЫ СЕРДЦА В ЛЕВУЮ ЧЕРЕЗ ЛЕГОЧНЫЕ СОСУДЫ. ПОСЛЕ МНОГОЧИСЛЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ АНГЛИЙСКИЙ УЧЕНЫЙ УИЛЬЯМ ГАРВЕЙ (1578—1657) ИЗДАЛ КНИГУ «АНАТОМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ИСПАНСКИЙ ВРАЧ МИГЕЛЬ СЕРВЕТ (1511—1553), УЧЕНИК ВЕЗАЛИЯ Р. КОЛОМБО (1516—1559) О ДВИЖЕНИИ СЕРДЦА И КРОВИ У ЖИВОТНЫХ»

Слайд 11 На протяжении XVII—XVIII вв. появляются не только новые открытия в области

анатомии, но и начинает выделяться ряд новых дисциплин: гистология, эмбриология, несколько позже — сравнительная и топографическая анатомия, антропология.

На протяжении XVII—XVIII вв. появляются не только новые открытия в области анатомии, но и начинает выделяться ряд

Слайд 12Клеточная теория Т. Шванна (1810—1882), эволюционная теория Ч. Дарвина поставили перед

анатомической наукой ряд новых задач: не только описывать, но и объяснять строение тела человека, его особенности, раскрывать в анатомических структурах филогенетическое прошлое, разъяснять, как сложились в процессе исторического развития человека его индивидуальные признаки.

Клеточная теория Т. Шванна (1810—1882), эволюционная теория Ч. Дарвина поставили перед анатомической наукой ряд новых задач: не

Слайд 13РЕНЕ ДЕКАРТОМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ «ОТРАЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА». ОН ВНЕС В ФИЗИОЛОГИЮ

ПОНЯТИЕ О РЕФЛЕКСЕ.
РЕНЕ ДЕКАРТОМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ «ОТРАЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА». ОН ВНЕС В ФИЗИОЛОГИЮ ПОНЯТИЕ О РЕФЛЕКСЕ.

Слайд 14М. В. ЛОМОНОСОВ (1711—1765) ОТКРЫЛ ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИИ И ЭНЕРГИИ, ВЫСКАЗАЛ

МЫСЛЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ ТЕПЛА В САМОМ ОРГАНИЗМЕ, СФОРМУЛИРОВАЛ ТРЕХКОМПОНЕНТНУЮ ТЕОРИЮ ЦВЕТНОГО ЗРЕНИЯ, ДАЛ ПЕРВУЮ КЛАССИФИКАЦИЮ ВКУСОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ.
М. В. ЛОМОНОСОВ (1711—1765) ОТКРЫЛ ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИИ И ЭНЕРГИИ, ВЫСКАЗАЛ МЫСЛЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ ТЕПЛА В САМОМ

Слайд 15С. Г. ЗАБЕЛИН (1735—1802) ЧИТАЛ ЛЕКЦИИ ПО АНАТОМИИ И ИЗДАЛ КНИГУ

«СЛОВО О СЛОЖЕНИЯХ ТЕЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И СПОСОБАХ, КАК ОНЫЕ ПРЕДОХРАНЯТЬ ОТ БОЛЕЗНЕЙ», ГДЕ ВЫСКАЗАЛ МЫСЛЬ ОБ ОБЩНОСТИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА.
С. Г. ЗАБЕЛИН (1735—1802) ЧИТАЛ ЛЕКЦИИ ПО АНАТОМИИ И ИЗДАЛ КНИГУ «СЛОВО О СЛОЖЕНИЯХ ТЕЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И

Слайд 16Е. О. МУХИН (1766—1850), КОТОРЫЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ ЛЕТ ПРЕПОДАВАЛ АНАТОМИЮ,

НАПИСАЛ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «КУРС АНАТОМИИ».
Е. О. МУХИН (1766—1850), КОТОРЫЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ ЛЕТ ПРЕПОДАВАЛ АНАТОМИЮ, НАПИСАЛ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «КУРС АНАТОМИИ».

Слайд 17ОСНОВАТЕЛЕМ ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ ЯВЛЯЕТСЯ Н. И. ПИРОГОВ (1810—1881). ОН РАЗРАБОТАЛ ОРИГИНАЛЬНЫЙ

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА НА РАСПИЛАХ ЗАМОРОЖЕННЫХ ТРУПОВ.
ОСНОВАТЕЛЕМ ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ ЯВЛЯЕТСЯ Н. И. ПИРОГОВ (1810—1881). ОН РАЗРАБОТАЛ ОРИГИНАЛЬНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА НА РАСПИЛАХ

Слайд 18ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ АНАТОМИЮ ОСНОВАЛ АНАТОМ П. Ф. ЛЕСГАФТ (1837—1909).

ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ АНАТОМИЮ ОСНОВАЛ АНАТОМ П. Ф. ЛЕСГАФТ (1837—1909).

Слайд 19МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ВЫДЕЛЯЮТ ДВЕ ГРУППЫ МЕТОДОВ.

ПЕРВАЯ ГРУППА ПРИМЕНЯЕТСЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА НА ТРУПНОМ МАТЕРИАЛЕ, А ВТОРАЯ — НА ЖИВОМ ЧЕЛОВЕКЕ.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ     ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ВЫДЕЛЯЮТ ДВЕ ГРУППЫ МЕТОДОВ. ПЕРВАЯ ГРУППА

Слайд 20В ПЕРВУЮ ГРУППУ ВХОДЯТ: 1) МЕТОД РАССЕЧЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ПРОСТЫХ ИНСТРУМЕНТОВ (СКАЛЬПЕЛЬ,

ПИНЦЕТ, ПИЛА И ДР.) — ПОЗВОЛЯЕТ ИЗУЧАТЬ. СТРОЕНИЕ И ТОПОГРАФИЮ ОРГАНОВ; 2) МЕТОД ВЫМАЧИВАНИЯ ТРУПОВ В ВОДЕ ИЛИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ЖИДКОСТИ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ СКЕЛЕТА, ОТДЕЛЬНЫХ КОСТЕЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИХ СТРОЕНИЯ; 3) МЕТОД РАСПИЛИВАНИЯ ЗАМОРОЖЕННЫХ ТРУПОВ — РАЗРАБОТАН Н. И. ПИРОГОВЫМ, ПОЗВОЛЯЕТ ИЗУЧАТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНОВ В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ ЧАСТИ ТЕЛА; 4) МЕТОД КОРРОЗИИ — ПРИМЕНЯЕТСЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ И ДРУГИХ ТРУБЧАТЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ВО ВНУТРЕННИХ ОРГАНАХ ПУТЕМ ЗАПОЛНЕНИЯ ИХ ПОЛОСТЕЙ ЗАТВЕРДЕВАЮЩИМИ ВЕЩЕСТВАМИ (ЖИДКИЙ МЕТАЛЛ, ПЛАСТМАССЫ), А ЗАТЕМ РАЗРУШЕНИЕМ ТКАНЕЙ ОРГАНОВ ПРИ ПОМОЩИ СИЛЬНЫХ КИСЛОТ И ЩЕЛОЧЕЙ, ПОСЛЕ ЧЕГО ОСТАЕТСЯ СЛЕПОК ОТ НАЛИТЫХ ОБРАЗОВАНИЙ; 5) ИНЪЕКЦИОННЫЙ МЕТОД — ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ВВЕДЕНИИ В ОРГАНЫ, ИМЕЮЩИЕ ПОЛОСТИ, КРАСЯЩИХ ВЕЩЕСТВ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ОСВЕТЛЕНИЕМ ПАРЕНХИМЫ ОРГАНОВ ГЛИЦЕРИНОМ, МЕТИЛОВЫМ СПИРТОМ И ДР. ШИРОКО ПРИМЕНЯЕТСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КРОВЕНОСНОЙ И ЛИМФАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМ, БРОНХОВ, ЛЕГКИХ И ДР.; 6) МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД — ИСПОЛЬЗУЮТ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ ПРИ ПОМОЩИ ПРИБОРОВ, ДАЮЩИХ УВЕЛИЧЕННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ.
В ПЕРВУЮ ГРУППУ ВХОДЯТ: 1) МЕТОД РАССЕЧЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ПРОСТЫХ ИНСТРУМЕНТОВ (СКАЛЬПЕЛЬ, ПИНЦЕТ, ПИЛА И ДР.) —

Слайд 21КО ВТОРОЙ ГРУППЕ ОТНОСЯТСЯ: 1) РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД И ЕГО МОДИФИКАЦИИ (РЕНТГЕНОСКОПИЯ, РЕНТГЕНОГРАФИЯ,

АНГИОГРАФИЯ, ЛИМФОГРАФИЯ, РЕНТГЕНОКИМОГРАФИЯ И ДР.) — ПОЗВОЛЯЕТ ИЗУЧАТЬ СТРУКТУРУ ОРГАНОВ, ИХ ТОПОГРАФИЮ НА ЖИВОМ ЧЕЛОВЕКЕ В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ЕГО ЖИЗНИ; 2) СОМАТОСКОПИЧЕСКИЙ (ВИЗУАЛЬНЫЙ ОСМОТР) МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЧАСТЕЙ — ИСПОЛЬЗУЮТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФОРМЫ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ, СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП МЫШЦ, ИСКРИВЛЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА, КОНСТИТУЦИИ ТЕЛА И ДР.; 3) АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД — ИЗУЧАЕТ ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЧАСТИ ПУТЕМ ИЗМЕРЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОПОРЦИИ ТЕЛА, СООТНОШЕНИЕ МЫШЕЧНОЙ, КОСТНОЙ И ЖИРОВОЙ ТКАНЕЙ, СТЕПЕНЬ ПОДВИЖНОСТИ СУСТАВОВ И ДР.; 4) ЭНДОСКОПИЧЕСКИЙ МЕТОД — ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЬ НА ЖИВОМ ЧЕЛОВЕКЕ С ПОМОЩЬЮ СВЕТОВОДНОЙ ТЕХНИКИ ВНУТРЕННЮЮ ПОВЕРХНОСТЬ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ И ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМ, ПОЛОСТИ СЕРДЦА И СОСУДОВ, МОЧЕПОЛОВОЙ АППАРАТ. В СОВРЕМЕННОЙ АНАТОМИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ НОВЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ТАКИЕ КАК КОМПЬЮТЕРНАЯ ТОМОГРАФИЯ, УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ЭХОЛОКАЦИЯ, СТЕРЕОФОТОГРАММЕТРИЯ, ЯДЕРНО-МАГНИТНЫЙ РЕЗОНАНС И ДР. ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ОБЫЧНО ИСПОЛЬЗОВАЛИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ. НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИИ ПРИМЕНЯЛСЯ МЕТОД ЭКСТИРПАЦИИ (УДАЛЕНИЯ) ОРГАНА ИЛИ ЕГО ЧАСТИ С ПОСЛЕДУЮЩИМ НАБЛЮДЕНИЕМ И РЕГИСТРАЦИЕЙ ПОЛУЧЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ. ФИСТУЛЬНЫЙ МЕТОД ОСНОВАН НА ВВЕДЕНИИ В ПОЛЫЙ ОРГАН (ЖЕЛУДОК, ЖЕЛЧНЫЙ ПУЗЫРЬ, КИШЕЧНИК) МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ИЛИ ПЛАСТМАССОВОЙ ТРУБКИ И ЗАКРЕПЛЕНИИ ЕЕ НА КОЖЕ. ПРИ ПОМОЩИ ЭТОГО МЕТОДА ОПРЕДЕЛЯЮТ СЕКРЕТОРНУЮ ФУНКЦИЮ ОРГАНОВ. МЕТОД КАТЕТЕРИЗАЦИИ ПРИМЕНЯЕТСЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ ПРОЦЕССОВ, КОТОРЫЕ ПРОИСХОДЯТ В ПРОТОКАХ ЭКЗОКРИННЫХ ЖЕЛЕЗ, В КРОВЕНОСНЫХ СОСУДАХ, СЕРДЦЕ. ПРИ ПОМОЩИ ТОНКИХ СИНТЕТИЧЕСКИХ ТРУБОК — КАТЕТЕРОВ — ВВОДЯТ РАЗЛИЧНЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА. МЕТОД ДЕНЕРВАЦИИ ОСНОВАН НА ПЕРЕРЕЗАНИИ НЕРВНЫХ ВОЛОКОН, ИННЕРВИРУЮЩИХ ОРГАН, С ЦЕЛЬЮ УСТАНОВИТЬ ЗАВИСИМОСТЬ ФУНКЦИИ ОРГАНА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА ИСПОЛЬЗУЮТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ИЛИ ХИМИЧЕСКИЙ ВИД РАЗДРАЖЕНИЯ.
КО ВТОРОЙ ГРУППЕ ОТНОСЯТСЯ: 1) РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД И ЕГО МОДИФИКАЦИИ (РЕНТГЕНОСКОПИЯ, РЕНТГЕНОГРАФИЯ, АНГИОГРАФИЯ, ЛИМФОГРАФИЯ, РЕНТГЕНОКИМОГРАФИЯ И ДР.)

Слайд 22 НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИИ ПРИМЕНЯЛСЯ МЕТОД ЭКСТИРПАЦИИ (УДАЛЕНИЯ) ОРГАНА ИЛИ

ЕГО ЧАСТИ С ПОСЛЕДУЮЩИМ НАБЛЮДЕНИЕМ И РЕГИСТРАЦИЕЙ ПОЛУЧЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ. ФИСТУЛЬНЫЙ МЕТОД ОСНОВАН НА ВВЕДЕНИИ В ПОЛЫЙ ОРГАН (ЖЕЛУДОК, ЖЕЛЧНЫЙ ПУЗЫРЬ, КИШЕЧНИК) МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ИЛИ ПЛАСТМАССОВОЙ ТРУБКИ И ЗАКРЕПЛЕНИИ ЕЕ НА КОЖЕ. ПРИ ПОМОЩИ ЭТОГО МЕТОДА ОПРЕДЕЛЯЮТ СЕКРЕТОРНУЮ ФУНКЦИЮ ОРГАНОВ. МЕТОД КАТЕТЕРИЗАЦИИ ПРИМЕНЯЕТСЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ ПРОЦЕССОВ, КОТОРЫЕ ПРОИСХОДЯТ В ПРОТОКАХ ЭКЗОКРИННЫХ ЖЕЛЕЗ, В КРОВЕНОСНЫХ СОСУДАХ, СЕРДЦЕ. ПРИ ПОМОЩИ ТОНКИХ СИНТЕТИЧЕСКИХ ТРУБОК — КАТЕТЕРОВ — ВВОДЯТ РАЗЛИЧНЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА. МЕТОД ДЕНЕРВАЦИИ ОСНОВАН НА ПЕРЕРЕЗАНИИ НЕРВНЫХ ВОЛОКОН, ИННЕРВИРУЮЩИХ ОРГАН, С ЦЕЛЬЮ УСТАНОВИТЬ ЗАВИСИМОСТЬ ФУНКЦИИ ОРГАНА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА ИСПОЛЬЗУЮТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ИЛИ ХИМИЧЕСКИЙ ВИД РАЗДРАЖЕНИЯ. В ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ШИРОКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ НАШЛИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ (ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИЯ, ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ, РЕГИСТРАЦИЯ АКТИВНОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПУТЕМ ВЖИВЛЕНИЯ МАКРО- И МИКРОЭЛЕМЕНТОВ И ДР.). В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ДЕЛИТСЯ НА ОСТРЫЙ, ХРОНИЧЕСКИЙ И В УСЛОВИЯХ ИЗОЛИРОВАННОГО ОРГАНА. ОСТРЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИСКУССТВЕННОЙ ИЗОЛЯЦИИ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ, СТИМУЛЯЦИИ РАЗЛИЧНЫХ НЕРВОВ, РЕГИСТРАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПОТЕНЦИАЛОВ, ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВ И ДР. ХРОНИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПРИМЕНЯЕТСЯ В ВИДЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫХ ХИРУРГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ (НАЛОЖЕНИЕ ФИСТУЛ, НЕРВНОСОСУДИСТЫХ АНАСТОМОЗОВ, ПЕРЕСАДКА РАЗНЫХ ОРГАНОВ, ВЖИВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОДОВ И ДР.). ФУНКЦИЮ ОРГАНА МОЖНО ИЗУЧАТЬ НЕ ТОЛЬКО В ЦЕЛОМ ОРГАНИЗМЕ, НО И ИЗОЛИРОВАНО ОТ НЕГО. В ТАКОМ СЛУЧАЕ ОРГАНУ СОЗДАЮТ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЕГО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПОДАЧУ ПИТАТЕЛЬНЫХ РАСТВОРОВ В СОСУДЫ ИЗОЛИРОВАННОГО ОРГАНА (МЕТОД ПЕРФУЗИИ).

Методы исследования физиологических процессов

НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИИ ПРИМЕНЯЛСЯ МЕТОД ЭКСТИРПАЦИИ (УДАЛЕНИЯ) ОРГАНА ИЛИ ЕГО ЧАСТИ С ПОСЛЕДУЮЩИМ

Слайд 23КЛЕТКА — ЭТО СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЖИВОГО ОРГАНИЗМА, СПОСОБНАЯ К ДЕЛЕНИЮ И

ОБМЕНУ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ОНА ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПЕРЕДАЧУ ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ПУТЕМ САМОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ. КЛЕТКИ ОЧЕНЬ РАЗНООБРАЗНЫ ПО СТРОЕНИЮ, ФУНКЦИИ, ФОРМЕ, РАЗМЕРАМ


КЛЕТКИ И ТКАНИ

Формы клеток:
1 — нервная;
2 — эпителиальная;
3— соединительнотканная;
4 — гладкая мышечная;
5— эритроцит;
6— сперматозоид;
7—яйцеклетка

КЛЕТКА — ЭТО СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЖИВОГО ОРГАНИЗМА, СПОСОБНАЯ К ДЕЛЕНИЮ И ОБМЕНУ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ОНА ОСУЩЕСТВЛЯЕТ

Слайд 24Строение клетки

Строение клетки

Слайд 25ДЕЛЕНИЕ КЛЕТОК
В живом организме происходит размножение клеток путем деления. Этот процесс

является одной из основных жизненных функций - самовоспроизведением. Различают два способа деления клеток: митоз, или кариокинез (непрямое деление), и амитоз (прямое деление).
Митоз, или кариокинез (рис. 2), - наиболее распространенный в организме человека способ деления клеток. При митозе наблюдаются сложные изменения ядра и цитоплазмы, предшествующие их разделению. Различают четыре фазы митоза: профазу, метафазу, анафазу и телофазу (рис. 2). В стадии профазы в ядре клетки из хроматина образуются хромосомы. Одновременно наблюдается увеличение в размере клеточного центра и расхождение его центриолей. Метафаза характеризуется исчезновением ядерной оболочки и расщеплением каждой хромосомы на две дочерние. В этой же стадии клеточный центр принимает форму "веретена", которое состоит из тонких нитей, идущих от центриолей к хромосомам. В стадии анафазы дочерние хромосомы расходятся к противоположным полюсам клеток. Одновременно на теле клетки появляется перетяжка. Стадия метафазы состоит в том, что происходит образование двух дочерних ядер и полное разделение клетки на две дочерние. В результате такого деления происходит строго равномерное распределение вещества каждой хромосомы между двумя дочерними клетками. Благодаря этому поддерживается постоянство хромосом в ряду поколений, с чем связана передача наследственных признаков.
ДЕЛЕНИЕ КЛЕТОКВ живом организме происходит размножение клеток путем деления. Этот процесс является одной из основных жизненных функций

Слайд 26МИТОЗ
Митоз, или кариокинез - наиболее распространенный в организме человека способ деления клеток. При

митозе наблюдаются сложные изменения ядра и цитоплазмы, предшествующие их разделению.
Различают четыре фазы митоза: профазу, метафазу, анафазу и телофазу.
В стадии профазы в ядре клетки из хроматина образуются хромосомы. Одновременно наблюдается увеличение в размере клеточного центра и расхождение его центриолей.
Метафаза характеризуется исчезновением ядерной оболочки и расщеплением каждой хромосомы на две дочерние. В этой же стадии клеточный центр принимает форму "веретена", которое состоит из тонких нитей, идущих от центриолей к хромосомам.
В стадии анафазы дочерние хромосомы расходятся к противоположным полюсам клеток. Одновременно на теле клетки появляется перетяжка.
Стадия метафазы состоит в том, что происходит образование двух дочерних ядер и полное разделение клетки на две дочерние. В результате такого деления происходит строго равномерное распределение вещества каждой хромосомы между двумя дочерними клетками. Благодаря этому поддерживается постоянство хромосом в ряду поколений, с чем связана передача наследственных признаков.

МИТОЗМитоз, или кариокинез - наиболее распространенный в организме человека способ деления клеток. При митозе наблюдаются сложные изменения ядра и

Слайд 27МИТОЗ
Схема кариокинеза. 1 - неделящаяся клетка; 2 - профаза; 3,

4 - метафаза; 5, 6 - анафаза - телофаза; 8 - две клетки, образовавшиеся в результате деления
МИТОЗ Схема кариокинеза. 1 - неделящаяся клетка; 2 - профаза; 3, 4 - метафаза; 5, 6 -

Слайд 28АМИТОЗ
Амитоз, или прямое деление клеток, встречается в различных тканях. При этом

способе деления сложных изменений в ядре и цитоплазме не наблюдается; происходит перетяжка ядра на две части с последующим разделением цитоплазмы и образованием двух дочерних клеток. В некоторых случаях разделения цитоплазмы не наблюдается и возникают двух-, трех- и многоядерные клетки.
АМИТОЗАмитоз, или прямое деление клеток, встречается в различных тканях. При этом способе деления сложных изменений в ядре

Слайд 29Ткани
Ткань — это система клеток и внеклеточных структур, объединенных единством происхождения,

строения и функций.
В результате взаимодействия организма с внешней средой, которое сложилось в процессе эволюции, появились четыре вида тканей с определенными функциональными особенностями: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная.

Ткани 	Ткань — это система клеток и внеклеточных структур, объединенных единством происхождения, строения и функций.В результате взаимодействия

Слайд 30 Эпителиальная ткань

Эпителиальная ткань (эпителий) покрывает всю наружную поверхность тела человека и

животных, выстилает слизистые оболочки полых внутренних органов (желудок, кишечник, мочевыводящие пути, плевру, перикард, брюшину) и входит в состав желез внутренней секреции. Выделяют покровный (поверхностный) и секреторный (железистый) эпителий.
Эпителиальная ткань Эпителиальная ткань (эпителий) покрывает всю наружную поверхность тела человека и животных, выстилает

Слайд 31Соединительная ткань

По свойствам соединительная ткань объединяет значительную группу тканей:
собственно соединительные

ткани (рыхлая волокнистая, плотная волокнистая — неоформленная и оформленная);
ткани, которые имеют особые свойства (жировая, ретикулярная);
скелетные твердые (костная и хрящевая) и жидкие (кровь, лимфа).

Соединительная ткань выполняет опорную, защитную (механическую), формообразовательную, пластическую и трофическую функции. Эта ткань состоит из множества клеток и межклеточного вещества, в котором находятся разнообразные волокна

Соединительная ткань 	По свойствам соединительная ткань объединяет значительную группу тканей: собственно соединительные ткани (рыхлая волокнистая, плотная волокнистая

Слайд 32Мышечная ткань  
Мышечная ткань — это вид ткани, которая осуществляет двигательные процессы

в организме человека и животных (например, движение крови по кровеносным сосудам, передвижение пищи при пищеварении и т. д.) при помощи специальных сократительных структур — миофибрилл.
Мышечная ткань   	Мышечная ткань — это вид ткани, которая осуществляет двигательные процессы в организме человека и

Слайд 33Органы и системы органов. Организм как единое целое


Соединяясь между собой, разные

ткани образуют органы.
Органом называется часть тела, которая имеет определенную форму, строение, занимает соответствующее место и выполняет специфическую функцию.
В формировании любого органа принимают участие различные ткани, но только одна из них является главной, остальные выполняют вспомогательную функцию.
Органы и системы органов.  Организм как единое целое 	Соединяясь между собой, разные ткани образуют органы. Органом

Слайд 34Органы и системы органов.


Органы, объединенные определенной физиологической функцией, составляют физиологическую

систему.
Органы, имеющие разное строение и происхождение, но приспособленные к выполнению определенной функции, называются аппаратом, нр, опорно-двигательный аппарат,
Органы и системы органов.   	 Органы, объединенные определенной физиологической функцией, составляют физиологическую систему.Органы, имеющие разное строение

Слайд 36Органы и системы органов.
1) пищеварительная — объединяет органы, при помощи которых

в организме переваривается пища, происходит ее усвоение;
2) дыхательная — включает органы дыхания, в которых происходит газообмен между кровью и окружающей ее средой;
3) сердечно-сосудистая — объединяет сердце и сосуды, которые обеспечивают кровообращение;
4) мочевыводящая — осуществляет выделение из организма образующихся продуктов метаболизма (соли, мочевина, креатинин и др.);
5) нервная — соединяет все органы и системы в единое целое, регулирует их деятельность;
6) система органов чувств — воспринимает раздражения от внешней и внутренней среды;
7) эндокринная — регулирует все процессы в организме при помощи специальных веществ (гормонов).
8) покровную систему -кожа и слизистые оболочки предохраняют организм от внешних воздействий — высыхания, колебаний температуры, повреждений, проникновения в организм различных возбудителей болезней и ядовитых веществ.
9) костно-мышечная система – система опоры и движения, защита внутренних органов
10) Иммунная система –защита от вредных воздействий микроорганизмов.
Органы и системы органов. 1) пищеварительная — объединяет органы, при помощи которых в организме переваривается пища, происходит

Слайд 37АНАТОМИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
В теле человека различают 3 взаимоперпендикулярных плоскости:
- Сагиттальная (срединная)  плоскость – делит

тело человека на правую и левую половины;
- Поперечная плоскость  – перпендикулярна 1-ой, идёт параллельно  поверхности опоры и делит тело человека на верхний и нижний концы.
- Фронтальная плоскость (от лат. frontalis – лоб) -перпендикулярна двум предыдущим и идёт ІІ плоскости лба. Делит тело человека на передний и задний отделы.

АНАТОМИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ 	В теле человека различают 3 взаимоперпендикулярных плоскости:- Сагиттальная (срединная)  плоскость – делит тело человека на правую и

Слайд 38ПЛОСКОСТИ

ПЛОСКОСТИ

Слайд 39ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЛЕКЦИЯ 1 1. ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНАМ «АНАТОМИЯ» И «ФИЗИОЛОГИЯ».

2. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ. 3. РАССКАЖИТЕ ОБ ИЗВЕСТНЫХ УЧЕНЫХ РОССИИВ ОБЛАСТИ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ. 4. КАКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИМЕНЯЮТСЯ: А) В АНАТОМИИ; Б) В ФИЗИОЛОГИИ?

 Вопросы для самоконтроля к лекции 2
1. Расскажите о строении клетки и дайте определение понятию «ткань».
2. Назовите виды тканей.
3. Какие ткани относятся к эпителиальным.
4. Расскажите о строении и роли в организме соединительной ткани.
5. Назовите виды соединительной ткани и охарактеризуйте их.
6. Состав и роль крови в организме.
7. Перечислите основные функции крови.
8. Расскажите об осмотическом давлении и рН крови.
9. Что такое группы крови?
10. Классификация мышечных тканей.
11. Дайте определение понятиям «орган», «система» и «аппарат органов».




ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЛЕКЦИЯ 1 1. ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНАМ «АНАТОМИЯ» И «ФИЗИОЛОГИЯ».  2. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть