Презентация, доклад на тему Вклад ученых в учение о ВНД

Содержание

Под высшей нервной деятельностью понимают те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой.

Слайд 1Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

Слайд 2 Под высшей нервной деятельностью понимают те функции мозга,

которые связаны с внутренним миром человека, его психикой.
Под высшей нервной деятельностью понимают те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека,

Слайд 3Изучение высшей нервной деятельности в России связано прежде всего с именами


двух великих ученых
Изучение высшей нервной деятельности в России связано прежде всего с именами двух великих ученых

Слайд 4 Заслуга И. М. Сеченова состоит в том, что

он доказал, что головной мозг может как усиливать рефлексы спинного мозга, так и затормаживать их.
Торможение – это полное или частичное прекращение рефлекса.
Именно открытие центрального торможения принесло И. М. Сеченову славу и мировое признание.

Он показал, что высшие отделы нервной системы способны регулировать работу нижерасположенных отделов. Этим была доказана многоуровневая организация работы мозга. Чем выше расположен отдел мозга, тем более сложные функции он выполняет.

Заслуга И. М. Сеченова состоит в том, что он доказал, что головной мозг может

Слайд 5 И. П. Павлов продолжил исследование и установил, что все рефлексы

могут быть разделены на две большие группы.

Образование условных рефлексов И. П. Павлов связывал с работой коры полушарий большого мозга. Они возникают при обязательном условии сочетания какого-либо раздражения, даже незначительного, с жизненно важными раздражениями (например, пищей, болью, опасностью) и становятся их сигналами.

Рефлексы

врожденные

(безусловные)

(условные)

приобретенные

И. П. Павлов продолжил исследование и установил, что все рефлексы могут быть разделены на две большие

Слайд 6 Собака видит включенную лампочку, но никак не реагирует на

нее.
Рефлекса нет.

Выработка условного рефлекса

Собака видит включенную лампочку, но никак не реагирует на нее.  Рефлекса нет.Выработка условного рефлекса

Слайд 7 Перед собакой поставили миску, полную едой. Собака начинает есть.


Включается безусловный рефлекс. От обонятельных рецепторов собаки в мозг поступает сигнал – из подкорки в кору головного мозга и обратно, а затем в слюнные железы собаки. Начинает выделяться слюна.
Перед собакой поставили миску, полную едой. Собака начинает есть.  Включается безусловный рефлекс. От обонятельных

Слайд 8 Собака ест из миски. В поле ее зрения во

время ее еды горит лампочка. От зрительных рецепторов в зрительный центр мозга собаки передается информация о включенной лампочке.
Если лампочка будет гореть каждый раз во время еды собаки десятки раз подряд, то в ее мозгу образуется новая связь между зрительным центром и центром слюноотделения. Так собака приобретет условный рефлекс, начинающий работу при включении лампочки.
Собака ест из миски. В поле ее зрения во время ее еды горит лампочка. От

Слайд 9 Теперь, когда включают лампочку, у собаки выделяется слюна, даже

если перед ней нет миски с едой.
От глаз в мозг передается нервный импульс, который проходит от зрительного центра в центр слюноотделения коры головного мозга, далее в подкорку и оттуда в слюнную железу собаки.
Теперь, когда включают лампочку, у собаки выделяется слюна, даже если перед ней нет миски с

Слайд 10Торможение условного рефлекса
Если собаку, у которой выработан пищевой условный

рефлекс на лампочку, не подкармливать после включения света, то через некоторое время она перестанет давать пищевую условно-рефлекторную реакцию на свет - произойдет угасание условного рефлекса.

Угасание условных рефлексов – биологически важное приспособление. Благодаря нему организм перестает напрасно тратить энергию – реагировать на сигнал, утративший свое значение.

Без торможения было бы невозможно организму приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды.

Торможение условного рефлекса  Если собаку, у которой выработан пищевой условный рефлекс на лампочку, не подкармливать после

Слайд 11Закон взаимной индукции
Очаг возбуждения «наводит» на соседние или конкурирующие

с ним участки процесс торможения.

Двойственные изображения

Возникший очаг более сильного возбуждения затормаживает действующий рефлекс.

Закон взаимной индукции  Очаг возбуждения «наводит» на соседние или конкурирующие с ним участки процесс торможения.Двойственные изображенияВозникший

Слайд 12Двойственные изображения
На рисунке изображены 9 человек

Двойственные изображенияНа рисунке изображены 9 человек

Слайд 13Разные формы торможения
И. М. Сеченов открыл центральное торможение.

И.

П. Павлов выяснил, как взаимодействуют между собой процессы возбуждения и торможения.
Он показал, что бывает торможение врожденное и торможение условное, приобретаемое в процессе жизни.

К врожденному торможению относится внешнее торможение. Появление любого другого, более сильного раздражителя вызывает новый рефлекс в организме, а прежний прекращает свою деятельность по закону взаимной индукции.
С помощью внешнего торможения автоматически прерывается действие, которое совершалось раньше, и дается простор для функционирования новых рефлексов или других видов деятельности.

К приобретенному торможению относится внутреннее торможение, наступающее при неподкреплении условного рефлекса, например при его угасании.

Разные формы торможения И. М. Сеченов открыл центральное торможение.  И. П. Павлов выяснил, как взаимодействуют между

Слайд 14Доминанта
Поведение определяется жизненными потребностями. При усилении потребности возникает временно

господствующий в центральной нервной системе очаг возбуждения, нацеленный на удовлетворение именно этой потребности.

Российский физиолог А.А.Ухтомский назвал такой механизм временного господства возбуждения доминантой.

Доминанта  Поведение определяется жизненными потребностями. При усилении потребности возникает временно господствующий в центральной нервной системе очаг

Слайд 15Доминантный очаг отличается рядом особенностей:

1 - он способен затормозить все

конкурирующие очаги возбуждения.
2 - достаточен любой стимул, чтобы животное, находящееся в состоянии пищевой доминанты, реагировало на любое раздражение слюноотделением и пищедобывающей деятельностью.
Именно доминанта позволяет замкнуть временную связь в коре большого мозга между нейтральным и жизненно важными событиями.

С явлением доминанты связаны иллюзии установки: мы, как правило, не замечаем то, что не ожидаем увидеть.

Доминантный очаг отличается рядом особенностей: 1 - он способен затормозить все конкурирующие очаги возбуждения. 2 - достаточен

Слайд 16С явлением доминанты связаны иллюзии

С явлением доминанты связаны иллюзии

Слайд 17Зрительные искажения
Параллельные линии
Красные линии прямые
На рисунке не спирали, а окружности
Круги находятся

на одной прямой
Зрительные искаженияПараллельные линииКрасные линии прямыеНа рисунке не спирали, а окружностиКруги находятся на одной прямой

Слайд 18Иллюзии восприятия размера
Круги в центре одинакового размера
Отрезки одинаковой длины
Красные линии одинаковой

длины

Какая женщина толще?

Иллюзии восприятия размераКруги в центре одинакового размераОтрезки одинаковой длиныКрасные линии одинаковой длиныКакая женщина толще?

Слайд 19Иллюзии цвета и контраста
Мерцающая решетка
Серые ромбы одинаковой яркости
Один оттенок зеленого цвета

Иллюзии цвета и контрастаМерцающая решеткаСерые ромбы одинаковой яркостиОдин оттенок зеленого цвета

Слайд 20Иллюзии движения

Иллюзии движения

Слайд 21Иллюзии восприятия глубины

Иллюзии восприятия глубины

Слайд 22Невозможные фигуры
Невозможный трезубец
Сколько ног у слона?

Невозможные фигурыНевозможный трезубецСколько ног у слона?

Слайд 23Перевернутые картинки

Перевернутые картинки

Слайд 24Следящие картины

Следящие картины

Слайд 25Следящие картины

Следящие картины

Слайд 26Кажущиеся фигуры
Ромбов здесь нет
Кругов здесь нет

Кажущиеся фигурыРомбов здесь нетКругов здесь нет

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть