Презентация, доклад на тему Вклад М.В.Ломоносова в медицину

Цели:Узнать, какие идеи высказывал столь разносторонний ученый. Что сделал М.В. Ломоносов в области медицинского дела и как его идеи реализуются в наше время?Задачи:1)Изучить идеи М.В. Ломоносова, в области медицинского дела и посмотреть как они реализуются в

Слайд 1Ломоносов и медицинское дело
Московская область
Г.О. Химки

Муниципальное образовательное учреждение
Лицей №

12

Руководитель:
Макарова Ирина Петровна

Подготовил:
Ученик 10 ”А” класса
Косинец Андрей

Исполнен слабостьми наш краткий в мире век:
Нередко впадает в болезни человек!
Он ищет помощи, хотя спастись от муки,
И жизнь свою продлить, врачам дается в руки.
Нередко нам они отраду могут дать,
Умев приличные лекарства предписать.

Ломоносов и медицинское дело Московская областьГ.О. ХимкиМуниципальное образовательное учреждение Лицей № 12Руководитель:

Слайд 2Цели:
Узнать, какие идеи высказывал столь разносторонний ученый. Что сделал М.В. Ломоносов

в области медицинского дела и как его идеи реализуются в наше время?

Задачи:

1)

Изучить идеи М.В. Ломоносова, в области медицинского дела и посмотреть как они реализуются в настоящее время

2)

Изучить историю вопроса, чтобы понять современную политику государства в области медицины.

3)

Расширить собственный кругозор в области медицины.

Цели:Узнать, какие идеи высказывал столь разносторонний ученый. Что сделал М.В. Ломоносов в области медицинского дела и как

Слайд 3Среди славных имён прошлого русской науки есть одно особенно нам близкое

и дорогое – имя Михаила Васильевича Ломоносова. М. В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с её разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим деятелем.

Великий ученый, поражающий своей разносторонностью даже среди ученых-энциклопедистов XVIII века, М. В. Ломоносов не был чужд и медицине.

Будучи горячим поборником естественнонаучной пропаганды, в широком смысле слова, популяризации науки, превращения ее в общенародное достояние, М. В. Ломоносов был одним из основоположников санитарного просвещения в России.

Среди славных имён прошлого русской науки есть одно особенно нам близкое и дорогое – имя Михаила Васильевича

Слайд 4Ломоносов, как известно, не был практикующим врачом, но были случаи в

его жизни, когда ему приходилось исполнять эту роль. К примеру, он часто лечил свою дочь, опираясь на труды Фридриха Гофмана, занимавшегося среди прочего болезнями детей.
В письме к И.И. Шувалову от 26 июля 1753 года ученый описывает произошедшее с его коллегой Рихманом. Профессора Рихмана убило молнией в тех же точно обстоятельствах, в которых Ломоносов был в то же самое время.

Ломоносов пытался реанимировать Рихмана, но, к сожалению, голова его была повреждена, и шансов не оставалось.
Хочу отметить, что Ломоносов признал как факт летального исхода смерть мозга, а не остановку сердца (он пытался восстановить движение крови по сосудам).

Ломоносов, как известно, не был практикующим врачом, но были случаи в его жизни, когда ему приходилось исполнять

Слайд 5Ломоносова очень волновала проблема рождения, здоровья, а также высокая смертность младенцев

в первые три года жизни.
Он пишет, что ребенок, едва родившись, порой лишается жизни из-за родовых травм. Особенно часто случались повреждения головы во время родов из-за неопытности повивальной бабки. Облегчить это можно только искусностью повитухи и осторожностью беременной. Если ребенок выживал, то мог умереть
от прорезывания зубов, пупочных грыж, оспы, глистов и т. д.

Во избежание вышеперечисленного Ломоносов советовал сделать следующее:
— выбрать хорошие книги о повивальном искусстве и, лучшую положив за основу, написать наставление на русском языке;
— в книге необходимо учесть приемы российских искусных повивальных бабок.

Ломоносова очень волновала проблема рождения, здоровья, а также высокая смертность младенцев в первые три года жизни. Он

Слайд 6Ломоносов, будучи учеником Феофана Прокоповича, верного сподвижника Петра I в реформах

Русской православной церкви, писателя и ученого, никогда не был религиозным фанатиком. Он пытался через святое писание получить знания, которых жаждал. Потому он следовал разуму и не верил слепо в порой невежественные указания требника. Итак, о болезнях и повреждениях, от суеверия и упрямства исходящих.

В труде «О сохранении и размножении народа российского» он ведет борьбу с православными попами за то, что зимой крестят детей в холодной воде со льдом, указывая на предписание в требнике и не думая о том, что холодная вода вредит младенцам, вызывая заболевания и эпилептические припадки.

Во время Масленицы и Святой недели большое множество народа погибает из-за неправильного питания.
Во время поста многие пытаются избавиться от грехов, изнуряя себя грубой постной пищей. Затем, разговляясь, начинают употреблять обильные жирные блюда, вредные организму; и так свое здоровье подрывают, что никак восстановить не могут.

Ломоносов пропагандирует здоровый образ жизни, призывая служить Богу духом, а не брюхом. Он говорит, что праздники и посты должны быть разумны и в то время, когда в нашем регионе созревает много фруктов, овощей и зелени, когда воздух чист и напоен ароматом цветов, а водоемы и пруды очистились от весенней грязи. Когда крестьянин занят полезным трудом, он не будет пьянствовать, а, напившись, не замерзнет как в крещенские и рождественские стужи.

Ломоносов, будучи учеником Феофана Прокоповича, верного сподвижника Петра I в реформах Русской православной церкви, писателя и ученого,

Слайд 7Ломоносов уделил санитарно-гигиеническим проблемам немало внимания потому, что считал их одной

из главных причин возникновения болезней.
Он утверждал, что нельзя строить жилища на низких берегах рек. Не только из-за загрязнения водоемов отходами человека и животных, которые с водой и рыбой попадали в организм человека и скота, вызывая эпидемии. Но и потому, что во время разлива рек крестьянские жилища вместе с сеном, скотом, людьми смывало талыми водами, нанося ущерб и унося жизни.
Ломоносов уделил санитарно-гигиеническим проблемам немало внимания потому, что считал их одной из главных причин возникновения болезней. Он

Слайд 8Ученый говорил и о том, что многие неизвестные болезни лечат простые

безграмотные мужики и бабы наугад, соединяя часто лечение с ворожением и нашептыванием, и тем не придают никакой силы лекарству, а только укрепляют в людях суеверие.
Ломоносов понимал, насколько сложно было получить в России образование, тем более медицинское. Поэтому пытался изменить систему образования, предлагая не дешевые, но эффективные способы решения проблем:

— послать большое число студентов в зарубежные вузы для обучения медицин;
— учреждаемым в России университетам дать право обучать медицине и выпускать врачей;
— в военных полках выделить место военным врачам и санитарам;
— позволить лучшему из медиков написать книгу для медицинского факультета и распространить ее по всему государству.

Ученый говорил и о том, что многие неизвестные болезни лечат простые безграмотные мужики и бабы наугад, соединяя

Слайд 9Во многих произведениях М. В. Ломоносова нашли отражение его мысли о

болезнях и их причинах. Здесь нужно отметить, прежде всего, что если в медицине того времени были широко распространены идеалистические представления о природе болезней, о том, что болезни – результат побуждения души, то М. В. Ломоносов безоговорочно занял другую позицию. Следуя распространенным взглядам своей эпохи, непосредственную причину болезни М. В. Ломоносов видел в “повреждении” соков организма, “жидких материй к содержанию жизни человеческой нужных, обращающихся в теле нашем”. Причину же этого “повреждения” он искал не в мистических “движениях души”, а в конкретных явлениях внешней среды.
Уже в 1741 г. на вопрос “Что за подлинные начала и причины всех болезней признать надлежит?” ответ был сформулирован.
Во многих произведениях М. В. Ломоносова нашли отражение его мысли о болезнях и их причинах. Здесь нужно

Слайд 10Стремясь к увеличению числа врачей, М. В. Ломоносов требовал открыть доступ

в науку разночинцам. Он прекрасно понимал, что дворянские дети стремятся к чинам и знатности – к тому, чего врачебная и научная деятельность в то время не давала.
“Честь российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках и что наше отечество может пользоваться собственными своими сынами не токмо в военной храбрости и в других важных делах, но и в рассуждении высоких знаний”.

Трезво оценивая возможности России в 60-х годах XVIII столетия, М. В. Ломоносов понимал, что обучение врачей и повивальных бабок еще очень нескоро удовлетворит огромную потребность в медицинской помощи. Поэтому он считал необходимым вооружить все население, во всяком случае, грамотное, элементарными знаниями о лечении болезней, в первую очередь детских, и о простейших лекарственных средствах.

Стремясь к увеличению числа врачей, М. В. Ломоносов требовал открыть доступ в науку разночинцам. Он прекрасно понимал,

Слайд 11Широкий ум М. В. Ломоносова охватывал почти все стороны государственного строя

России, и в своих раздумьях об улучшении общественного устройства родины М. В. Ломоносов неизбежно сталкивался и с вопросами организации медицинской помощи населению.
Он понимал, что обеспечение страны медицинской помощью – это основное средство в борьбе со знахарством и шарлатанством.

М. В. Ломоносову не пришлось увидеть полностью осуществленным свой план Московского университета. На медицинском факультете до 1759 г. не было ни одного профессора, в 1759 г. весь факультет олицетворял один профессор Керстенс, читавший минералогию. В 1764 г. к нему присоединился профессор Эразмус, читавший анатомию и акушерство. Лишь с 1765 г. начали читать “все части медицины теоретической".

Широкий ум М. В. Ломоносова охватывал почти все стороны государственного строя России, и в своих раздумьях об

Слайд 12Поскольку медицина — это совокупность многих наук: химии, физики, математики, биологии

(физиологии), она требует к себе неординарного подхода. Такой подход демонстрировал Ломоносов, потому его труды относительно медицины были полны свежих идей и оригинальных мыслей. Без преувеличения о Ломоносове можно говорить как о реформаторе российской медицины XVIII века.
Поскольку медицина — это совокупность многих наук: химии, физики, математики, биологии (физиологии), она требует к себе неординарного

Слайд 13Идеи М.В.Ломоносова в области организации медицинского дела в России успешно реализованы

и продолжают развиваться в настоящее время:

- Принципы реанимации продолжают совершенствоваться, в Москве успешно работает институт скорой медицинской помощи им. Склифосовского, где спасено множество человеческих жизней, по городам курсируют реанемобили.

- В России развивается сеть родильных домов, имеющих современное оборудование, помогающее решить практически самые серьезные проблемы, связанные с деторождением. Удалось до минимума сократить детскую смертность. Здоровые дети – здоровая Россия.

- Пропаганда здорового образа жизни, здорового питания – задача не только медиков, но и всего общества. Чем и занимаются сейчас все средства массовой информации.

- Санитарно-гигиенические нормы в нашем государстве ведены в ранг закона. Благодаря этому в стране практически нет вспышек страшных инфекционных заболеваний, эпидемий, возросла средняя продолжительность жизни.

- Расширение сети высших и среднеспециальных медицинских учебных заведений, в которых готовят квалифицированные кадры. Сегодня любой желающий стать медиком ученик имеет на это право и реальную возможность.

Идеи М.В. Ломоносова в области организации медицинского дела верны, выдержали испытания временем, успешно претворены в жизнь, а значит ВЕЧНЫ.

Идеи М.В.Ломоносова в области организации медицинского дела в России успешно реализованы и продолжают развиваться в настоящее время:

Слайд 14История, конечно, не повторяется. И, вероятно, уже не будет людей с

таким универсальным диапазоном научной деятельности, как у Ломоносова. Науки сейчас ушли далеко вперёд, и одному человеку просто невозможно достичь вершин одновременно в нескольких областях познания. И всегда Михаил Васильевич Ломоносов - ученый, философ, поэт - будет вызывать глубокий интерес как личность, продемонстрировавшая силу человеческого разума, как борец с тьмой и невежеством.
История, конечно, не повторяется. И, вероятно, уже не будет людей с таким универсальным диапазоном научной деятельности, как

Слайд 15Спасибо за
внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть