Презентация, доклад на тему Урок. Презентация.Анализаторы. Органы чувств

Содержание

«В уме нет ничего, что сначала не прошло через органы чувств ». Аристотель

Слайд 1
Тема:
Анализаторы.
Органы чувств.

Урок биологии для
8 класса

Выполнила: учитель биологии первой квалификационной категории МОУ

Гимназия №7 Г.о. Подольск Савицкая М.Б


Тема:Анализаторы.Органы чувств.Урок биологии для8 классаВыполнила: учитель биологии первой квалификационной категории МОУ Гимназия №7 Г.о. Подольск Савицкая

Слайд 2
«В уме нет ничего, что сначала не прошло через

органы чувств ».
Аристотель

«В уме нет ничего, что сначала не прошло через органы чувств ».

Слайд 3 Это интересно
учащийся запоминает
10 % того, что

читает;
26 % того, что слышит;
30% того, что видит;
50 % того, что обсуждает с другими;
80 % того, что основано на личном опыте;
90 % того, что проговаривает, в то время как делает;
95 % того, чему он обучается сами.
Это интересноучащийся запоминает 10 % того, что читает;26 % того, что слышит;30% того,

Слайд 4Человек воспринимает окружающий мир с помощью 5 основных органов чувств :

зрения,
- слуха,
- обоняния,
- вкуса,
- осязания
Человек воспринимает окружающий мир с помощью 5 основных органов чувств :– зрения,- слуха, - обоняния, - вкуса,

Слайд 5Органы чувств у человека
Человек получает информацию посредством пяти основных органов чувств:
глаза

(зрение),
уши (слух),
язык (вкус),
нос (обоняние)
кожа (осязание).
Существует мнение, что есть Шестое чувство:
вестибулярный аппарат (чувство равновесия и положения в пространстве)

Органы чувств у человекаЧеловек получает информацию посредством пяти основных органов чувств:глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос

Слайд 7Долгое время считалось, что окружающий мир мы познаём только с помощью

органов чувств, но на самом деле органы чувств являются лишь начальным звеном восприятия.

Долгое время считалось, что окружающий мир мы познаём только с помощью органов чувств, но на самом деле

Слайд 8О чем идет речь?
Орган, являющийся частью системы и участвующий в восприятии

и преобразовании раздражения «Х» в нервный импульс.

О чем идет речь?Орган, являющийся частью системы и участвующий в восприятии и преобразовании раздражения «Х» в нервный

Слайд 9О чем идет речь?
Орган, в котором обрабатываются и анализируются ощущения, полученные

от органов чувств.
О чем идет речь?Орган, в котором обрабатываются и анализируются ощущения, полученные от органов чувств.

Слайд 10О чем идет речь?
Часть пути, по которому проходит нервный импульс от

рецепторов до центральной нервной системы.
О чем идет речь?Часть пути, по которому проходит нервный импульс от рецепторов до центральной нервной системы.

Слайд 11Расставь в определенной последовательности
А
Б
В
Г

Расставь в определенной последовательностиАБВГ

Слайд 12О какой системе идет речь?
А
лиз
,,
Анализатор

О какой системе идет речь?Ализ,,Анализатор

Слайд 13Из современной энциклопедии
АНАЛИЗ (от греческого analysis -разложение), 
1) расчленение (мысленное или реальное) 
объекта на элементы; неразрывно связан 
с синтезом. 
2) Синоним научного исследования вообще.

Из современной энциклопедии АНАЛИЗ (от греческого analysis -разложение), 1) расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; неразрывно связан с синтезом. 2) Синоним научного исследования вообще.

Слайд 14Закончите определение
Анализаторами – называют системы…

стр. 303
Закончите определениеАнализаторами – называют системы…        стр. 303

Слайд 15Анализаторами – называют системы , обеспечивающие восприятие, доставку в мозг и

анализ в нём какого- либо вида информации (зрительной, слуховой, обонятельной и т.д.)

Анализаторами – называют системы , обеспечивающие восприятие, доставку в мозг и анализ в нём какого- либо вида

Слайд 16Строение анализатора

Строение анализатора

Слайд 17Анализаторы
Анализатор:
рецептор,
Проводящий путь,
зона коры головного мозга.

Анализаторы 	Анализатор:рецептор,Проводящий путь,зона коры головного мозга.

Слайд 18Периферический отдел

Рецепторы
У человека выделяют следующие рецепторы:
внешние
зрительный
слуховой
тактильный
болевой
температурный
обонятельный
вкусовой
внутренние
давления
кинетический
вестибулярный

Периферический отдел представлен рецепторами

—чувствительными нервными окончаниями, обладающими избирательной чувствительностью только к определенному виду раздражителя. Рецепторы входят в состав соответствующих органов чувств.
Периферический  отделРецепторыУ человека выделяют следующие рецепторы:внешние зрительныйслуховойтактильныйболевойтемпературныйобонятельныйвкусовойвнутренние давлениякинетическийвестибулярныйПериферический отдел представлен рецепторами —чувствительными нервными окончаниями, обладающими избирательной

Слайд 19Нервные пути
Проводниковый отдел анализатора представлен нервными волокнами,
проводящими нервные импульсы
от

рецептора в центральную нервную систему
(например, зрительный, слуховой, обонятельный нерв и т. п.).
Нервные путиПроводниковый отдел анализатора представлен нервными волокнами, проводящими нервные импульсы от рецептора в центральную нервную систему (например,

Слайд 20Зона коры больших полушарий
Центральный отдел анализатора — это определенный участок

коры головного мозга, где происходит анализ и синтез поступившей сенсорной информации и преобразование ее
в специфическое ощущение (зрительное, обонятельное и т. д.).

Центральный отдел
анализатора

Зона коры больших полушарий Центральный отдел анализатора — это определенный участок коры головного мозга, где происходит анализ

Слайд 22Информация о раздражителях, воздействующих на рецепторы органов чувств человека, передается в

центральную нервную систему. Она анализирует поступающую информацию и идентифицирует ее (возникают ощущения). Затем вырабатывается ответный сигнал, который передается по нервам в соответствующие органы организма.
Проводящие пути от органов чувств у человека — вестибулярный, слуховой, зрительный, обонятельный, осязательный и вкусовой пути центральной нервной системы.
Информация о раздражителях, воздействующих на рецепторы органов чувств человека, передается в центральную нервную систему. Она анализирует поступающую

Слайд 23ФУНКЦИИ АНАЛИЗАТОРОВ
1. обнаружение и различение сигналов;
2. преобразование и кодирование сигналов;
3. передача

сигналов;
4. анализ, классификация и опознание сигнала.
ФУНКЦИИ АНАЛИЗАТОРОВ1. обнаружение и различение сигналов;2. преобразование и кодирование сигналов;3. передача сигналов;4. анализ, классификация и опознание сигнала.

Слайд 24Какие анализаторы вы знаете?

Какие анализаторы вы знаете?

Слайд 25Строение анализатора

Строение анализатора

Слайд 26Проверьте себя

Проверьте себя

Слайд 27Каждый Анализатор обладает своей модальностью.
Модальность – способ получения своей информации: зрительной,

слуховой, вкусовой и т.д.
Каждый Анализатор обладает своей модальностью.Модальность – способ получения своей информации: зрительной, слуховой, вкусовой и т.д.

Слайд 28Стр. 303
1 .Первичная чувствительная зона – анализ ощущений.
2. Вторичная чувствительная зона

– формируется образ полученный от органов чувств одной модальности.
3. Третичная чувствительная зона – воспроизводятся образы и ситуации полученные от органов чувств разных модальностей.
Стр. 3031 .Первичная чувствительная зона – анализ ощущений.2. Вторичная чувствительная зона – формируется образ полученный от органов

Слайд 29 Мы чувствуем сладкое не языком, боль не ушибленной коленкой, а

сопереживаем героям любимого сериала не глазами, а всего лишь с их помощью.
Мы чувствуем сладкое не языком, боль не ушибленной коленкой, а сопереживаем героям любимого сериала не глазами,

Слайд 30
Все ощущения нам даёт мозг.

Все ощущения нам даёт мозг.

Слайд 31Итак по И.П. Павлову
Анализаторы- это сложные механизмы, передающие раздражения внешней и

внутренней среды в кору больших полушарий, где формируются ощущения.
Итак по И.П. ПавловуАнализаторы- это сложные механизмы, передающие раздражения внешней и внутренней среды в кору больших полушарий,

Слайд 32Органы чувств имеют свои, изначально заданные технические характеристики. Которые, в отличие

от электронной техники, пока никто не смог усовершенствовать.

Органы чувств имеют свои, изначально заданные технические характеристики. Которые, в отличие от электронной техники, пока никто не

Слайд 33Поэтому окружающая действительность для человека, как и для всех других видов

живых организмов, населяющих нашу планету представлена только такой, какой её способны показать органы чувств.

Поэтому окружающая действительность для человека, как и для всех других видов живых организмов, населяющих нашу планету представлена

Слайд 34Анализаторы функционируют не вечно. В этом случае возникают иллюзии - искажённое

восприятие окружающей действительности в пределах способностей наших органов чувств.
Анализаторы функционируют не вечно. В этом случае возникают иллюзии - искажённое восприятие окружающей действительности в пределах способностей

Слайд 36 Иллюзия - ложное восприятие.



Иллюзия - ложное восприятие.

Слайд 37Иллюзии

Иллюзии

Слайд 46Можно ли тренировать анализаторы?

Можно ли тренировать анализаторы?

Слайд 47К этому остаётся добавить, что способности наших анализаторов можно развивать. Например,

врач на слух способен определить шумы в сердце больного,
а опытные дегустаторы безошибочно определяют на вкус марку вина или с помощью обоняния аромат духов.

К этому остаётся добавить, что способности наших анализаторов можно развивать. Например, врач на слух способен определить шумы

Слайд 48Решите задачу
«Ольга Ивановна Скороходова (1911-1982гг.)- советский учёный-дефектолог, педагог, литератор, кандидат

педагогических наук. Судьба поступила с ней жестоко. В возрасте 8 лет она потеряла зрение, а позднее и слух. Но, тем не менее, она научилась говорить, писать, читать, стала научным работником. Ее стихи звучали в начале нашего урока. В 60-х годах в РГУ она читала одну из своих лекций по психологии и когда закончила ее, студенты стали аплодировать, но внезапно зал замер. Студенты вспомнили, что преподаватель ничего не слышит. И тогда она сказала: «Продолжайте аплодировать, я чувствую ваши аплодисменты через колебания воздуха!». Как вы объясните данный факт.

Решите задачу «Ольга Ивановна Скороходова (1911-1982гг.)- советский учёный-дефектолог, педагог, литератор, кандидат педагогических наук. Судьба поступила с ней

Слайд 49Что означает эта схема?

Что означает эта схема?

Слайд 50Функции анализатора

Функции анализатора

Слайд 52Свойства анализаторов
Решите задачу.
Какое свойство проявляет анализатор?
Если выйти из темной комнаты

после продолжительного пребывания в ней в ярко освещенную, то в начале наступает слепота. Постепенно глаз начинает привыкать к яркому освещению и все видеть. Аналогично при переходе из ярко освещенной комнаты в темную человек лишь по происшествии некоторого времени приспосаб­ливается к темноте и начинает различать предметы.
Свойства анализаторовРешите задачу. Какое свойство проявляет анализатор?Если выйти из темной комнаты после продолжительного пребывания в ней в

Слайд 53Свойства анализаторов
Решите задачу
Какое свойство проявляет анализатор?






Мы не ощущаем вес собственной одежды,

хотя он может составлять 2-3 кг. Каким бы зловонным ни был запах или невыносимым шум, через некоторое время мы перестаем их замечать, привыкаем.
Свойства анализаторовРешите задачуКакое свойство проявляет анализатор?Мы не ощущаем вес собственной одежды, хотя он может составлять 2-3 кг.

Слайд 54Свойства анализаторов
Решите задачу
Какое свойство проявляет анализатор?


Слепые узнают человека по запаху. При

потере зрения и слуха сильно развивается осязание. Многие слепые прекрасно ориентируются по слуху. Например, один слепой мальчик научился ездить на трехколесном ве­лосипеде. Он объезжал прохожих, вовремя мог свернуть, чтобы не съехать на мостовую.
Свойства анализаторовРешите задачуКакое свойство проявляет анализатор?Слепые узнают человека по запаху. При потере зрения и слуха сильно развивается

Слайд 55Свойства анализаторов
Решите задачу
Профессор Калифорнийского университета Муд (1964) надел специальные, плотно прилегающие

к лицу очки, чрез которые видел все так, как на матовом стекле фотоап­парата, т.е. изображение было перевернутым. В течение 8 суток он, проходя несколько десятков шагов, ощущал симптом «морской болезни», путая левую сторону с правой, вверх и низ. Но после этого срока, хотя очки по-прежнему были перед глазами, снова стал видеть правильно, т.е. снова обрел способность двигаться и ориентироваться в пространстве. В своих очках он ездил на мотоцикле, водил автомашину, пилотировал самолет. А затем снял очки - и мир вокруг него снова «перевернулся». Лишь через несколько дней все зрительные восприятия стали нормальными.

Свойства анализаторовРешите задачуПрофессор Калифорнийского университета Муд (1964) надел специальные, плотно прилегающие к лицу очки, чрез которые видел

Слайд 56Решите задачу
1 группа: В свое время С.П. Боткин показал И.М. Сеченову

больную, которая ощущала внешний мир только через осязание одной руки. Все ее органы чувств были поврежде­ны. Больная все время спала, и, толь­ко постучав по руке, ее можно было разбудить. Говорила она очень мало и отвечала, когда писали по ее руке. Как вы объясните данный факт.
Решите задачу1 группа: В свое время С.П. Боткин показал И.М. Сеченову больную, которая ощущала внешний мир только

Слайд 57Решите задачу
3 группа: Почему в концер­тных залах не гасят свет. А

темной комнате слабые звуки почти не слышны. Как вы объясните данный факт.

Решите задачу3 группа: Почему в концер­тных залах не гасят свет. А темной комнате слабые звуки почти не

Слайд 58Решите задачу
На пленке зафиксированы лишь отдельные кадры, но кино воспринимается нами

как непрерывный процесс. Ноты тоже состоят из записи различных звуков, а музыкальная мелодия воспринимается нами как единое целое. Свет в электрической лампочке слагается из частых вспышек, а наше освещение кажется равномерным. Как вы объясните данный факт.
 

Решите задачуНа пленке зафиксированы лишь отдельные кадры, но кино воспринимается нами как непрерывный процесс. Ноты тоже состоят

Слайд 59Подведем итог
Что возьмем с собой?
«Докрутить»
Бесполезное

Подведем итогЧто возьмем с собой?«Докрутить»Бесполезное

Слайд 60Домашнее задание
П. 48
Решить задачу

Домашнее заданиеП. 48Решить задачу

Слайд 61Наметим стратегию урока
«Если бы вы были авторами учебника, как бы вы

объяснили ученикам необходимость изучения этой темы»?
«Если бы вы были авторами учебника, какие бы разделы вы включили в учебный материал по данной теме урока»?
«Если бы вы были художником – иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему»?
«Если бы вы были авторами учебника, какие бы вопросы вы бы сформулировали в процессе изучения данной темы»?



Наметим стратегию урока«Если бы вы были авторами учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы»?«Если

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть